Автор: Кривченко Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Белгородский государственный аграрный университет им.В.Я.Горина
Населённый пункт: пос.Майский, Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры на уроках русского языка как иностранного
Раздел: высшее образование
Кривченко Ольга Васильевна,
преподаватель РКИ Белгородского государственного аграрного университета
им.В.Я.Горина
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Игра – это деятельность, свойственная людям с рождения и до старости, деятельность,
через которую человек познает мир. Это некая своеобразная тренировка перед серьезным
делом, которое предстоит человеку в жизни. Это реализация самосознания личности в
широком спектре жизненных ситуаций. И, конечно же, игра – это узнавание и испытание
себя, своих сил и возможностей. Она отвечает потребности человека дать выход
избыточным жизненным силам и позволяет взаимодействовать с людьми.
На уроках русского языка игры способствуют эффективному усвоению лексики, фонетики
и грамматики, а также непременно развивают устную речь. С помощью игры удается
создать
психологическую
готовность
учащихся
к
речевому
общению
–
снять
психологические
барьеры.
Собственно,
через
игру
происходит
мотивированная
деятельность на уроке, при которой речь является средством достижения реальной цели,
повышается интерес к самому учебному процессу. В итоге это способствует тому, что
учащиеся осваивают знания и обретают речевой опыт не по необходимости, а по
собственному желанию.
Кроме того, игра дает возможность оценить себя на фоне других, обеспечивает
естественную необходимость многократного повторения языкового материала, усвоение
которого необходимо при подготовке к речевой деятельности, делает разнообразным и
увлекательным учебный процесс.
Выделяют несколько типов игровых заданий: игровые некоммуникативные задания,
игровые предкоммуникативные задания и игровые коммуникативные задания.
Игровые некоммуникативные задания (слушатели оперируют готовым материалом)
используются для отработки языковых форм, лексики, речевых модулей. С их помощью
формируются речевые механизмы: мотивационные, осмысления, долговременной и
кратковременной памяти, внутреннее и внешнее оформление высказываний и др.
В качестве примеров таких игр, можно предложить следующие варианты:
Игра «Буква потерялась…»
Слушателям предлагается вставить в конкретные слова пропущенные буквы. Для этого
необходимо знать русский алфавит. Например, ш…кола, ру…ка, к…фе, мага…ин и т.д.
Игра «Буква перепуталась…»
Здесь же слушателям предлагается из набора букв сложить известное им слово. К
примеру, АЗАВ, ЖИЛАК, ДЕНТСТУОВ, КГАНИ… Можно использовать перепутанные
скороговорки. Как правило, учащиеся с большим удовольствием выполняют такие
задания на уроках.
Очень хорошая игра, которую я, как и другие преподаватели, использую в своей работе
называется «Снежный ком». Суть ее состоит в том, что по заданной модели каждый
слушатель продолжает начатую конструкцию:
Я желаю вам здоровья, счастья, благополучия…
Мы были в магазине. Купили фрукты: яблоки, груши, вишни… Или овощи, или еще
какие-либо предметы…
Важно не только продолжить, но и повторить сказанное предыдущими участниками игры.
Игра «Кто больше?»
Также задается лексическая тема: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Игрушки» и т.д.
Кто больше называет, тот и выигрывает.
Игра «Эстафета»
Участники собираются в команды. И по очереди устраивают словарный пинг-понг.
Победит команда, которая назовет наибольшее количество слов на заданную тему.
Игра «Найди половинку»
Первоначально берется пословица или словосочетание, которое нужно собрать. Здесь уже
необходимо
знание
грамматических
форм
(окончаний).
Например,
глагол+
существительное = купить книгу, радоваться победе, встретить подругу, учить стихи…
Игра «Лото»
Развивает аудирование. Показываем цифры – слушатели должны назвать их словами…
При применении игровых заданий важно помнить, что любое задание применяется тогда,
когда служит достижению поставленной цели. А цель преподаватель должен для себя
сформулировать четко с учетом ближайших и дальнейших перспектив. Игровые занятия
целесообразно вводить на всех этапах работы над темой.
Игровые предкоммуникативные задания
Этот вид заданий используется для формирования и развития языковых и речевых
навыков и умений. Среди заданий этого типа рекомендуется предлагать слушателям:
разыграть диалоги по моделям, разыграть и составить диалоги по описанным ситуациям,
восстановить текст телеграммы с пропущенными словами, подбирать синонимы или
антонимы к заданным словам и др.
Заслуживает внимания игра «Кем работаем – не скажем», а что делаем – покажем».
Участники командой или самостоятельно предлагают по определенным действиям
определить всем остальным участникам игры название профессии. Проигрывает тот, кто
не справился с задачей. В процессе выполнения этих заданий происходит комплексное
развитие языковых и речевых навыков и умений.
Игра «Словесный портрет». Составить описание портрета по заданной картинке.
Игра «Новоселье». Описать все, что слушатели видят в помещении. Водящий задает
наводящие вопросы.
Игра «Телефон». Дается задание: позвоните Оле и пригласите ее в гости. Оля должна
ответить положительно или дать отрицательный ответ, обосновав свой отказ. При этом
можно успешно использовать картинки, плакаты, если играют китайцы, японцы и др.
Игровые коммуникативные задания.
К коммуникативным играм можно приступать тогда, когда учащиеся в достаточной мере
овладели языковым и речевым инструментом для того, чтобы сосредоточить свое
внимание на содержательной стороне общения. Коммуникативные задания облегчают
формирование коммуникативных умений, способствуют развитию коммуникативных
компетенций.
К играм этого типа можно отнести всевозможные игры-конкурсы, ролевые и деловые
игры. Во время их подготовки и исполнения вовлечены все участники в речевое общение
на русском языке. Коммуникативными играми целесообразно завершать работу над
темой,
использовать
их
как
средство
пассивных
знаний,
а
также
речевой
и
социокультурной адаптации.
Игра-экскурсия. Группа разыгрывает и воспроизводит 1 или несколько ситуаций.
Ролевые игры
– это различные ток-шоу, дискуссии с заданными ролями, игры-
интервью…
Деловые игры – это игры-конференции, игры-конкурсы (гидов, КВН и др.)
Игры-проекты
– это подготовка участниками мини-уроков, проводим соцопрос,
выпускаем стенгазету или создаем сценарий к фильму…
Творческая атмосфера на занятии – непременное условие успешного выполнения игровых
заданий.
(При подготовке статьи был использован материал Института русского языка им.
А.С.Пушкина).