Напоминание

"Использование рекламных текстов на уроках немецкого языка"


Автор: Ильиных Анна Амуровна
Должность: учитель немецкого и английского языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Тарко-Сале
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование рекламных текстов на уроках немецкого языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование рекламных текстов на уроках немецкого языка

Текст является основной учебно-методической единицей обучения.

Для наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца

функционирования изучаемого ИЯ и культуры преподавателю необходимо

четко представлять себе, а затем использовать в работе содержательные и

структурные особенности текста как основы составления преподавателем и

обучаемыми собственных речевых произведений на ИЯ [2; 64]. Для того

чтобы рекламный текст стал реальной и продуктивной основой обучения

всем видам речевой деятельности РЖ, важно научить обучаемых различным

операциям

с

материалами

текста,

разнообразным

манипуляциям

с

разнохарактерными единицами - предложением, сверхфразовым единством,

субтекстом и текстом с учетом жанровых и стилистических особенностей

определённого

класса

исходного

текста,

навыкам

и

умениям

дифференциации, реконструирования, трансформации и конструирования

языковых единиц с культурным компонентом в решении определённой

учебной

задачи

(например,

пересказа

текста,

его

использования

в

коммуникативно-обращенном

устном

монологическом

высказывании,

диалоге, письменном сообщении и т.д.).

В

этой связи представляется

целесообразным обучение различным приёмам оперирования с рекламным

текстом на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. Знание таких

приёмов

позволяет

обучаемым

овладеть

навыками

и

умениями

самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний

различного типа.

Предтекстовый этап - пробуждение и стимулирование мотивации к

работе с рекламным текстом, актуализация личного культурного опыта

учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей

школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на

знания учащихся, их жизненный опыт, на текст и рисунки (формирование

прогностических умений). Здесь необходимо соблюдать одно важное

правило: вся предварительная работа над рекламным текстом не должна

касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать,

поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.

На первых этапах работы с рекламным текстом учитель должен

облегчить

обучающимся

процесс

понимания

содержания

культурных

особенностей и показать им ряд важных стратегических моментов работы

над аутентичным текстом: определить перед чтением по заголовку и по

рисункам, сопровождающим текст, к какому виду (типу) этот текст

относится; о чем или о ком может идти в нем речь. Чтобы школьники смогли

видеть в тексте, прежде всего, знакомые явления, целесообразно им

предложить задания в поиске и подчеркивании в рекламном тексте

известных слов, а также слов, о значении которых можно догадаться и

попросить спрогнозировать содержание (на родном или иностранном языках)

с опорой на подчеркнутые слова.

Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие

упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации

языковых единиц с культурным компонентом и речевых образцов, их

узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения

различными

структурными

материалами

(словообразовательными

элементами, видовременными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой

для формирования познавательных умений и навыков. Это могут быть

упражнения на узнавание слова по формальному и семантическому

признакам, на автоматизацию узнавания лексических единиц, на различие

грамматических

явлений,

на

прогнозирование

содержания

читаемого,

подстановочные и трансформационные упражнения.

Текстовый

этап.

Проводится

с

целью

решения

конкретной

коммуникативной

задачи,

сформулированной

в

задании

к

тексту

и

поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля

должно быть его понимание (результат деятельности). При этом контроль

понимания

прочитанного

текста

должен

быть

связан

как

с

коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с

видом чтения. Так, например, первое прочтение рекламного текста может

быть связано

с пониманием основной информации: определение его

основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск (подчеркивание/выписывание)

главной информации; установление логико-смысловых связей (составление

плана, таблиц, диаграмм). Повторное прочтение рекламного текста может

ориентировать учащихся на понимание особенностей культуры и их оценку и

т.п.

На

данном

этапе

должно

действовать

следующее

правило:

нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если

содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный

смысл. Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о

поиске дополнительной, уточняющей информации.

На этом этапе предполагается использование различных приемов

извлечения информации и трансформации структуры и языкового материала

текста. К ним относятся упражнения на свёртывание текста, цитирование,

реконструкцию текста, перефразирование, обобщение материала.

Послетекстовый этап - использование содержания рекламного текста

для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и

письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на

развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и

продуктивного.

Для работы над рекламным текстом предлагаются следующие группы

упражнений:

Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала

текста с опорой на его ключевые слова, его сокращенный или упрощенный

вариант. С их помощью тренируются учебно-интеллектуальные умения:

группировать факты (деление текста на смысловые вехи);

систематизировать извлеченную информацию (составление плана

и выписывание опорных слов);

обобщать информацию (упрощение текста для лучшего его

воспроизведения).

Вторая

группа

упражнений

связана

с

развитием

умений

репродуктивно-продуктивного

характера,

с

помощью

которых

совершенствуются учебно-управленческие умения и специальные учебные

умения:

организовывать самостоятельную работу;

воспроизводить и интерпретировать содержание текста в

контексте затронутых в нем проблем; высказывать по ним свое суждение (в

том числе с опорой на аргументы из текста), сообщать, что нового ученик

узнал из текста и т.д.

Цель третьей группы упражнений - развить умения продуктивного

характера, учебно-информационные умения:

ориентироваться в письменном тексте: находить факт, пример;

отделять основную информацию от второстепенной, устанавливать связь

событий; определять логическую последовательность фактов;

прогнозировать

содержание:

осмысливать

заголовок;

предвосхищать развитие событий; предвидеть развитие темы;

позволяющие учащимся использовать полученную информацию

в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра) и в

ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от собственного

лица» (составление собственного рекламного текста).

На данном этапе приемы оперирования направлены на выявление

основных элементов содержания текста. Это упражнения на выявление темы

текста, передачу сюжета, оценку узловых моментов текста и приемы,

используемые для выявления идеи [26;20].

Рассмотрим на конкретном примере методику работы с рекламным

текстом на уроках немецкого языка.

Möchtet ihr noch etwas Neues erfahren? Dann lest den Text und macht die

Űbungen.

Qualitat oder Ramsch? Lernen Sie 10 Funktionen kennen, die ein guter

DVD-Player haben muss. Und finden Sie heraus, ob Sie wirklich eine neue

Sorrund-Anlage brauchen oder ob Sie Ihre alte HiFi-Anlage fűr weniger als 50

EURO aufrűsten konnen.

1. Analysiert und űbersetzt die unbekannten Wörter! Erst danach sucht,

wenn es notig, das Wort im Wörterbuch.

die Qualität, die Qualitäten - качество

der Ramsch - дешёвка

die Anlage, die Anlagen - устройство

aufrűsten (rűstete auf, hat aufgerűstet) - вооружаться

2. Schreibt aus dem Text heraus:

a) Das Substantiv im Plural und schreibt seinе Form im Singular,

die Funktionen - die Funktion - функция

b) Die Numeralien:

zehn, fűnfzig

с) Das Adjektiv im Komparativ und schreibt es im Positiv und Superlativ

wenig - weniger - am wenigsten

3. Lest den Text und sagt, wovon die Rede ist? Dazu braucht ihr die

Wendungen, die an der Tafel sind.

Es geht um (Akk) ...

Es handelt sich um (Akk) ...

Речь идёт о... Die Rede ist von (Dat) ...

4. Jetzt beantwortet meine Fragen:

a) An wen richtet sich diese Reklama: an die Jugendlichen oder an die

Menschen der alteren Generation? Welche Wörter im Reklamatext beweisen eure

Meinung?

b) Interessiert ihr euch fur diese Reklama? Warum?

c) Was kann man noch reklamieren?

5. Malt diese Reklama.

6. Denkt euere Reklamatexte zu einer anderen Anlage aus!

Итак, рекламный текст является основой

для развития умений

обучающихся выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Школьники отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание,

высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют

письменный вариант собственного рекламного текста и т.д. В этом смысле

тексту

прежде

всего

печатному)

отводится

центральная

роль

в

формировании УПК обучающихся. Методика работы с рекламными текстами

строится по следующим этапам: предтекстовый этап, собственно чтение

текста (текстовый этап) и послетекстовый этап. Для работы над текстом

предлагаются

группы

упражнений,

направленных

на

развитие

репродуктивных и продуктивных умений.



В раздел образования