Напоминание

Формы интеграции и инклюзии


Автор: Голубенко Ирина Вячеславовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: р.п Тучково
Наименование материала: Статья
Тема: Формы интеграции и инклюзии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»

Районное методическое объединение учителей-логопедов

«Интеграция в работе учителя-логопеда со специалистами ДОУ».

«Формы интеграции и инклюзии».

Выполнила: учитель-логопед

Голубенко И.В.

п. Тучково, 2020г.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является

основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция

понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение

индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью

интеграции социальной, рассматривается в данной ситуации как процесс воспитания и

обучения особых детей совместно с обычными.

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это

закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира,

процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к

инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей

обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности Разных

областях жизни, включая образование.

Интеграция - слово иностранное, оно имеет несколько трактовок и объяснений.

Интеграция в переводе с латинского языка - процесс воссоединения, объединения в

целое ранее разрозненных частей и элементов.

Один из основных аспектов интеграции в образовании - правильно организованные

условия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть

готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае

можно говорить и о готовности к данному процессу как самого ребенка, так и его

окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми

образовательными потребностями, относятся:

раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение уже с первых

месяцев жизни коррекционной работы;

стремление и готовность родителей помогать ребёнку в процессе обучения,

желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми;

наличие в учреждении возможностей оказывать интегрированному ребенку

квалифицированную помощь;

создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного

обучения.

К внутренним условиям или показателям, способствующим эффективной интеграции,

относятся:

уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме

или близкий к ней;

возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные

для нормально развивающихся детей сроки;

В общеобразовательной школе предусматриваются следующие формы интеграции детей с

ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко):

Полная интеграция – при этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья,

достигшие по уровню умственного и психического развития возрастной нормы,

обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости

получают помощь отдельного специалиста.

Частичная интеграция – при этой форме интеграции учащиеся обучаются в условиях

отдельного класса, но объединены в единое образовательное пространство с нормально

развивающимися школьниками. Они вовлекаются во все общешкольные воспитательные

и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов.

Также эта форма используется для детей, находящихся на индивидуальном обучении,

которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом

учащихся.

Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на

индивидуальном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями

здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие

во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности).

Комбинированная интеграция – эта форма интеграции рассматривается как включение

ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс с

предоставлением ему квалифицированной помощи специалистов и создание

специализированных условий обучения в общем классе в соответствии с его особыми

образовательными потребностями.

Для многих детей с проблемами в развитии интеграция в образовательную среду чаще

всего бывает затруднительна вследствие различных факторов: имеющегося заболевания,

несоответствие уровня развития уровню здоровых детей, трудность освоения программ

массовых школ. Таких детей необходимо не интегрировать в образовательную среду, а

включать такими, какими они являются, а сама образовательная среда должна

максимально адаптироваться к возможностям и способностям такого ребенка.

Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется как «включение»

детей с ОВЗ в образовательный процесс, который выражается в реформировании школ и

перепланировке учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и

потребностям всех без исключения детей. Таким образом, речь идет о понятии,

касающемся принципа организации обучения, при котором все воспитанники учатся

совместно со своими сверстниками в образовательном учреждении (ОУ) по месту

жительства.

Необходимым условием реализации инклюзивного образования является специальная

обучающая среда, включающая:

-создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности,

специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест,

дистанционные средства обучения) и т.д.

-комплекс индивидуальных учебных программ, планов методических материалов,

литературы;

-наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих

инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными

технологиями.

В инклюзивных ОУ не проводится различие между "общим образованием" и

"специальным", оно реорганизовано таким образом, что все дети учатся вместе и

программы обучения подобраны согласно их возможностям.

Инклюзия - включение, добавление, прибавление, присоединение; инклюзия -

односторонний процесс, представляющий «внедрение» кого-то куда-то, результатом

которого является наличие в некоей среде инородного для нее «тела». В специальном

образовании под инклюзией понимается процесс увеличения степени участия всех

граждан в социуме, в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии. Он

предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут

позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной

жизни. Интеграция - процесс двусторонний, симметричный; инклюзия - процесс

однонаправленный, асимметричный. Инклюзия - глубокое погружение ребёнка в

адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.

При таком подходе инвалидность - это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ

жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду

и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной

концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь

рады!» Или он может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов

общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции,

когда «инвалид - человек, который полностью или частично лишен трудоспособности

вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С. И. Ожегов, 1992).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем в полном объеме

участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Благодаря этому школа

превращается в такое образовательное пространство, которое стимулирует и

поддерживает не только учеников, но и собственных сотрудников. Сообщество, которое

поддерживает и высоко ценит достижения каждого члена.

Такое образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут

делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие активизирует все стороны жизни человека.

Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их

психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других

особенностей. В них могут обучаться дети с инвалидностью и особыми дарованиями;

дети, принадлежащие к языковому, этническому или культурному меньшинству; дети из

необеспеченных регионов и ущемленных в правах социальных групп.

Обучение детей в таких учреждениях должно быть организовано таким образом, чтобы

удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Поэтому основным отличием

интегрированного образования от инклюзивного является то, что интегрированное

образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной

программы внутри школьных стен для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья, прежде всего - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а инклюзивное

обучение и образование - создание и поддержание условий для совместного обучения в

классе обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по разным

образовательным программам, соответствующим их возможностям.

Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и

внесение изменений, необходимых для успешного её освоения детьми с особыми

потребностями.

Обычно школьное образование нацелено на обычных детей, предполагает обычных

педагогов и обычные школы. Специальное образование предполагает работу с особыми

детьми, под которых подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование

с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному

образованию. И наконец, инклюзивное обучение и образование, воспринимая ребенка

таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Конечно, инклюзия для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет больше

преимуществ, чем интеграция.

Таким образом, инклюзивное образование находится на пути стремления к развитию

методологии, направленной на детей и признающей, что все дети — индивидуальности с

различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование находится в поиске

разработки подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для

удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение

станут эффективнее в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование,

тогда позитивная тенденция этого успеха отразится и окажет влияние на всех детей (не

только на детей с особыми потребностями).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»

Районное методическое объединение учителей-логопедов

«Интеграция в работе учителя-логопеда со специалистами ДОУ».

«Формы интеграции и инклюзии».

Выполнила: учитель-логопед

Голубенко И.В.

п. Тучково, 2015г.



В раздел образования