Напоминание

"Критерии эффективности и технология организации самообразования воспитателя"


Авторы: Ларионова Елена Викторовна, Перков Максим Сергеевич
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: "Критерии эффективности и технология организации самообразования воспитателя"
Раздел: полное образование





Назад




Тема:

«Критерии эффективности и технология организации самообразования

воспитателя»

"Педагог учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет

работы воспитатели делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке,

используя старые приемы, планы, фразы и тех, которые, несмотря на кажущееся однообразие

воспитательной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Одним из показателей

профессиональной

компетентности

воспитателя

является

его

способность

к

самообразованию.

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая

самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки,

техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес

занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение (в узком

смысле,

как

самонаучение)

и

самосозидание

широком,

как

создание

себя,

самостроительство). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует

проблема самосовершенствования.

Условно можно выделить

четыре уровня самообразования. Зная характерные

особенности каждого из них, воспитатель сможет определить свой индивидуальный уровень,

что в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как

профессионала.

Первый уровень – низкий. Деятельность воспитателя характеризуется спонтанным,

несистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например,

накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.

Второй уровень – средний. Для воспитателя характерно ситуативное самообразование

на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих

познавательных потребностей.

Третий уровень – высокий. Воспитателя отличает систематическое целенаправленное

самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида

деятельности.

Наивысший уровень самообразования присущ тем воспитателям, для которых данный

вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего

исследовательский характер.

Мотивами, побуждающими к самообразованию, являются:

1.

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к выступлению, родительскому

собранию, классному часу и др. у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа

новой информации.

2.

Желание творчества. Воспитатель - профессия творческая. Творческий человек не

сможет из года в год работать по одному и тому же сценарию, читать одни и те же доклады.

Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

3.

Стремительный рост современной науки, в том числе психологии и педагогики.

Изменения,

происходящие

в

жизни

общества,

в

первую

очередь

отражаются

на

воспитанниках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может

сложиться образ воспитателя как не современного человека.

4.

Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его "хорошим" или

"плохим" специалистом.

5.

Материальное стимулирование.

Без постоянного усвоения новых знаний не

добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

6.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно воспитывает,

не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда этим заниматься?

Специфика

воспитательной

деятельности

такова,

что

для

её

эффективного

выполнения необходимо знать психологию и педагогику, иметь высокий уровень культуры.

Этот перечень далеко не полон. Перечислим основные направления, в которых воспитатель

должен заниматься самообразованием:

1.

Психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей).

2.

Психологическое (имидж, искусство общения и убеждения, лидерские качества).

3.

Методическое (современные педагогические технологии, формы, методы и приёмы

воспитания).

4.

Совершенствование в области ИКТ.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования

воспитателя:

- специальная образовательная подготовка (получение второго высшего образования

или прохождение профессиональной переподготовки);

- повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);

- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований,

ежегодных отчетов, посещение и анализ воспитательных коллег), Школы профессионализма;

- индивидуальная самообразовательная работа (участие в разнообразных конкурсах,

мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).

Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком

глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

1.

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы

воспитания.

2.

Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

3.

Периодически проводить самоанализ своей воспитательной деятельности.

4.

Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

5.

Систематически

интересоваться

событиями

современной

экономической,

политической и культурной жизни, расширять кругозор.

6.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Самообразование будет продуктивным, если:

- в процессе самообразования реализуется потребность к собственному развитию и

саморазвитию;

- воспитатель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта,

понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности

и обладает развитой способностью к рефлексии;

- элементом профессионального развития воспитателя является осуществление им

исследовательской, поисковой деятельности;

- воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству;

- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального саморазвития

воспитателя.

Технология организации самообразования включает в себя несколько этапов:

1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на

самостоятельную работу;

2 этап - обучающий, на котором воспитатель знакомится с психолого-педагогической и

методической литературой по выбранной теме;

3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических

фактов, их отбор и анализ;

4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических

фактов;

5 этап - итогово-контрольный, на котором воспитатель должен подвести итоги своей

самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.

Основными критериями эффективности самообразования воспитателя являются:

1.

Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества

организации воспитательного процесса, воспитанности обучающихся).

2.

Творческий и профессионально-квалификационный рост (освоение и внедрение

новых педагогических технологий в воспитательный процесс, обмен опытом работы,

повышение квалификации.

Уважаемые коллеги, а сейчас наш с вами разговор пойдет об активности воспитателей

в повышении своего профессионального мастерства. Сначала предлагаю обсудить признаки

самообразовательной активности, а затем то, что на ваш взгляд сдерживает активность

воспитателя в деятельности по самообразованию.

Правильно организованная и проводимая воспитателем работа по самообразованию

является важным условием повышения его профессионального мастерства.



В раздел образования