Напоминание

Опыт работы инструктора по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Мещанинова Светлана Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 35 "Улыбка" г. Георгиевска"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт работы инструктора по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы

инструктора по физической культуре

Мещаниновой Светланы Сергеевны в рамках

реализации социального инновационного проекта

«Держась за руки»

по программе Гидрореабилитации «Аквааэробика»

Гидрореабилитация

— это вид водной реабилитации для детей с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Одним

из

способов

гидроребилитации

является

аквааэробика.

Аквааэробика

система

физических упражнений в воде.

Занятия по данной программе посещают дети разных нозологических

групп. Цель, которую мы преследуем, занимаясь с детьми данной категории

это сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в

процессе освоения разных видов упражнений в воде. Задачи данной

программы

-

укреплять

мышечный

аппарат

ребенка;

способствовать

развитию

подвижности

суставов;

укреплять

сердечно-сосудистую

и

дыхательную системы; развивать гибкость; формировать правильную осанку;

улучшать координацию движений и равновесие в воде; формировать и

совершенствовать

двигательные

умения

и

навыки;

способствовать

закаливанию организма; развивать навыки личной гигиены; создавать

положительный

эмоциональный

настрой

от

занятий

аквааэробикой;

воспитывать

положительные

черты

характера,

нравственно-волевые

качества:

силу,

выносливость

смелость,

ловкость,

настойчивость,

самостоятельность и др.

Реализуя программу по Гидрореабилитации детей с ограниченными

возможностями в рамках социального инновационного проекта «Держась за

руки», мы использовали систему физических упражнений Аквааэробики.

Которая в свою очередь

оказывает оздоровительное и укрепляющее

воздействие на интенсивно развивающийся детский организм.

Программа составлена для детей с ОВЗ от 3-8 лет и рассчитана на 1

учебный год, с количеством занятий - 96 часов.

Занятия

по

данной

программе

посещали

пятеро

детей

разных

нозологических

групп.

Трое

из

которых

имели

нарушения

опорно-

двигательного аппарата, ребенок с синдромом «Элерса-Данлоса» и ребенок с

нарушением зрения.

В течение отчетного периода с детьми были запланированы:

- игры на формирование умения ориентироваться в пространстве

(бассейне);

- игры на расслабление в воде;

- музыкально - ритмические упражнения, направленные на развитие

основных движений, выполняемых прямыми и согнутыми руками и ногами;

- упражнения, способствующие развитию мышечной силы рук, пресса,

укреплению мышц ног, тренирующие способность сохранять равновесие в

воде;

-

упражнения

на

формирование

правильной

осанки,

воспитания

настойчивости, самостоятельности.

Вводная педагогическая диагностика на начало учебного года (сентябрь

2019 г.) показала, что не все дети имеют понятия о свойствах воды, правилах

безопасного поведения в помещениях бассейна и на воде, также некоторые

имели трудности в самообслуживании.

Трое из пяти занимающихся уверенно и безбоязненно, смело входили в

воду и окунались самостоятельно. С небольшой помощью со стороны

взрослого

выполняли

упражнения

аквааэробики

и гидропластики,

разнообразные движения в воде с предметами и без предметов, принимали

активное участие в подвижных играх на воде.

Двое детей не уверенно и боязненно держались на воде, это мальчик с

диагнозом ДЦП и ребенок с нарушение зрения.

Опираясь на результаты педагогической диагностики, дальнейшая

работа по гидрореабилитации, с отстающими детьми, была немного

пересмотрена,

подкорректирована

и

направлена

на

достижения

поставленных целей и задач.

В ходе работы трое из детей, которые изначально не имели трудности,

успешно осваивали программу, естественно каждый на своем уровне в

зависимости от возрастных особенностей, особенностей своего заболевания и

общего состояния здоровья.

Мальчику, с диагнозом ДЦП, изначально испытывавшему страх к воде

было больше уделено внимание по ознакомлению с водной средой,

свойствами воды. Также, вместо плавательных очков, родителям было

предложено приобрести маску для ныряния и пользоваться ею как на

занятиях, так и дома в ванной. Вскоре, ребенок преодолел страх воды,

научился нырять, выполнять выдохи в воду как на месте, так и в движении.

Но в отличии от всех детей один ребенок из-за проблем с нарушением

зрения (незрячий) имел трудности во всех упражнениях.

С ним велась

индивидуальная работа по адаптации, как к водной среде, так и к

окружающей

его

внешней

среде.

Были

определены

и выбраны

первостепенные и наиболее приемлемые методы и методические приемы в

работе с данным ребенком.

Была разработана анкета, для того чтобы совместно с родителями мы

понимали, на сколько ребенок готов к новой среде, к занятиям, к восприятию

новой для него информации, понимает ли он значение предметов и вообще,

на

сколько

он

развит для

своего

возраста.

Это помогло правильно

распределить

учебный

материал,

грамотно

его

организовать

и

дать

рекомендации родителям по сопровождению ребенка в обучении в домашних

условиях.

В помощь родителям данного ребенка, было, рекомендовано ознакомится

с записями «Загорского эксперимента», в котором описываются формы и

методы обучения слепоглухонемых детей. Помимо занятий в бассейне, для

достижения поставленных задач, для родителей данного ребенка были

разработаны

памятки

с

классификацией

физических

упражнений

и

рекомендации по сопровождению ребенка данной категории во время

занятий в домашних условиях.

Несмотря на то, что занятия с детьми были приостановлены в связи с

эпидемиологической

обстановкой

(COVID-19)

в

стране

после

их

возобновления никто из детей не утерял навыков и умений, приобретенных

ранее.

Так, к концу периода по реализации проекта все дети смогли добиться

положительных результатов в освоении данной программы. Например

ребенок с синдромом «Элерса-Данлоса» успешно выполнил всю программу и

был рекомендован родителям о переводе его для дальнейших занятий в

группу по обучению плаванию с детьми, не имеющими особенностей в

состоянии здоровья, но под наблюдением инструктора по плаванию.

Ребенок с диагнозом ДЦП, который испытывал изначально страх к воде

на конец периода существенно увеличил время пребывания под водой,

научился самостоятельно, без помощи взрослого проплывать несколько

метров способом «кроль на груди», плыть на спине с помощью различных

поддерживающих предметов дистанцию 7 метров.

Еще двое детей с диагнозом ДЦП выполняли все задания программы так

же

по

своим

возможностям,

исходя

из

возрастных

особенностей,

особенностей своего заболевания и вида двигательных нарушений.

А ребенок с нарушением зрения на конец периода научился нырять,

выполнять выдохи в воду, выполнять различные упражнения как с

предметами, так и без них, передвигаться по бассейну с подвижной опорой и

разными способами.

В заключении хочу сказать, что мы с ребятами добились хороших

результатов как в теоретических знаниях, так и в практических умениях.

К концу года обучения, они научились выполнять упражнения с

различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положении

тела. У детей сформировались физические качества, навыки выполнения

плавательных действий, связанных с перемещением тела в водной среде.

Родители заметили, что у детей улучшилась осанка, координация движений.

Увидели улучшение физического здоровья за счёт повышения уровня

сопротивляемости

к

простудному

фактору

у

всех

занимающихся,

совершенствование нервно-психических процессов. Дети обогатились не

только двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным,

волевым опытом.

Проводя мониторинг мы видим, что на начало года низкий уровень

умений и навыков испытывали все 5 человек, в марте 2020 года низкий

уровень остался у трех человек, а двое детей перешли на средний уровень, а

на конец периода освоения программы один ребенок перешел на высокий

уровень показав стойкий интерес к физическим упражнениям, выполнявший

упражнения

в

горизонтальном

и

вертикальном

положении

тела,

соблюдавший темп и ритм при выполнении упражнений и выполнял

упражнения в полной координации.

100%

Уровень развития умений и

навыков на сентябрь 2019г.

низкий

средний

высокий

60%

40%

Уровень развития умений и

навыков на март

2020г.

низкий

средний

высокий

20%

60%

20%

Уровень развития умений и

навыков на сентябрь 2020г.

низкий

средний

высокий

Программа

по

Гидрореабилитации

«Аквааэробика»

за

период

реализации социального инновационного проекта «Держась за руки» была

выполнена полностью в объеме 96 часов.



В раздел образования