Автор: Мещанинова Светлана Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 35 "Улыбка" г. Георгиевска"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт работы инструктора по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы
инструктора по физической культуре
Мещаниновой Светланы Сергеевны в рамках
реализации социального инновационного проекта
«Держась за руки»
по программе Гидрореабилитации «Аквааэробика»
Гидрореабилитация
— это вид водной реабилитации для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Одним
из
способов
гидроребилитации
является
аквааэробика.
Аквааэробика
–
система
физических упражнений в воде.
Занятия по данной программе посещают дети разных нозологических
групп. Цель, которую мы преследуем, занимаясь с детьми данной категории
это сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в
процессе освоения разных видов упражнений в воде. Задачи данной
программы
-
укреплять
мышечный
аппарат
ребенка;
способствовать
развитию
подвижности
суставов;
укреплять
сердечно-сосудистую
и
дыхательную системы; развивать гибкость; формировать правильную осанку;
улучшать координацию движений и равновесие в воде; формировать и
совершенствовать
двигательные
умения
и
навыки;
способствовать
закаливанию организма; развивать навыки личной гигиены; создавать
положительный
эмоциональный
настрой
от
занятий
аквааэробикой;
воспитывать
положительные
черты
характера,
нравственно-волевые
качества:
силу,
выносливость
смелость,
ловкость,
настойчивость,
самостоятельность и др.
Реализуя программу по Гидрореабилитации детей с ограниченными
возможностями в рамках социального инновационного проекта «Держась за
руки», мы использовали систему физических упражнений Аквааэробики.
Которая в свою очередь
оказывает оздоровительное и укрепляющее
воздействие на интенсивно развивающийся детский организм.
Программа составлена для детей с ОВЗ от 3-8 лет и рассчитана на 1
учебный год, с количеством занятий - 96 часов.
Занятия
по
данной
программе
посещали
пятеро
детей
разных
нозологических
групп.
Трое
из
которых
имели
нарушения
опорно-
двигательного аппарата, ребенок с синдромом «Элерса-Данлоса» и ребенок с
нарушением зрения.
В течение отчетного периода с детьми были запланированы:
- игры на формирование умения ориентироваться в пространстве
(бассейне);
- игры на расслабление в воде;
- музыкально - ритмические упражнения, направленные на развитие
основных движений, выполняемых прямыми и согнутыми руками и ногами;
- упражнения, способствующие развитию мышечной силы рук, пресса,
укреплению мышц ног, тренирующие способность сохранять равновесие в
воде;
-
упражнения
на
формирование
правильной
осанки,
воспитания
настойчивости, самостоятельности.
Вводная педагогическая диагностика на начало учебного года (сентябрь
2019 г.) показала, что не все дети имеют понятия о свойствах воды, правилах
безопасного поведения в помещениях бассейна и на воде, также некоторые
имели трудности в самообслуживании.
Трое из пяти занимающихся уверенно и безбоязненно, смело входили в
воду и окунались самостоятельно. С небольшой помощью со стороны
взрослого
выполняли
упражнения
аквааэробики
и гидропластики,
разнообразные движения в воде с предметами и без предметов, принимали
активное участие в подвижных играх на воде.
Двое детей не уверенно и боязненно держались на воде, это мальчик с
диагнозом ДЦП и ребенок с нарушение зрения.
Опираясь на результаты педагогической диагностики, дальнейшая
работа по гидрореабилитации, с отстающими детьми, была немного
пересмотрена,
подкорректирована
и
направлена
на
достижения
поставленных целей и задач.
В ходе работы трое из детей, которые изначально не имели трудности,
успешно осваивали программу, естественно каждый на своем уровне в
зависимости от возрастных особенностей, особенностей своего заболевания и
общего состояния здоровья.
Мальчику, с диагнозом ДЦП, изначально испытывавшему страх к воде
было больше уделено внимание по ознакомлению с водной средой,
свойствами воды. Также, вместо плавательных очков, родителям было
предложено приобрести маску для ныряния и пользоваться ею как на
занятиях, так и дома в ванной. Вскоре, ребенок преодолел страх воды,
научился нырять, выполнять выдохи в воду как на месте, так и в движении.
Но в отличии от всех детей один ребенок из-за проблем с нарушением
зрения (незрячий) имел трудности во всех упражнениях.
С ним велась
индивидуальная работа по адаптации, как к водной среде, так и к
окружающей
его
внешней
среде.
Были
определены
и выбраны
первостепенные и наиболее приемлемые методы и методические приемы в
работе с данным ребенком.
Была разработана анкета, для того чтобы совместно с родителями мы
понимали, на сколько ребенок готов к новой среде, к занятиям, к восприятию
новой для него информации, понимает ли он значение предметов и вообще,
на
сколько
он
развит для
своего
возраста.
Это помогло правильно
распределить
учебный
материал,
грамотно
его
организовать
и
дать
рекомендации родителям по сопровождению ребенка в обучении в домашних
условиях.
В помощь родителям данного ребенка, было, рекомендовано ознакомится
с записями «Загорского эксперимента», в котором описываются формы и
методы обучения слепоглухонемых детей. Помимо занятий в бассейне, для
достижения поставленных задач, для родителей данного ребенка были
разработаны
памятки
с
классификацией
физических
упражнений
и
рекомендации по сопровождению ребенка данной категории во время
занятий в домашних условиях.
Несмотря на то, что занятия с детьми были приостановлены в связи с
эпидемиологической
обстановкой
(COVID-19)
в
стране
после
их
возобновления никто из детей не утерял навыков и умений, приобретенных
ранее.
Так, к концу периода по реализации проекта все дети смогли добиться
положительных результатов в освоении данной программы. Например
ребенок с синдромом «Элерса-Данлоса» успешно выполнил всю программу и
был рекомендован родителям о переводе его для дальнейших занятий в
группу по обучению плаванию с детьми, не имеющими особенностей в
состоянии здоровья, но под наблюдением инструктора по плаванию.
Ребенок с диагнозом ДЦП, который испытывал изначально страх к воде
на конец периода существенно увеличил время пребывания под водой,
научился самостоятельно, без помощи взрослого проплывать несколько
метров способом «кроль на груди», плыть на спине с помощью различных
поддерживающих предметов дистанцию 7 метров.
Еще двое детей с диагнозом ДЦП выполняли все задания программы так
же
по
своим
возможностям,
исходя
из
возрастных
особенностей,
особенностей своего заболевания и вида двигательных нарушений.
А ребенок с нарушением зрения на конец периода научился нырять,
выполнять выдохи в воду, выполнять различные упражнения как с
предметами, так и без них, передвигаться по бассейну с подвижной опорой и
разными способами.
В заключении хочу сказать, что мы с ребятами добились хороших
результатов как в теоретических знаниях, так и в практических умениях.
К концу года обучения, они научились выполнять упражнения с
различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положении
тела. У детей сформировались физические качества, навыки выполнения
плавательных действий, связанных с перемещением тела в водной среде.
Родители заметили, что у детей улучшилась осанка, координация движений.
Увидели улучшение физического здоровья за счёт повышения уровня
сопротивляемости
к
простудному
фактору
у
всех
занимающихся,
совершенствование нервно-психических процессов. Дети обогатились не
только двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным,
волевым опытом.
Проводя мониторинг мы видим, что на начало года низкий уровень
умений и навыков испытывали все 5 человек, в марте 2020 года низкий
уровень остался у трех человек, а двое детей перешли на средний уровень, а
на конец периода освоения программы один ребенок перешел на высокий
уровень показав стойкий интерес к физическим упражнениям, выполнявший
упражнения
в
горизонтальном
и
вертикальном
положении
тела,
соблюдавший темп и ритм при выполнении упражнений и выполнял
упражнения в полной координации.
100%
Уровень развития умений и
навыков на сентябрь 2019г.
низкий
средний
высокий
60%
40%
Уровень развития умений и
навыков на март
2020г.
низкий
средний
высокий
20%
60%
20%
Уровень развития умений и
навыков на сентябрь 2020г.
низкий
средний
высокий
Программа
по
Гидрореабилитации
«Аквааэробика»
за
период
реализации социального инновационного проекта «Держась за руки» была
выполнена полностью в объеме 96 часов.