Автор: Кошелева Анастасия Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 225
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №225»
Конспект индивидуального занятия
Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах,
словах и предложениях»
Подготовила и провела:
учитель-логопед Кошелева А.А.
Ярославль, 2018
Индивидуальное логопедическое занятие
«Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Цель: научить правильно и чётко произносить звук «Ш» в слогах, словах и
предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- развивать фонематическое восприятие (умение определять наличие звука в
словах);
- закрепить артикуляционный уклад и изолированное произношение звука
«Ш»;
- продолжать учить правильно произносить звук «Ш» в слогах и словах;
- закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
- продолжать упражнять в составлении предложений по опорным словам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать желание красиво и правильно говорить;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию;
- воспитывать положительный эмоциональный настрой на занятие.
Оборудование: мольберт, изображение Маши, план-маршрут, развивающие
коврики, звуковая дорожка, массажёры су-джок 2 шт., лото «Маша и
медведь», игра «Сосчитай-ка», настольная песочница, 9 фигурок (Маша,
Мишка, матрёшка, машина, кошка, лошадь, собака, волк, белка), предметные
картинки (окошко, забор, чашечка).
Ход занятия:
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
- Сегодня я встретила Машу. Она заблудилась в лесу и не может найти
дорогу к домику Миши. Давай ей поможем. А чтобы было веселее, будем
выполнять по дороге разные задания. И заодно научим её правильно
произносить звук «Ш».
II. Основная часть.
1.
Развитие фонематического восприятия.
Ребёнок встаёт перед развивающими ковриками. Логопед даёт
инструкцию:
- Сделай шаг, если услышишь в слове звук «Ш»:
Для Мишутки малыша
Маша вяжет тёплый шарф.
Шарф на шею он повяжет
И «спасибо» Маше скажет.
- Молодец! У тебя внимательные ушки!
2.
Правильная артикуляция звука «Ш».
Расскажи Маше, как мы произносим звук «Ш»:
- Губы какие при этом? (круглые) – «Окошечко»
- Зубы? (Сомкнуты с небольшой щёлочкой) – «Заборчик»
- Где находится язык? (Поднят вверх, в форме чашечки) –
«Чашечка»
- Давай произнесём этот звук?
3.
Звуковая дорожка.
- Посмотри, кто это ползёт по дорожке и шипит. Давай пошипим так
же, как змея. Веди пальчиком по дорожке и шипи: ш-ш-ш.
4.
Чистоговорки (автоматизация звука «Ш» в слогах и словах).
Самомассаж су-джок шариками.
- Послушай чистоговорки, а затем повтори:
Ша-ша-ша – Маша шапочку нашла (катаем шарик горизонтально)
Шо-шо-шо – пляшет Маша хорошо (катаем шарик вертикально)
Шу-шу-шу – Мише я машу (сжимаем шарик в правой руке)
Ши-ши-ши – вместе с Машей попляши (сжимаем шарик в левой руке)
Шок-шок-шок – Маша ела петушок (катаем шарик по указательному пальцу)
Ши-ши-ши – Миша с Машей хороши (катаем шарик по большому пальцу)
5.
Лото «Маша и Медведь» (автоматизация звука «Ш» в словах).
Перед ребёнком лежат 2 карточки. Логопед даёт инструкцию:
- Назови картинки и закрой только те, в названии которых есть звук «Ш».
(Вишня, Миша, Маша, чашка)
6.
Физкультминутка.
- А теперь давай немного отдохнём.
Руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
(Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
(Потягивания – руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(Вращения головой)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт.
(Наклоны вперёд-назад)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
(Ребёнок садится)
7.
Игра «Сосчитай-ка» (автоматизация звука «Ш» в словах).
Логопед спрашивает:
- Кто это спит? (Маша)
- Кого она видит в своём сне? (Петушка)
- Посчитай, сколько петушков Маша увидела во сне:
Один петушок
Два петушка
Три петушка и т.д. (до 7)
8.
Волшебная песочница (автоматизация звука «Ш» в словах).
Логопед даёт инструкцию:
- Положи ручки в песочницу, потрогай крупинки. Давай посмотрим, есть
ли там что-то интересное. Ребёнок достаёт игрушки и называет их.
Ребёнок выкладывает игрушки со звуком «Ш» в одну сторону, остальные –
в другую.
9.
«Составь
предложение»
(автоматизация
звука
«Ш»
в
предложениях).
Логопед даёт инструкцию:
- Выбери 2 любые фигурки, в названии которых есть звук «Ш» и
придумай предложение (2-3 раза).
III. Итог занятия.
Вот мы и дошли до дома Мишки. Маша говорит тебе спасибо. Ты
проводила её и научила правильно говорить звук «Ш». Какое задание тебе
больше всего понравилось? Какое было самое трудное? Ты сегодня
постаралась - Молодец! Наши герои приготовили тебе приз.
(Вручить
подарок)