Напоминание

"Система работы с одарёнными детьми"


Автор: Савинова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2
Населённый пункт: города Сызрани, Самарской области
Наименование материала: научная статья
Тема: "Система работы с одарёнными детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




«Система работы с одарёнными детьми»

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего

общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию

личности ребенка.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для

таких

достижений)

в

том

или

ином

виде

деятельности.

(Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.). Работа с одарёнными и

способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним

из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно

начинаться на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,

памяти, логического мышления.

Одаренные дети:

имеют

более

высокие

по

сравнению

с

большинством

интеллектуальные

способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1.

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области

наук и конкретными академическими способностями.

3.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5.

Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но

обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и

психического склада.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к

универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры

обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в

наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных

направлений в нашей школе.

В течение многих лет в школе ведётся работа по повышению уровня квалификации

педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой

обсуждения

на

педсоветах,

заседаниях

предметных

МО,

совещаниях

при

директоре.

Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о

будущем наших детей являются гарантом реализации программы.

В нашем образовательном учреждении

ведётся определённая работа по обновлению содержания образования, форм,

методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных

требований;

решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся;

формируется нравственный и гражданский облик выпускника;

развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов;

обучающиеся имеют определённые успехи в олимпиадах, конкурсах, и спортивных

соревнованиях различного уровня;

проводится психолого-педагогическая диагностика одарённых детей;

осуществляется адресная поддержка обучающихся и педагогов для развития

способности и таланта;

ведется работа с семьями одарённых детей, в том числе и по адаптации в социуме

одарённых детей.

Формы работы:

• олимпиады по предметам;

• научно-практические конференции;

• выступления и доклады;

• активная внеклассная работа;

• предметные недели;

• вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;

• ролевые игры;

• классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые

задания, творческие задания;

• консультирование по возникшей проблеме;

• научные кружки, общества;

• дискуссии;

• интеллектуальные марафоны;

• различные конкурсы и викторины;

• проекты по различной тематике.

Ожидаемые результаты :

1. Разработка и внедрение эффективной системы методов выявления детской

одаренности.

2. Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей

детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных,

технических и т.д.).

3. Создание условий для социально-педагогической поддержки одаренных

детей.

4. Формирование системы педагогической и психологической подготовки,

переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей

школы, работающих с одаренными детьми.

5. Подготовка и апробация нового поколения программно-методических

комплектов, пособий для педагогов, работающих с одаренными детьми и их

родителями.

6. Создание необходимой материально-технической базы школы для работы

с одаренными детьми.

Одарённые дети и учебная деятельность.

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:

1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как

насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее

умственным навыкам.

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть

вещей и явлений.

4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти,

религии и сущности мироздания.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся

достаточными для их сверстников.

6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо

(перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания

в случае невозможности их достижения.

7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему,

подавляя любые «помехи».

8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной

ситуации.

9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и

исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент

для самореализации.

11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между

явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и

классифицировать материал.

12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-

нравственных норм и отношений.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не

прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших,

постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а

также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией

и

обязательно

с

родителями.

Он

требует

постоянного

роста

мастерства

педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось

творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».



В раздел образования