Напоминание

Проблемы физического воспитания в профессиональном образовании


Авторы: Кожанова Людмила Ивановна, Тишаков Олег Игоревич
Должность: преподаватели физической культуры
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы физического воспитания в профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемы физического воспитания в профессиональном образовании

ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»

Преподаватели физического воспитания:

Кожанова Л.И., Тишаков О.И.

Развитие современных технологий, стремление к максимальному

удобству, комфорту, экономии сил и времени увеличивает значимые

изменения в жизни обучающихся

Одной из причин ухудшения здоровья детей, подростков и молодежи

исследователи считают хронический дефицит двигательной активности,

вызванный

снижением

бытовых

физических

нагрузок

и

обилием

информации

В целом образ жизни студентов становится совсем малоподвижным, а

ежедневная потребность в физических нагрузках сходит на ее полное

отсутствие.

Многочисленные медицинские осмотры и исследования последних 10

лет свидетельствуют о негативных тенденциях в здоровье подрастающего

поколения.

Современные дети - это результат нашего мобильного мира, объект

споров, жалоб социологов, психологов, педагогов.

В.С. Фомин, В.С. Левин (1999) установили, что дефицит двигательной

активности начинает формироваться на этапе школьного образования и

прогрессирует на протяжении всего периода дальнейшего обучения. И это

есть отрицательное последствие любого образовательного учреждения.

В создавшейся ситуации только регулярные занятия физической культурой и

спортом,

оптимальная

физическая

активность,

наряду

с

другими

дополняющими их элементами здорового образа жизни, являются надежной

гарантией сохранения здоровья отдельного человека и общества в целом.

Существенное падение уровня физического здоровья среди молодежи,

распространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу

экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего

общества. В нашем учебном заведении, на технические профессии и

специальности поступают здоровые дети. Но в течение учебы появляются

студенты освобожденные и относящиеся к специальной и подготовительной

медицинской группе. Это тенденция имеет свойство увеличиваться с годами.

Исследовательские данные свидетельствуют, что в настоящее время более

50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два или более

хронических

заболеваний,

30%

призывников

в

вооруженные

силы

Российской Федерации являются не годными к срочной службе по

состоянию здоровья, а около 40% молодых людей призывного возраста не

могут выполнить нормативы по общей физической подготовке даже на

удовлетворительную оценку. Различные социологические исследования

показывают, что количество студентов направляемых по результатам

медицинского осмотра в специальные медицинские группы достигает 50% от

общего контингента обучающихся, а уровень физического здоровья молодых

людей планомерно снижается в прямой зависимости от курса обучения .

Исследованиями

подтверждается,

что

значительная

часть

молодых

специалистов, покидают стены учебного заведения с более низким уровнем

физического здоровья, чем они имели по приходу в колледж.

У студентов от курса к курсу увеличивается частота хронической

патологии и в первую очередь это связано с переходом различных

функциональных отклонений в хронические формы заболеваний.

Это

и

является

первостепенной

проблемой

в

образовательных

организациях.

Решении этой проблемы состоит в том, чтобы содействовать

формированию разносторонне развитой личности студента средствами

физической культуры.

достижения этой цели для преподавателя является - овладение

студентами основ физической культуры. В целом это означает совокупность

потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития

двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение

осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную

деятельность.

Придя в среднее профессиональное образование, обучающиеся по

первому впечатлению, начинают изучать дисциплину заново. И не потому,

что изменилась программа в школе или качество образования, а потому , что

изменилась природа человека и закономерность его развития. Сейчас с

каждым годом очень растет большое количество детей с ограниченными

возможностями. Влияние экологии не проходит бесследно. Замедленное

психофизическое развитие – результат бездействия родителей в современном

мире.

Физическое

развитие

-

одно

из

направлений,

которое

курирует

Правительство РФ.

Физическое образование обучающихся включает в себя четыре вида

обучения:

1.

урок физической культуры;

2.

оздоровительные и физические спортивные мероприятия;

3.

факультативы (тренировки);

4.

досуговые занятия (походы с родителями, друзьями).

Обеспеченность физкультурного образования, как правило получают в малом

объеме и не все обучающиеся.

Актуальные проблемы физического воспитания среднего профессионального

образования включают в себя:

- проблему общего масштаба населения обучающихся;

-преемственность физического воспитания в школах и СПО;

-недостаточное содержание лекционных и практических разделов;

-несогласованность

показателей

и

нормативов

оценки

физической

подготовленности в школе;

-проблема

периодической

популяризации

здорового

образа

жизни,

отсутствие постоянных занятий спортом.

Эффективность физического развития во многом зависит от отношения в

семье к спорту. Проблемы индивидуального физического здоровья результат

воздействия

на

разных

людей

с

различными

проблемами

здоровья

современного студента.

Самой главной проблемой физического воспитания в СПО является

стремительное падение популяризации различных видов спорта.

На каждом этом этапе развития страна ставит задачи, прививая к жизни у

обучающихся любовь к Родине, семье, труду, учебе, развитию, заботясь тем

самым о психофизическом здоровье подрастающего поколения страны.

В настоящее время отсутствует система воспитания спортсменов средствами

физической культуры, а имеющиеся наработки не отражают запросов на

практике.

В нашей стране- стране педагогической науки не всегда остро ставится

вопрос о разработке научных основ предмета. Незабываемыми остаются те

знания, которые суммируются из года в год, как в общей педагогике, так и

педагогике физического воспитания.

Многие преподаватели физического воспитания несут огромный опыт и

запас знаний, умений в воспитании физической культуры, однако знания не

обобщаются и из-за этого проигрывает практика воспитательной работы в

образовании.

Проблемы

возникают

не

только

во

время

проведения

аудиторных занятий, но и при организации соревнований и внеаудиторных

занятий по физической культуре.

Сейчас резко ощущается дефицит педагогической литературы в сфере

физического воспитания.

Для

результативной

работы

с

обучающимися

преподавателю

многое

необходимо знать о обучающихся:

- взаимоотношения в коллективе, семье;

-социальную среду воспитания обучающегося.

Преподаватель физической культуры должен не забывать , что результат

работы будет в том случае, когда удается организовывать взаимоотношения

на положительных эмоциях.

Содержание воспитания является одной из сторон полного контакта со

студентом.

В целом процесс физического воспитания – это развитие разработанных

программ индивидуального взаимоотношения со студентами.

Оценке деятельности преподавателей физической культуры сейчас несет

несколько иной вид. Стало модным считать количество призовых мест в

соревнованиях между учебными заведениями и на их основе оценивать

качество работы преподавателя. Во-первых, за 2-3 часа в неделю подготовить

победителя

невозможно,

во-вторых,

в

соревнованиях

участвуют,

как

правило,

действующие

или

бывшие

спортсмены,

а

значит,

роль

преподавателя сводится только к организаторским функциям, в-третьих, цель

соревнований выявить абсолютный максимум человека, команды, а цель

физической культуры, которой занимается педагог, совсем в другом. Вот и

занимаются

преподаватели,

по

возможности,

натаскиванием

сильных

студентов к соревнованиям, ведь это почет, да и материальные блага в виде

стимулирующего фонда, повышения квалификации. Должен заниматься этим

тренер в спортивной школе, а учитель, преподаватель должен заниматься

популяризацией активного образа жизни, привлечением в базовый спорт,

донесением до подростков доступности, разнообразности, увлекательности

физических упражнений. Нельзя на основе количества медалей и количества

студентов, участвующих в соревнованиях от техникума, делать выводы о

развитии физкультурного движения в СПО и качестве преподавания этой

учебной дисциплины в учебном заведении.

Список использованных источников:

1. А.А. Бишаева «Физическая культура» Москва. Издательский центр

«Академия» 2012г.

2. В.И. Лях «Физическая культура» Москва. Просвещение 2008г.

3. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин «Физическая культура» Москва.

Издательский центр «Академия» 2007 г.



В раздел образования