Напоминание

"Игры для развития речи и мышления дошкольников"


Автор: Шарина Ирина Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №246"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Игры для развития речи и мышления дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопед консультирует:

Игры для развития речи и мышления дошкольников

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там

учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так

важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное

понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с

мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос для нее - чему учить? Благо, выбор огромен - спасибо

прогрессу! Сегодня 3-4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и

микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И

все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для

себя заново. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать

ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите

ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут.

Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно

задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной

жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения

допустимы тематические уроки - «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а

также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д.

Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно

ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать

предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.

Быстро будет расширять словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети

болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению

окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок,

говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не

случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить

словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали,

что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и

глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»).

Ваша цель - приохотить «ученика» говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу

или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов,

веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с

разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут

появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный»,

«салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски

новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется

лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а

ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть

малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величаво-торжественное, другое

- бесшабашно-веселое, третье - трагически грустное.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если

он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни

были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет,

насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа.

Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что

они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с

черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у

мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные

предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем

случае - «листья»).

Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя по лесу,

задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок,

коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших

малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных

предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?»

(Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание

загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш

сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить

загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо

говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти

в разных детских книжках.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола - колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями

(нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося,

умоляя, громко, тихо)?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое?

Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от

скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении

словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления,

моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых

относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и

предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим

словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным,

например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка,

береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы,

попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но

отличающимися (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра предназначена для

развития логиче-

ского мышления дошкольника.

Где мы были, вам не скажем, что делали - покажем

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее

без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение

книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что

делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш

успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку

последовательных событий (например, «проснулся - встал - умылся - позавтракал» и т.д.).

В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение,

сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость,

сообразительность, умение перевоплощаться.

Потерявшаяся игрушка

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу

запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из

игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно,

поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек,

начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с

заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов

(например,

из

детского

лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на

столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами.

Попросите

угадать,

какая

игрушка

занимает

не

свое

место.

Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания,

умения сосредоточиваться.

Найди тайник

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и

покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на

схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения

действовать по определенной схеме.

Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый

называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается,

какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его

проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например,

звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями,

чтобы

он

сам

давал

задание

и

проверял

его

выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее

можно по дороге в детский сад или в магазин.

Я к вам пишу…

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет

достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую

его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В

отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на

холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым:

послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может

содержать

два-три

простых

слова,

затем

пять-семь.

Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему

товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать

из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они

научатся делать это самостоятельно.

Кляксы

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски.

Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист

бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться

к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения,

эмоциональной

разрядке.

А

главное

-

вы

вместе,

вы

рядом.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что

нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих

делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.

Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести,

загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и

рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения

книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог

полистать

книги

на

полках

и

выбрать

что-то.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и

геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он

пускай

выберет

сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами,

бумагой,

клеем

и

т.д.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные

для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте

увиденное.

Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно

сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать

дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из

памяти.



В раздел образования