Автор: Власова Любовь Вениаминовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ№6 СП "Детский сад "Ёжик"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на диатонических колокольчиках
Раздел: дошкольное образование
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре
на диатонических колокольчиках.
Игре на детских музыкальных инструментах в дошкольном образовательном учреждении уделяется
особое внимание, так как это способствует развитию музыкальной памяти, внимания дошкольников,
помогает преодолению застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами. Работа по обучению игре
на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство с
инструментами осуществляется при проведении непосредственно образовательной деятельности
таки во время индивидуальной работы с детьми.
Диатонические колокольчики развивают музыкальный, гармонический, тембровый слух. Ведь
каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «До» первой октавы, до ноты «До» второй
октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Набор диатонических колокольчиков
состоит из 8 колокольчиков разного цвета.
до - красный
ре - оранжевый
ми - жёлтый
фа - зелёный
соль - голубой
ля - синий
си - фиолетовый
до 2й октавы - белый
Занятия в ансамбле на диатонических колокольчиках предназначены для работы с группой детей из
8 человек. Для работы со всеми детьми, следует использовать несколько наборов диатонических
колокольчиков. Тогда один звук будут играть несколько детей.
Дети сидят или стоят с одним колокольчиком в руке. Колокольчики раздаются детям в порядке
звукоряда. Так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.
Обучая детей игре в ансамбле на диатонических колокольчиках, я использую методику«Цветной»
нотной грамоты.
Работа с «цветными» партитурами в игре на диатонических колокольчиках:
«Цветная» партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром звуков.
На партитурах нарисованы цветные кружки-ноты, соответствующие цвету колокольчика. На
длительность звука указывает размер кружка – ноты: маленькая - короткий звук, большая нотка –
длинный. Короткий звук играется одним ударом колокольчика.
Колокольчик нужно взять правой рукой, зажав его в кулак за ручку, и прижать его к плечу. Это
исходная позиция.
Музыкальный руководитель показывает ноты с помощью указки. Дети начинают играть в тот
момент, когда указка покажет ноту, совпадающую с цветом колокольчика в руке. Дети должны быть
предельно внимательными, следить за указкой. В нужный момент сыграть свою ноту и держать её до
тех пор, пока указка не перейдёт на другую ноту. При этом педагог должен следить за тем, чтобы
после игры своего звука, дети быстро убирали колокольчик в исходную позицию, прислонив его к
плечу.
Принцип обучения «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах
работы.
На изучение одной партитуры отводится несколько занятий.
Грамотное использование «цветной» нотной грамоты является интересным и доступным методом в
процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.
Партитуры делятся на подвиды:
- для упражнений
- для выступления на концертах
-для игр
Партитуры для упражнений
предназначены для изучения нотной грамоты. С помощью
упражнений развиваются у детей:память,звуковысотность. Активизируется
концентрация
внимания. Так же повторяются цвета, так как ноты цветные.
Партитуры для выступления на концерта предназначены дляработы над точностью исполнения
ансамблевого звучания, над артистизмом.
Партитуры для игр предназначаются для зрительного контроля и повышения скорости реакции.
Улучшается согласованность между процессом слушания и зрительной координации движения руки,
в которой находится колокольчик.
Игра на диатонических колокольчиках способствует развитию у детей чувства ритма, музыкальной
памяти, внимания, так как дети играют по цветным партитурам.
Развиваются
навыки мелкой и крупной моторики.Совместное музицирование способствует
развитию таких качеств, как внимательность, дисциплинированность, ответственность за правильное
исполнение своей партии. Каждый ребёнок становится активным участником ансамбля. Дети
выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. Они чувствуют себя настоящими
артистами.
Литература:
Т.Э. Тютюнникова «Элементарноемузицированиес дошкольниками» 2002г.
Н.Г.Кононова «Обучение детей игре на музыкальных инструментах» 1990г.
Журнал «Музыкальный руководитель» №4 2004г.
Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2005г.
Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2005г.
Журнал «Музыкальная палитра» №2 2007г.
Журнал «Музыкальная палитра» №4 2008г.
Журнал «Музыкальная палитра» №1 2010г.