Автор: Шарина Ирина Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №246"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Игры для развития речи и мышления дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Логопед консультирует:
Игры для развития речи и мышления дошкольников
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там
учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так
важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное
понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с
мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир.
Первый и главный вопрос для нее - чему учить? Благо, выбор огромен - спасибо
прогрессу! Сегодня 3-4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и
микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И
все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для
себя заново. Поэтому начнем сначала.
Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать
ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите
ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут.
Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно
задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной
жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения
допустимы тематические уроки - «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а
также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д.
Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно
ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать
предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.
Быстро будет расширять словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети
болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению
окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок,
говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не
случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить
словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали,
что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и
глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»).
Ваша цель - приохотить «ученика» говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу
или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов,
веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с
разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут
появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный»,
«салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски
новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется
лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а
ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть
малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величаво-торжественное, другое
- бесшабашно-веселое, третье - трагически грустное.
Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если
он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни
были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет,
насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа.
Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что
они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с
черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у
мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные
предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем
случае - «листья»).
Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя по лесу,
задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок,
коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших
малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных
предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?»
(Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание
загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш
сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить
загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо
говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти
в разных детских книжках.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола - колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями
(нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося,
умоляя, громко, тихо)?
Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от
скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении
словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления,
моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!
Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых
относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и
предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим
словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным,
например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка,
береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы,
попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но
отличающимися (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра предназначена для
развития логиче-
ского мышления дошкольника.
Где мы были, вам не скажем, что делали - покажем
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее
без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение
книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что
делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш
успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку
последовательных событий (например, «проснулся - встал - умылся - позавтракал» и т.д.).
В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение,
сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость,
сообразительность, умение перевоплощаться.
Потерявшаяся игрушка
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу
запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из
игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно,
поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек,
начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с
заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов
(например,
из
детского
лото).
Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на
столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами.
Попросите
угадать,
какая
игрушка
занимает
не
свое
место.
Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания,
умения сосредоточиваться.
Найди тайник
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и
покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на
схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.
Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения
действовать по определенной схеме.
Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый
называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается,
какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его
проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например,
звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями,
чтобы
он
сам
давал
задание
и
проверял
его
выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее
можно по дороге в детский сад или в магазин.
Я к вам пишу…
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет
достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую
его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В
отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на
холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым:
послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может
содержать
два-три
простых
слова,
затем
пять-семь.
Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему
товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать
из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они
научатся делать это самостоятельно.
Кляксы
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски.
Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист
бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться
к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения,
эмоциональной
разрядке.
А
главное
-
вы
вместе,
вы
рядом.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что
нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих
делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.
Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести,
загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и
рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения
книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог
полистать
книги
на
полках
и
выбрать
что-то.
Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и
геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он
пускай
выберет
сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами,
бумагой,
клеем
и
т.д.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные
для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.
Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте
увиденное.
Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно
сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать
дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из
памяти.