Автор: Савинова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2
Населённый пункт: города Сызрани, Самарской области
Наименование материала: научная статья
Тема: "Система работы с одарёнными детьми"
Раздел: среднее образование
«Система работы с одарёнными детьми»
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего
общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию
личности ребенка.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких
достижений)
в
том
или
ином
виде
деятельности.
(Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.). Работа с одарёнными и
способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним
из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно
начинаться на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления.
Одаренные дети:
имеют
более
высокие
по
сравнению
с
большинством
интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1.
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области
наук и конкретными академическими способностями.
3.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5.
Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и
психического склада.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к
универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры
обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в
наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных
направлений в нашей школе.
В течение многих лет в школе ведётся работа по повышению уровня квалификации
педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой
обсуждения
на
педсоветах,
заседаниях
предметных
МО,
совещаниях
при
директоре.
Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о
будущем наших детей являются гарантом реализации программы.
В нашем образовательном учреждении
ведётся определённая работа по обновлению содержания образования, форм,
методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных
требований;
решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся;
формируется нравственный и гражданский облик выпускника;
развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов;
обучающиеся имеют определённые успехи в олимпиадах, конкурсах, и спортивных
соревнованиях различного уровня;
проводится психолого-педагогическая диагностика одарённых детей;
осуществляется адресная поддержка обучающихся и педагогов для развития
способности и таланта;
ведется работа с семьями одарённых детей, в том числе и по адаптации в социуме
одарённых детей.
Формы работы:
• олимпиады по предметам;
• научно-практические конференции;
• выступления и доклады;
• активная внеклассная работа;
• предметные недели;
• вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
• ролевые игры;
• классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые
задания, творческие задания;
• консультирование по возникшей проблеме;
• научные кружки, общества;
• дискуссии;
• интеллектуальные марафоны;
• различные конкурсы и викторины;
• проекты по различной тематике.
Ожидаемые результаты :
1. Разработка и внедрение эффективной системы методов выявления детской
одаренности.
2. Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей
детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных,
технических и т.д.).
3. Создание условий для социально-педагогической поддержки одаренных
детей.
4. Формирование системы педагогической и психологической подготовки,
переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей
школы, работающих с одаренными детьми.
5. Подготовка и апробация нового поколения программно-методических
комплектов, пособий для педагогов, работающих с одаренными детьми и их
родителями.
6. Создание необходимой материально-технической базы школы для работы
с одаренными детьми.
Одарённые дети и учебная деятельность.
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как
насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее
умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть
вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти,
религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся
достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо
(перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания
в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему,
подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной
ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и
исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент
для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между
явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и
классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-
нравственных норм и отношений.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не
прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших,
постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а
также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией
и
обязательно
с
родителями.
Он
требует
постоянного
роста
мастерства
педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось
творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».