Напоминание

Тема: "Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»"


Автор: Овчинникова Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 188
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Занятие по фольклору в подготовительной группе.
Тема: Тема: "Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фольклор . Подготовительная группа

Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»

Цели:

1.Учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический

запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.

Задачи:

познакомить с творчеством русского народа, легендами, поверьями;

учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам;

расширять представление о старинных русских обычаях;

воспитывать любовь к близким.

Материалы и оборудование: выставка сборников русских народных сказок,

иллюстрации к сказке «Снегурочка», иллюстрации репродукций картин

«Снегурочка» М. Малкуса, Врубеля, Васнецова, записи арии из оперы

«Снегурочка» Римского - Корсакова.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент

-Ребята, встанем в круг, взявшись за руки с теми, с кем дружите, со своими

лучшими друзьями. Как приятно держать друг друга за руку. Улыбнитесь друг

другу. Улыбнитесь всем присутствующим.

Вы обратили внимание, когда шли в детский сад какое сейчас время года?

Какие зимние забавы у детей? Во что они любят играть зимой?

- Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

- О ком говорится в загадке, почему ты так думаешь?

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная

красавица делает зимний праздник более ярким и радостным. С самого детства

мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних

мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где, же родители Снегурочки.

Попробуем разобраться!

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих

непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и

Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других

странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не

существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный

уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и

рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана

с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа,

символизирующего плодородие. Отсюда и родиной Снегурочки считается

Кострома. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к

языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне,

который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод,

таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие

времена, впервые о ней заговорили когда в России была опубликована сказка о

девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега.

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих

трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский

собиратель фольклора Александр Афанасьев. У автора есть и языческий

вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это

снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних

деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами

Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу

как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой

оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил

Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к

людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже

по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее

мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке

отцом.Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор

неизвестноЛегенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево

царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с

Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там

живет Снегурочка.

По одним данным ее родила Большая Ель (бывает и такое). Светлая девушка

внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки и была встречена бурными

приветствиями всех лесных обитателей. По другим источником, ее вылепили

из снега бездетные старики Иван и Марья. Официальной датой

рождения Снегурочки стал 1873 год, когда Александр Николаевич Островский

переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом

рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в

имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки.

С легкой руки классика обзавелась Снегурочка и родителями. Оказывается,

родилась она от брака грозного Мороза и молодой Весны. Суровый отец держал

дочь в строгости, запирал в тереме и никуда не выпускал. Но девочка устала

жить в царстве льда и снега. Нежная мать пожалела дочь и, несмотря на гнев

мужа, выпустила ее к людям. Как показывают дальнейшие события - зря.

Берендеи приняли Снегурочку. Она поразила их своей необычной красотой. В

ее сердце не было тепла, она была холодна и казалась неприступной. Ей же

понравился пастух Лель. Своими песнями он разбудил в

сердце Снегурочки любовь. В знак расположения она подарила ему цветок, но

Лель не принял подарок. Надменная красота Снегурочки оставила его

равнодушным. Он бросил цветок и умчался веселиться с друзьями и

подружками. А в это время к красивой берендейке Купаве приехал жених

Мизгирь. Случайно он увидел Снегурочку и был покорён. Не задумываясь, он

отказался от своей невесты, чем вызвал всеобщее возмущение. Берендеи

осудили Мизгиря и обрекли на вечное изгнание. Снегурочка узнав об этом

убежала в лес, где случайно натолкнулась на Леля и Купаву.

Сердце Снегурочки впервые познало ревность, и в отчаянии она решила

просить у матери Весны дать ей любовь:

На рассвете матушка подарила ей венок, в котором была заключена

волшебная сила любви, заодно предупредив дочь, чтобы та береглась лучей

бога Солнца - Ярило. Как и все дети, Снегурочка не прислушалась к советам

своей мамы. Надев венок, она полюбила Мизгиря. Он привел Снегурочку во

дворец к царю Берендею и попросил его благословения. И тут… первый луч

восходящего солнца убил Снегурочку:

Снегурочка знала, что любовь убьет ее, но предпочла сгореть в этом огне,

чем жить с холодным сердцем. . Мизгирь не смог пережить своего горя. Он

бросился в озеро и погиб. Благодаря этой красивой сказке, Снегурочка

полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только

вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из

дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла.

-Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам:

Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои

знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное

снежное одеяние, подбитое горностаем; маленькую меховую шубку. Показ

картин В.Васнецова «Снегурочка» (1899), Михаила Врубеля «Снегурочка»

- Я рассказала вам несколько легенд о происхождении Снегурочки.

А теперь посмотрите и подумайте, на какой из картин, изображена Снегурочка

из пьесы Островского? А Снегурочку, из какой легенды напоминает

репродукция Врубеля?

Игровая деятельность

- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную

бабу.

Физминутка.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

- А теперь, я хочу вам рассказать сказку о «Снегурочке», которая тоже

является одной из версий появления девочки.

- Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку.

Слушайте внимательно.

Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса

«Снегурочка»

- Дети, вы прослушали сказку.

- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

- Представьте деревню, в которой жили деде и баба.

- Расскажите, сколько выпало снега?

- Как выглядели дома и все вокруг?

- Когда дед и баба пошли лепить себе дочку?

-Какой получилась Снегурочка?

-Как она выглядела?

- Какими другими именами можно назвать Снегурочку?

-Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?

-Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

(Радостная, приветливая, веселая, счастливая, улыбающаяся.)

- Покажите такие выражение лица

-Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему?

-Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в

лес? (Она хотела стать похожей на людей).

- Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).

- Почему мы говорим, что история о Снегурочке - сказка?

Физкультминутка «Лепим из снега»

Мы слепили снежный ком,

(Дети имитируют лепку из снега)

Ушки сделали потом.

(Ладошки подставить к голове)

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

(Показать пальчиками на глазки)

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом!

(ручки назад, показать хвостик)

И с головой!

(руки к голове)

За усы ты не тяни -

Из соломинок они!

(погрозить пальчиком)

Длинные, блестящие,

точно настоящие!

- Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже

сочиняли к ним музыку так Николай Римский-Корсаков сочинил Оперу

«Снегурочка»

- Что такое опера?

- Я предлагаю прослушать вам несколько отрывков из этой оперы – арий (что

такое?) и подумать, какие моменты из сказки можно было передать при помощи

этих произведений, или какие моменты наиболее точно переданы в них?

(1. Ария Снегурочки – С подружками по ягоды ходить. Проговорить, какие

чувства, впечатления Снегурочки предаются в данном музыкальном отрывке.

Как передаются? – обратить внимание на музыку, интонацию.

2. Сцена таяния Снегурочки – проговорить почему решили что данный

отрывок подходит к финалу сказки, обратить внимание на музыкальную

окраску – тревожность, трагичность печаль, слово «прости» как свидетельство

того что Снегурочка прощается со всем живым. Какие эмоции вызвали данные

фрагменты у детей. Их отношение к Снегурочке и её судьбе.)

- Что вы бы хотели рассказать дома, друзьям из того о чём сегодня узнали?

По окончании можно предложить детям слепить снегурочку из пластилина.



В раздел образования