Напоминание

Игры на уроках русского языка как иностранного


Автор: Кривченко Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Белгородский государственный аграрный университет им.В.Я.Горина
Населённый пункт: пос.Майский, Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры на уроках русского языка как иностранного
Раздел: высшее образование





Назад




Кривченко Ольга Васильевна,

преподаватель РКИ Белгородского государственного аграрного университета

им.В.Я.Горина

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Игра – это деятельность, свойственная людям с рождения и до старости, деятельность,

через которую человек познает мир. Это некая своеобразная тренировка перед серьезным

делом, которое предстоит человеку в жизни. Это реализация самосознания личности в

широком спектре жизненных ситуаций. И, конечно же, игра – это узнавание и испытание

себя, своих сил и возможностей. Она отвечает потребности человека дать выход

избыточным жизненным силам и позволяет взаимодействовать с людьми.

На уроках русского языка игры способствуют эффективному усвоению лексики, фонетики

и грамматики, а также непременно развивают устную речь. С помощью игры удается

создать

психологическую

готовность

учащихся

к

речевому

общению

снять

психологические

барьеры.

Собственно,

через

игру

происходит

мотивированная

деятельность на уроке, при которой речь является средством достижения реальной цели,

повышается интерес к самому учебному процессу. В итоге это способствует тому, что

учащиеся осваивают знания и обретают речевой опыт не по необходимости, а по

собственному желанию.

Кроме того, игра дает возможность оценить себя на фоне других, обеспечивает

естественную необходимость многократного повторения языкового материала, усвоение

которого необходимо при подготовке к речевой деятельности, делает разнообразным и

увлекательным учебный процесс.

Выделяют несколько типов игровых заданий: игровые некоммуникативные задания,

игровые предкоммуникативные задания и игровые коммуникативные задания.

Игровые некоммуникативные задания (слушатели оперируют готовым материалом)

используются для отработки языковых форм, лексики, речевых модулей. С их помощью

формируются речевые механизмы: мотивационные, осмысления, долговременной и

кратковременной памяти, внутреннее и внешнее оформление высказываний и др.

В качестве примеров таких игр, можно предложить следующие варианты:

Игра «Буква потерялась…»

Слушателям предлагается вставить в конкретные слова пропущенные буквы. Для этого

необходимо знать русский алфавит. Например, ш…кола, ру…ка, к…фе, мага…ин и т.д.

Игра «Буква перепуталась…»

Здесь же слушателям предлагается из набора букв сложить известное им слово. К

примеру, АЗАВ, ЖИЛАК, ДЕНТСТУОВ, КГАНИ… Можно использовать перепутанные

скороговорки. Как правило, учащиеся с большим удовольствием выполняют такие

задания на уроках.

Очень хорошая игра, которую я, как и другие преподаватели, использую в своей работе

называется «Снежный ком». Суть ее состоит в том, что по заданной модели каждый

слушатель продолжает начатую конструкцию:

Я желаю вам здоровья, счастья, благополучия…

Мы были в магазине. Купили фрукты: яблоки, груши, вишни… Или овощи, или еще

какие-либо предметы…

Важно не только продолжить, но и повторить сказанное предыдущими участниками игры.

Игра «Кто больше?»

Также задается лексическая тема: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Игрушки» и т.д.

Кто больше называет, тот и выигрывает.

Игра «Эстафета»

Участники собираются в команды. И по очереди устраивают словарный пинг-понг.

Победит команда, которая назовет наибольшее количество слов на заданную тему.

Игра «Найди половинку»

Первоначально берется пословица или словосочетание, которое нужно собрать. Здесь уже

необходимо

знание

грамматических

форм

(окончаний).

Например,

глагол+

существительное = купить книгу, радоваться победе, встретить подругу, учить стихи…

Игра «Лото»

Развивает аудирование. Показываем цифры – слушатели должны назвать их словами…

При применении игровых заданий важно помнить, что любое задание применяется тогда,

когда служит достижению поставленной цели. А цель преподаватель должен для себя

сформулировать четко с учетом ближайших и дальнейших перспектив. Игровые занятия

целесообразно вводить на всех этапах работы над темой.

Игровые предкоммуникативные задания

Этот вид заданий используется для формирования и развития языковых и речевых

навыков и умений. Среди заданий этого типа рекомендуется предлагать слушателям:

разыграть диалоги по моделям, разыграть и составить диалоги по описанным ситуациям,

восстановить текст телеграммы с пропущенными словами, подбирать синонимы или

антонимы к заданным словам и др.

Заслуживает внимания игра «Кем работаем – не скажем», а что делаем – покажем».

Участники командой или самостоятельно предлагают по определенным действиям

определить всем остальным участникам игры название профессии. Проигрывает тот, кто

не справился с задачей. В процессе выполнения этих заданий происходит комплексное

развитие языковых и речевых навыков и умений.

Игра «Словесный портрет». Составить описание портрета по заданной картинке.

Игра «Новоселье». Описать все, что слушатели видят в помещении. Водящий задает

наводящие вопросы.

Игра «Телефон». Дается задание: позвоните Оле и пригласите ее в гости. Оля должна

ответить положительно или дать отрицательный ответ, обосновав свой отказ. При этом

можно успешно использовать картинки, плакаты, если играют китайцы, японцы и др.

Игровые коммуникативные задания.

К коммуникативным играм можно приступать тогда, когда учащиеся в достаточной мере

овладели языковым и речевым инструментом для того, чтобы сосредоточить свое

внимание на содержательной стороне общения. Коммуникативные задания облегчают

формирование коммуникативных умений, способствуют развитию коммуникативных

компетенций.

К играм этого типа можно отнести всевозможные игры-конкурсы, ролевые и деловые

игры. Во время их подготовки и исполнения вовлечены все участники в речевое общение

на русском языке. Коммуникативными играми целесообразно завершать работу над

темой,

использовать

их

как

средство

пассивных

знаний,

а

также

речевой

и

социокультурной адаптации.

Игра-экскурсия. Группа разыгрывает и воспроизводит 1 или несколько ситуаций.

Ролевые игры

– это различные ток-шоу, дискуссии с заданными ролями, игры-

интервью…

Деловые игры – это игры-конференции, игры-конкурсы (гидов, КВН и др.)

Игры-проекты

– это подготовка участниками мини-уроков, проводим соцопрос,

выпускаем стенгазету или создаем сценарий к фильму…

Творческая атмосфера на занятии – непременное условие успешного выполнения игровых

заданий.

(При подготовке статьи был использован материал Института русского языка им.

А.С.Пушкина).



В раздел образования