Напоминание

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»


Автор: Муравьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 17 " Родничок"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Мыски
Наименование материала: Консультация для родителей:
Тема: Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию,

климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и

быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая

связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в

духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою

очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое

своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном

или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и

творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру

страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна

выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот

учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера

и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению,

культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским

искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном

прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены

воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать

неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах

из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к

Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно

и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью

человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-

новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,

фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному

искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных

достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,

воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что

они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки,

песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном

творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера,

присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте,

правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,

загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к

общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то

особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый

говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В

пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают

уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих

рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником

познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны

занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные

веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем

эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят

национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель

программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального

искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до

театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной

культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача,

решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,

систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,

общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова

и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для

дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.



В раздел образования