Авторы: Кожанова Людмила Ивановна, Тишаков Олег Игоревич
Должность: преподаватели физической культуры
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы физического воспитания в профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы физического воспитания в профессиональном образовании
ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
Преподаватели физического воспитания:
Кожанова Л.И., Тишаков О.И.
Развитие современных технологий, стремление к максимальному
удобству, комфорту, экономии сил и времени увеличивает значимые
изменения в жизни обучающихся
Одной из причин ухудшения здоровья детей, подростков и молодежи
исследователи считают хронический дефицит двигательной активности,
вызванный
снижением
бытовых
физических
нагрузок
и
обилием
информации
В целом образ жизни студентов становится совсем малоподвижным, а
ежедневная потребность в физических нагрузках сходит на ее полное
отсутствие.
Многочисленные медицинские осмотры и исследования последних 10
лет свидетельствуют о негативных тенденциях в здоровье подрастающего
поколения.
Современные дети - это результат нашего мобильного мира, объект
споров, жалоб социологов, психологов, педагогов.
В.С. Фомин, В.С. Левин (1999) установили, что дефицит двигательной
активности начинает формироваться на этапе школьного образования и
прогрессирует на протяжении всего периода дальнейшего обучения. И это
есть отрицательное последствие любого образовательного учреждения.
В создавшейся ситуации только регулярные занятия физической культурой и
спортом,
оптимальная
физическая
активность,
наряду
с
другими
дополняющими их элементами здорового образа жизни, являются надежной
гарантией сохранения здоровья отдельного человека и общества в целом.
Существенное падение уровня физического здоровья среди молодежи,
распространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу
экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего
общества. В нашем учебном заведении, на технические профессии и
специальности поступают здоровые дети. Но в течение учебы появляются
студенты освобожденные и относящиеся к специальной и подготовительной
медицинской группе. Это тенденция имеет свойство увеличиваться с годами.
Исследовательские данные свидетельствуют, что в настоящее время более
50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два или более
хронических
заболеваний,
30%
призывников
в
вооруженные
силы
Российской Федерации являются не годными к срочной службе по
состоянию здоровья, а около 40% молодых людей призывного возраста не
могут выполнить нормативы по общей физической подготовке даже на
удовлетворительную оценку. Различные социологические исследования
показывают, что количество студентов направляемых по результатам
медицинского осмотра в специальные медицинские группы достигает 50% от
общего контингента обучающихся, а уровень физического здоровья молодых
людей планомерно снижается в прямой зависимости от курса обучения .
Исследованиями
подтверждается,
что
значительная
часть
молодых
специалистов, покидают стены учебного заведения с более низким уровнем
физического здоровья, чем они имели по приходу в колледж.
У студентов от курса к курсу увеличивается частота хронической
патологии и в первую очередь это связано с переходом различных
функциональных отклонений в хронические формы заболеваний.
Это
и
является
первостепенной
проблемой
в
образовательных
организациях.
Решении этой проблемы состоит в том, чтобы содействовать
формированию разносторонне развитой личности студента средствами
физической культуры.
достижения этой цели для преподавателя является - овладение
студентами основ физической культуры. В целом это означает совокупность
потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития
двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение
осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную
деятельность.
Придя в среднее профессиональное образование, обучающиеся по
первому впечатлению, начинают изучать дисциплину заново. И не потому,
что изменилась программа в школе или качество образования, а потому , что
изменилась природа человека и закономерность его развития. Сейчас с
каждым годом очень растет большое количество детей с ограниченными
возможностями. Влияние экологии не проходит бесследно. Замедленное
психофизическое развитие – результат бездействия родителей в современном
мире.
Физическое
развитие
-
одно
из
направлений,
которое
курирует
Правительство РФ.
Физическое образование обучающихся включает в себя четыре вида
обучения:
1.
урок физической культуры;
2.
оздоровительные и физические спортивные мероприятия;
3.
факультативы (тренировки);
4.
досуговые занятия (походы с родителями, друзьями).
Обеспеченность физкультурного образования, как правило получают в малом
объеме и не все обучающиеся.
Актуальные проблемы физического воспитания среднего профессионального
образования включают в себя:
- проблему общего масштаба населения обучающихся;
-преемственность физического воспитания в школах и СПО;
-недостаточное содержание лекционных и практических разделов;
-несогласованность
показателей
и
нормативов
оценки
физической
подготовленности в школе;
-проблема
периодической
популяризации
здорового
образа
жизни,
отсутствие постоянных занятий спортом.
Эффективность физического развития во многом зависит от отношения в
семье к спорту. Проблемы индивидуального физического здоровья результат
воздействия
на
разных
людей
с
различными
проблемами
здоровья
современного студента.
Самой главной проблемой физического воспитания в СПО является
стремительное падение популяризации различных видов спорта.
На каждом этом этапе развития страна ставит задачи, прививая к жизни у
обучающихся любовь к Родине, семье, труду, учебе, развитию, заботясь тем
самым о психофизическом здоровье подрастающего поколения страны.
В настоящее время отсутствует система воспитания спортсменов средствами
физической культуры, а имеющиеся наработки не отражают запросов на
практике.
В нашей стране- стране педагогической науки не всегда остро ставится
вопрос о разработке научных основ предмета. Незабываемыми остаются те
знания, которые суммируются из года в год, как в общей педагогике, так и
педагогике физического воспитания.
Многие преподаватели физического воспитания несут огромный опыт и
запас знаний, умений в воспитании физической культуры, однако знания не
обобщаются и из-за этого проигрывает практика воспитательной работы в
образовании.
Проблемы
возникают
не
только
во
время
проведения
аудиторных занятий, но и при организации соревнований и внеаудиторных
занятий по физической культуре.
Сейчас резко ощущается дефицит педагогической литературы в сфере
физического воспитания.
Для
результативной
работы
с
обучающимися
преподавателю
многое
необходимо знать о обучающихся:
- взаимоотношения в коллективе, семье;
-социальную среду воспитания обучающегося.
Преподаватель физической культуры должен не забывать , что результат
работы будет в том случае, когда удается организовывать взаимоотношения
на положительных эмоциях.
Содержание воспитания является одной из сторон полного контакта со
студентом.
В целом процесс физического воспитания – это развитие разработанных
программ индивидуального взаимоотношения со студентами.
Оценке деятельности преподавателей физической культуры сейчас несет
несколько иной вид. Стало модным считать количество призовых мест в
соревнованиях между учебными заведениями и на их основе оценивать
качество работы преподавателя. Во-первых, за 2-3 часа в неделю подготовить
победителя
невозможно,
во-вторых,
в
соревнованиях
участвуют,
как
правило,
действующие
или
бывшие
спортсмены,
а
значит,
роль
преподавателя сводится только к организаторским функциям, в-третьих, цель
соревнований выявить абсолютный максимум человека, команды, а цель
физической культуры, которой занимается педагог, совсем в другом. Вот и
занимаются
преподаватели,
по
возможности,
натаскиванием
сильных
студентов к соревнованиям, ведь это почет, да и материальные блага в виде
стимулирующего фонда, повышения квалификации. Должен заниматься этим
тренер в спортивной школе, а учитель, преподаватель должен заниматься
популяризацией активного образа жизни, привлечением в базовый спорт,
донесением до подростков доступности, разнообразности, увлекательности
физических упражнений. Нельзя на основе количества медалей и количества
студентов, участвующих в соревнованиях от техникума, делать выводы о
развитии физкультурного движения в СПО и качестве преподавания этой
учебной дисциплины в учебном заведении.
Список использованных источников:
1. А.А. Бишаева «Физическая культура» Москва. Издательский центр
«Академия» 2012г.
2. В.И. Лях «Физическая культура» Москва. Просвещение 2008г.
3. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин «Физическая культура» Москва.
Издательский центр «Академия» 2007 г.