Автор: Овчинникова Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 188
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Занятие по фольклору в подготовительной группе.
Тема: Тема: "Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»"
Раздел: дошкольное образование
Фольклор . Подготовительная группа
Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»
Цели:
1.Учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический
запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.
Задачи:
познакомить с творчеством русского народа, легендами, поверьями;
учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам;
расширять представление о старинных русских обычаях;
воспитывать любовь к близким.
Материалы и оборудование: выставка сборников русских народных сказок,
иллюстрации к сказке «Снегурочка», иллюстрации репродукций картин
«Снегурочка» М. Малкуса, Врубеля, Васнецова, записи арии из оперы
«Снегурочка» Римского - Корсакова.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент
-Ребята, встанем в круг, взявшись за руки с теми, с кем дружите, со своими
лучшими друзьями. Как приятно держать друг друга за руку. Улыбнитесь друг
другу. Улыбнитесь всем присутствующим.
Вы обратили внимание, когда шли в детский сад какое сейчас время года?
Какие зимние забавы у детей? Во что они любят играть зимой?
- Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
- О ком говорится в загадке, почему ты так думаешь?
В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная
красавица делает зимний праздник более ярким и радостным. С самого детства
мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних
мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где, же родители Снегурочки.
Попробуем разобраться!
В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих
непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и
Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других
странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не
существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.
Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный
уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и
рассказать стишок или спеть песенку.
Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана
с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа,
символизирующего плодородие. Отсюда и родиной Снегурочки считается
Кострома. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к
языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне,
который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.
Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод,
таящих в себе наступление теплых весенних дней.
Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие
времена, впервые о ней заговорили когда в России была опубликована сказка о
девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега.
Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих
трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский
собиратель фольклора Александр Афанасьев. У автора есть и языческий
вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это
снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних
деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.
В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами
Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу
как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой
оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил
Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к
людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.
Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже
по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее
мстительный и злобный бог плодородия Ярило.
Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке
отцом.Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор
неизвестноЛегенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево
царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с
Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там
живет Снегурочка.
По одним данным ее родила Большая Ель (бывает и такое). Светлая девушка
внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки и была встречена бурными
приветствиями всех лесных обитателей. По другим источником, ее вылепили
из снега бездетные старики Иван и Марья. Официальной датой
рождения Снегурочки стал 1873 год, когда Александр Николаевич Островский
переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом
рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в
имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки.
С легкой руки классика обзавелась Снегурочка и родителями. Оказывается,
родилась она от брака грозного Мороза и молодой Весны. Суровый отец держал
дочь в строгости, запирал в тереме и никуда не выпускал. Но девочка устала
жить в царстве льда и снега. Нежная мать пожалела дочь и, несмотря на гнев
мужа, выпустила ее к людям. Как показывают дальнейшие события - зря.
Берендеи приняли Снегурочку. Она поразила их своей необычной красотой. В
ее сердце не было тепла, она была холодна и казалась неприступной. Ей же
понравился пастух Лель. Своими песнями он разбудил в
сердце Снегурочки любовь. В знак расположения она подарила ему цветок, но
Лель не принял подарок. Надменная красота Снегурочки оставила его
равнодушным. Он бросил цветок и умчался веселиться с друзьями и
подружками. А в это время к красивой берендейке Купаве приехал жених
Мизгирь. Случайно он увидел Снегурочку и был покорён. Не задумываясь, он
отказался от своей невесты, чем вызвал всеобщее возмущение. Берендеи
осудили Мизгиря и обрекли на вечное изгнание. Снегурочка узнав об этом
убежала в лес, где случайно натолкнулась на Леля и Купаву.
Сердце Снегурочки впервые познало ревность, и в отчаянии она решила
просить у матери Весны дать ей любовь:
На рассвете матушка подарила ей венок, в котором была заключена
волшебная сила любви, заодно предупредив дочь, чтобы та береглась лучей
бога Солнца - Ярило. Как и все дети, Снегурочка не прислушалась к советам
своей мамы. Надев венок, она полюбила Мизгиря. Он привел Снегурочку во
дворец к царю Берендею и попросил его благословения. И тут… первый луч
восходящего солнца убил Снегурочку:
Снегурочка знала, что любовь убьет ее, но предпочла сгореть в этом огне,
чем жить с холодным сердцем. . Мизгирь не смог пережить своего горя. Он
бросился в озеро и погиб. Благодаря этой красивой сказке, Снегурочка
полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только
вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из
дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла.
-Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам:
Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои
знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное
снежное одеяние, подбитое горностаем; маленькую меховую шубку. Показ
картин В.Васнецова «Снегурочка» (1899), Михаила Врубеля «Снегурочка»
- Я рассказала вам несколько легенд о происхождении Снегурочки.
А теперь посмотрите и подумайте, на какой из картин, изображена Снегурочка
из пьесы Островского? А Снегурочку, из какой легенды напоминает
репродукция Врубеля?
Игровая деятельность
- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную
бабу.
Физминутка.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.
- А теперь, я хочу вам рассказать сказку о «Снегурочке», которая тоже
является одной из версий появления девочки.
- Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку.
Слушайте внимательно.
Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса
«Снегурочка»
- Дети, вы прослушали сказку.
- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?
- Представьте деревню, в которой жили деде и баба.
- Расскажите, сколько выпало снега?
- Как выглядели дома и все вокруг?
- Когда дед и баба пошли лепить себе дочку?
-Какой получилась Снегурочка?
-Как она выглядела?
- Какими другими именами можно назвать Снегурочку?
-Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?
-Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
(Радостная, приветливая, веселая, счастливая, улыбающаяся.)
- Покажите такие выражение лица
-Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему?
-Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в
лес? (Она хотела стать похожей на людей).
- Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).
- Почему мы говорим, что история о Снегурочке - сказка?
Физкультминутка «Лепим из снега»
Мы слепили снежный ком,
(Дети имитируют лепку из снега)
Ушки сделали потом.
(Ладошки подставить к голове)
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
(Показать пальчиками на глазки)
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом!
(ручки назад, показать хвостик)
И с головой!
(руки к голове)
За усы ты не тяни -
Из соломинок они!
(погрозить пальчиком)
Длинные, блестящие,
точно настоящие!
- Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже
сочиняли к ним музыку так Николай Римский-Корсаков сочинил Оперу
«Снегурочка»
- Что такое опера?
- Я предлагаю прослушать вам несколько отрывков из этой оперы – арий (что
такое?) и подумать, какие моменты из сказки можно было передать при помощи
этих произведений, или какие моменты наиболее точно переданы в них?
(1. Ария Снегурочки – С подружками по ягоды ходить. Проговорить, какие
чувства, впечатления Снегурочки предаются в данном музыкальном отрывке.
Как передаются? – обратить внимание на музыку, интонацию.
2. Сцена таяния Снегурочки – проговорить почему решили что данный
отрывок подходит к финалу сказки, обратить внимание на музыкальную
окраску – тревожность, трагичность печаль, слово «прости» как свидетельство
того что Снегурочка прощается со всем живым. Какие эмоции вызвали данные
фрагменты у детей. Их отношение к Снегурочке и её судьбе.)
- Что вы бы хотели рассказать дома, друзьям из того о чём сегодня узнали?
По окончании можно предложить детям слепить снегурочку из пластилина.