Напоминание

"Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития"


Автор: Руденко Анастасия Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №904
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой

психического развития

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно

большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей

с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим

развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей [4, С. 24]

Развитие детей данной категории отличается гетерогенностью и

гетерохронностью.

Это

означает,

что

неравномерность

проявления

отставания в развитии прослеживается как в том, что у одного ребенка может

быть более выражено отставание в формировании одних функций или

процессов, а у другого — других, так и в том, что одни функции

формируются с большим опозданием, а другие — с меньшим, приближаясь к

срокам формирования, наблюдаемым у нормально развивающегося ребенка,

или совпадая с ними [1 С. 101, 3 С. 71-74]. Однако для детей данной

категории

можно

дать

обобщенную

психолого-педагогическую

характеристику.

Первое, что необходимо выделить- поведение этих детей

соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте

они ведут себя как дети 4—5 лет, т.е. разница в 2—3 года. По сравнению с

нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого,

значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены

познавательные интересы. Значительно отстают они и по сформированности

регуляции и саморегуляции поведения.

Отмечается

недоразвитие

эмоционально-волевой

сферы,

которое

проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости.

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается

отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями

которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость

смены настроений и контрастных проявлений эмоций [11 С. 42-43, 12 С. 14-

16].

Что касается моторики, то у всех детей данной категории присутствует

моторная неловкость и недостаточная координация движений. У многих

детей могут наблюдаться гиперкинезы и хореиформные движения. Большие

трудности у детей возникают в области психомоторики- произвольных

осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. Все

действия

выполняются

замедленно,

обнаруживается

неточность

и

неловскость движений, а так же присутствуют трудности в воспроизведении

поз рук и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении

попеременных движений. При выполнении произвольных движений, зат-

рудняющих детей, часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда

и хореиформные подергивания.

Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, дети плохо

сосредотачиваются на одном объекте. «Недостатки внимания у детей с

задержкой

психического

развития

тесно

связаны

с

низкой

работоспособностью, повышенной утомляемостью» [2, С. 187], недостатками

распределяемости, частой переключаемостью. Типичным является снижение

концентрации внимания, что негативно сказывается на процессе обучения.

Объем

внимания

детей

этой

категории

ограничен,

из-за

чего

они

воспринимают недостаточное количество информации.

Восприятие детей c ЗПР является неполным и не дает достаточной

информации: при задержке психического развития нарушаются такие

свойства восприятия, как предметность и структурность. Это проявляется в

том, что дети трудно распознавать предметы, находящиеся в непривычном

ракурсе. Кроме того, им трудно распознавать объекты на контурных или

схематических

изображениях,

особенно

если

они

перечеркнуты

или

перекрываются. Целостность восприятия также страдает.Дети с задержкой

психического

развития

испытывают

трудности

при

необходимости

изолировать отдельные элементы из объекта, который воспринимается как

единое целое. Дети данной категории испытывают трудности в достраивании

целостного образа по какой- либо его части, сами образы предметов в

представлении детей не достаточно точны и само количество образов –

представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально

развивающимися

детьми.

Целостный

образ

из

отдельных

элементов

формируется замедленно. Например, если нормально развивающемуся

ребенку показывают три случайно расположенные точки на экране, он сразу

же невольно воспринимает их как вершины воображаемого треугольника.

При задержке психического развития формирование такого единого образа

требует больше времени. Существенным недостатком восприятия у этих

детей является значительное замедление процесса переработки информации,

поступающей через органы чувств. В условиях кратковременного восприятия

тех

или

иных

объектов

или

явлений

многие

детали

остаются

«незахваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задержкой психического

развития воспринимает за определенное время меньший объем материала,

чем его нормально развивающийся сверстник. Скорость восприятия у детей с

задержкой психического развития является значительно ниже нормальной [8

С. 98].

А. Н. Цимбалюк считает, что дети с задержкой психического развития

характеризуются общей пассивностью восприятия, которая проявляется в

попытках заменить более сложное задание более легким, в стремлении

«отделаться» как можно быстрее [18, с. 143 ]. У детей с задержкой

психического развития отсутствует целенаправленность, планомерность в

обследовании объекта, какой бы канал восприятии они не использовали

(зрительный,

тактильный

или

слуховой).

Поисковые

действия

характеризуются хаотичностью, импульсивностью.

З. М. Дунаева, исследуя процесс пространственного восприятия у детей

с задержкой психического развития, пришла к выводу, что «у этой категории

детей серьезно нарушена ориентировка в пространстве» [6, С. 22].

Недостатки зрительного и слухового восприятии у детей, относимых нами к

задержке психического развития, отмечаются и зарубежными авторами,

такими как, В. Крукшанк; М. Фростиг; С. Куртис и др. Рассмотренные

недостатки

восприятия

могут

быть

преодолены

путем

специальных

коррекционных занятий, которые должны включать в себя развитие

ориентировочной деятельности, формирования перцептивных операций,

активное оречевление процесса восприятия и осмысления образов.

Таким

образом,

у

детей

с

задержкой

психического

развития

отмечаются такие особенности восприятия как, замедленность восприятия и

переработки информации; снижение активности восприятия; недостаточная

полнота и точность восприятия; недостаточная целенаправленность; низкий

уровень аналитического восприятия; нарушение координации рук и глаз;

материал ребенком с задержкой психического развития воспринимается

поверхностно.

По уровню сформированности всех видов мышления дошкольник с

ЗПР отстает от нормально развивающегося сверстника, но это отставание

проявляется неравномерно. В меньшей степени это проявляется в наглядно-

действенном мышлении, особенно если учесть зону ближайшего развития.

Присутствует очень большое отставание в развитии наглядно-образного

мышления. По развитию словесного и логического мышления они также

значительно отстают по сравнению с тем, что наблюдается у нормально

развивающихся

сверстников.При

этом

обнаруживается

выраженная

неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления.

Таким образом, обобщение видовых понятий и классификация реальных

объектов, непосредственно связанных с усвоением языкового словаря,

оказываются доступными детям, хотя и на несколько более низком уровне,

чем это делают нормально развивающиеся. Значительное отставание

обнаруживается в проявлениях способностивыносить суждения и умо-

заключения[9 С. 111-112, 10 С. 51-56].

У детей этой категории наблюдается отставание в развитии

воображения. Характерной особенностью воображения детей с ЗПР

является низкий уровень развития комбинаторных способностей, такая

способность, как целостное образное видение воображаемой ситуации,

недостаточно сформирована.

У таких детей наблюдается стереотипность, схематичность в

рисунках, незавершенность и ограниченность выдуманных образов в

сюжетных рассказах. Дети с ЗПР демонстрируют трудности в понимании и

объяснении метафор, напрямуюинтерпретируют пословицы или метафоры

в предлагаемых заданиях. Хотя они пытаются использовать слова для

образов, но система образ-слово у них не сформирована.

Особенностью

воображения

детей

с

задержкой

психического

развития

является

несформированность

предпосылок

творческого

воображения.

Отставание детей в речевом развитии

проявляется в запоздалом

появлении первых слов, ограниченном словарном запасе, недостаточной

сформированности грамматического строя, наличии у многих из них

недостатков в произношении и дифференцировании звуков, а также в низкой

речевой активности [13, С. 90]. Ребенок дошкольного возраста с ЗПР может

не обладать рядом языковых навыков и умений, что осложняет его успешное

овладение связной речью. К числу таких языковых умений относится:

умение строить высказывания с учетом цели и темы общения, выбирать

адекватные лексические и грамматические средства, связывать предложения

и части высказывания, используя различные типы синтаксической связи,

соблюдать

структуру

определенного

текста,

позволяющую

достичь

поставленной цели, использовать различные функционально-смысловые

типы речи в зависимости от цели и условий общения.

Игра

детей

с

ЗПР

характеризуется

однообразием,

отсутствием

творчества, бедностью воображения, недостаточной эмоциональностью,

низкой по сравнению с наблюдаемой в норме активностью детей. Игровые

действия

детей

бедны

и

невыразительны,

что

является

следствием

схематичности, недостаточности представлений детей о реальность и

действиях взрослых. Бедность игровых действий сочетается с низким

эмоциональным игровым поведением и несформированностью действий

замещения. В целом игра детей с задержкой психического развития носит

стереотипный, нетворческий характер [15, С. 18-36]. Наблюдая за играми

детей с ЗПР, Е. С. Слепович пришел к выводу, что «для таких детей сложно

создать воображаемую ситуацию, смысл их игр состоит в том, чтобы

манипулировать с игрушкой. Также отмечается низкая игровая мотивация—

дети с ЗПР редко выступают инициаторами игр. В условиях, когда требуется

развитие сюжета, необходимо использование предметов-заменителей, когда

следует немного изменить воображаемую ситуацию, игра распадается» [14,С.

46]. Действия детей в игре не ограничиваются игровыми правилами.

Они предпочитают играть в одиночку. У них ненаблюдается вы-

раженной привязанности к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то

из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения

хрупки. Взаимодействие ситуативно.

По словам О.С. Степиной дети с ЗПР дошкольного возраста имеют

низкий

уровень

сформированности

коммуникативных

умений.

Онихарактеризуются

невнимательностью

к

сообщению

другого,

следовательно смысл сообщения ускользает от них, они могут выразить

мысль только с помощью наводящих вопросов; предстоящее сообщение не

планируется ими, высказывания носят ситуативный и импровизационный

характер. Во взаимодействии не обращают внимания на партнера или

отказываются работать вместе; из конфликтов, которые часто вспыхивают,

выходят с помощью взрослого, перцептивная сторона общения не развита:

дети неадекватно оценивают эмоции другого. У всех детей этой категории

выявлено состояние дезадаптации различной степени [17, С. 52-57].

Изучению

особенностей

формирования

коммуникативной

деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития

посвящены работы E.E. Дмитриевой [5, С. 11-17, 16 С. 73-75]. Автор

раскрывает их существенное отставание в развитии коммуникативной

активности от полноценно развивающихся сверстников. У 79% их числа

преобладающим оказался ситуативно-деловой уровень общения с взрослым,

в то время как для 82% нормально развивающихся детей того же возраста

оказались доступными внеситуативные уровни общения со взрослыми. У

детей дошкольного возраста с ЗПР все случаи обращения к взрослому

определяются деятельностью или материалом, который он предлагает

ребенку. Без наглядного материала для разговора на познавательные темы

поддерживать беседу дети этой категории затрудняются.

В работе Лебедевой Е.Н. представлены характерные особенности

рисунка

детей с ЗПР. Им сложно выбрать предмет, который можно

изобразить, имеются трудности при выборе темы, не проявляют при этом

активности и самостоятельности. Существует замена изображений предметов

изображениями геометрических фигур. Дополнительные детали на рисунках

крайне

редки.

У

детей

с

ЗПР

не

наблюдается

желания

к

разнообразиюцветовизображения. Даже напоминание о том, что есть краски,

карандаши разных цветов, не побуждает детей ими пользоваться. Поэтому их

работы примитивны. Кроме того многие дети неадекватно используют цвет

(например, снег могут нарисовать зеленым цветом).

По мнению Екжановой Е.А. «даже к 6-летнему возрасту предметный

рисунок схематичен, упрощен»[7, С. 48]. Изображая животного или человека,

рисуют только основные, крупные детали, а мелкие, второстепенные могут

не

присутствовать.

Дети

часто

изображают

цветы,

дома

и

деревья

одинаковогоразмера. Стереотипный сюжет рисунков является одной из

особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР. Их рисунки бедны

как по содержанию, так и по композиции.

Конструирование у дошкольников с ЗПР находится на низком уровне и

имеет следующие недостатки: нечеткость структуры образа, неустойчивость

замысла, поспешное выполнение, неумение планировать свою деятельность.

А так же у детей этой категории возникают трудности с мелкой моторикой,

нарушается

координациякистей

и

пальцев

рук,чтоусложняет

исполнительный этап конструктивной деятельности.

Литература:

1. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты

специальной психологии и коррекционной педагогики . Новосибирск : НИП-

КиПРО, 2004.

2.Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой

психического развития. М.: Просвещение, 1984.

3. Гудкова Т. В. Основы специальной педагогики и психологии :

учебное пособие. Новосибирск : НГПУ, 2009.

4. Дети с отклонениями в развитии / Под. ред. М.С.Певзнер. М.:

Просвещение, 1966.

5.Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших

дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение

детей с нарушениями развития. 2010. № 6. С. 11-13.

6.Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей

с задержкой психического развития и методы их коррекции: Дис… канд. пед.

наук. – М., 1980.

7.Екжанова

Е.А.

Изобразительная

деятельность

в

обучении

и

воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология.

2003. № 6. С 12-15.

8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.:

Изд-во МГУ. 1985.

9.Лубовский В.И., Переслени Л.И., Шошин П.Б. и др. Обучение детей с

задержкой психического развития. М.: Просвещение. 1981.

10. Менчинская Н.А., Сабурова Г.Г. Новый этап в исследовании

проблемы обучения и умственного развития // Возрастная и педагогическая

психология: Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974.

11. Мнухин С.С. О временных задержках, замедленном темпе

умственного развития и психическом инфантилизме / В кн.: Резидуальные

нервно-психические расстройства у детей. JL: Б.и., 1968.

12. Мнухин С.С. О так называемых задержках, замедленном темпе

умственного развития и психическом инфантилизме у детей // Материалы II

Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. М., 1967. - С. 250..

13. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений. Лубовский В.И. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

14.Слепович Е.С., Гаврилко Т.И., Поляков А.М. Размышление о

воображении в контексте психологической практики «Психологии ребенка с

аномальным развитием». М.: Просвещение, 2000.

15. Слепович Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших

дошкольников

с

задержкой

психического

развития

/

В

сб.:

Пути

совершенствования педагогического процесса в старших группах детского

сада. Минск: Народная Асвета, 1985. С. 90-103.

16. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой

психического развития. Минск: Народная Асвета, 1989.

17. Степина О. С. Коммуникативные умения дошкольников с ЗПР //

Специальное образование: Научно-методический журнал. 2016. № 8. С. 52-

59.

18.

Цимбалюк А.Н. Особенности познавательной деятельности

дошкольников с задержкой психического развития. Сообщение II. О

показателях интеллектуальной активности детей // Новые исследования в

психологии / Под ред. Е.А. Соколова. М.: – 1974. С. 33-35.



В раздел образования