Авторы: Кожанова Людмила Ивановна, Седашов Олег Анатольевич
Должность: преподаватели физической культуры
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование чувства патриотизма у обучающихся посредством физического воспитания и спорта.
Раздел: среднее профессиональное
Формирование чувства патриотизма у обучающихся посредством
физического воспитания и спорта.
ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж». Преподаватель
первой категории Седашов О.А., преподаватель высшей категории
Кожанова Л.И., преподаватель иностранного языка Иващук Анна
Александровна
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы
патриотического воспитания посредством физической культуры в
профессиональной образовательной организации, а так же методы их
решения.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание,
обучающиеся , нравственность , Россия , колледж.
Annotation. This article discusses the problems of patriotic education
through physical culture in a professional educational organization, as well as
methods of solving them.
Keywords: patriotism, patriotic education, students, morality, Russia,
college
.
Нравственной основой любого государства является патриотизм.
Патриотизм выступает в качестве важного фактора служения своему
отечеству, формирования активной гражданской позиции. Благодаря
патриотизму русский народ на протяжении всего времени создавал
трудовую, спортивную и боевую славу, обеспечивал независимость и
движение вперед.
В данный момент Россия ищет свое место в мировой цивилизации в
ситуации демографического и социального кризиса, строит рыночную
экономику. При становлении рыночных отношений была утрачена
большая часть достижений социализма, одним из основных среди
которых, является воспитание патриотизма у молодежи. Нравственность
сейчас - это огромная проблема, имеющая большое теоретическое и
практическое значение. Из-за перехода к рыночной экономике
пострадала нравственность и духовная культура. Больше всего
пострадал такой принцип нравственности, как патриотизм. Чаще всего
патриотизм рассматривается как идеологическое и политическое
явление. В данном подходе сформировались две точки зрения. Одни
считают патриотизм пережитком прошлого, связанным с
коммунистической формацией. Другая точка зрения связанна с
вопросом: «За что нужно любить Россию?»
В настоящее время существует задумка переосмыслить слово
«патриотизм», освободить его от идеологических и политических
наслоений, рассматривать его как нравственное качество, выражающее
его начало в природе человека. Правильное определение патриотизма,
независимо от деятельности людей и социального качества, их
собственности , позволяет найти в этом в этом духовном феномене
общую цель нравственного воспитания.
Важно формировать чувство патриотизма у молодежи, а прежде
всего это нужно делать в годы студенчества. Будущее и настоящее
страны в большей степени зависит от его ориентации: будет ли это
погоня за прибылью или приоритетным станет защита национальных
интересов. Ежегодно , с целью сплочения коллектива и приобретения
первичных навыков армейской службы , учащиеся колледжа выезжают
на сборы по военной подготовке. Там , вдали от родителей, в течении
недели, обучающиеся , под руководством опытных инструкторов,
многие из которых побывали в «горячих точках» и имеют опыт защиты
Отечества , проходят курсы огневой, строевой, тактической, физической
и медицинской подготовки . Наибольшей популярностью среди юношей
пользуется воздушно-десантная подготовка , в ходе которой будущие
военнослужащие получают необходимые знания и навыки , которые ,
возможно , пригодятся при прохождении срочной службы в рядах
Вооружённых Сил РФ. Каждый вечер, по окончании занятий , курсантам
предлагаются к просмотру художественные фильмы военно-
патриотической тематики , проводятся беседы о необходимости службы
в армии и защиты территориальной и экономической целостности
страны.
Решать проблемы нравственности и патриотизма приходится в
сложных условиях. В ПОО приходят юноши и девушки уже достаточно
сформировавшиеся в отношении нравственности. Зная уровень
нравственности в условиях современной России, можно понять, что
образовательным учреждениям необходимо сосредоточить внимание на
чувстве гражданственности у обучающихся. Исследования в Санкт-
Петербурге показали, что почти половина опрошенных осознают себя
гражданами России, а треть охотно поменяли бы гражданство. В
небольших городах получились несколько иные результаты. Большая
часть осознаёт себя гражданами России, и только малая часть хотели бы
поменять гражданство. Такие разные результаты объясняются тем, что в
малых регионах России крепче связь молодых людей с родителями,
сильное влияние старшего поколения связано с высокой
гражданственностью.
В стенах Белгородского политехнического колледжа систематически
проводятся соревнования по различным видам спорта , посвящённые
дню Победы в Великой Отечественной войне , а так же другим
исторически значимым датам , проходят декады военно-спортивного
направления , приуроченные ко Дню защитника Отечества . Так же,
действенным инструментом в работе по мотивации патриотизма у
подрастающего поколения , являются встречи с чемпионами и
победителями многих спортивных соревнований , являющихся в разные
годы членами сборной России и успешно защищавшими и
защищающими честь страны на международной арене. Так, слова
прославленных спортсменов для молодёжи не являются пустым звуком ,
а воспринимаются как руководство к действию , толчком к началу
покорения спортивных вершин на благо Отечества !
Мотивация патриотических чувств, как собственно и их предмет,
различны. К самым основным патриотическим чувствам относят чувство
переживания за историю своей страны. У многих обучающихся к
истории своей страны неоднозначное отношение. Но именно это чувство
связанно с гордостью за спортивные, экономические, научно-
технические, культурные достижения и конечно же уважительное
отношение к старшему поколению , а так же участие в общественных
делах на благо страны, сочувствие к бедам соотечественников, забота о
будущем страны!