Автор: Пох Мария Николаевна
Должность: УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район, п. Сывдарма
Наименование материала: Публикация
Тема: "Развитие мелкой моторики в свободной деятельности детей"
Раздел: дошкольное образование
"Развитие мелкой моторики в свободной деятельности детей"
Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо
проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный перерчень методов и
приемов, которые можно использовать в различное время дня.
Общение:
беседа «Как правильно сидеть за столом»; проблемная ситуация «Если сидеть неправильно»;
тренинги «Сядь правильно», «Как надо держать карандаш (кисточку)», «Положи правильно лист
для рисования»; ситуации невербального общения; массаж пальцев и ладоней природными
материалами; тематические пальчиковые игры с литературным сопровождением «Пальчиковые
шаги», «Театр в руке»; разыгрывание диалогов и сценок в театре «Сказка на ладошке»;
рассказывание сказок, короткие диалоги в сопровождении действий с мелкими игрушками;
пересказ сказок, коротких рассказов с построением фигур из кисти и пальцев рук; показ
пальчиковых сказок «Театра на кончиках пальцев» со стихотворным текстом.
Игровая деятельность:
игры с мелкими игрушками,
игра «Чудесный мешочек»; игры с наборами «Лего»; тематические пальчиковые и
логоритмические игры; логоритмические игры с музыкальным сопровождением; дидактическая
игра «Сложи картинку»;
тематические творческие игры типа «Дорисуй»; игры с песком,
водой; игры с ребристым карандашом;
музыкально-ритмические, координационно-подвижные игры; игры на развитие зрительно-
моторной координации; творческие игры с природным материалом; игровые упражнения с
массажными мячиками «Веселые ножки», с крышками от пластиковых бутылок «Ходилочки»;
тематические графические игры; игры «Шнуровки», «Веревочки», «Клубочки»; театрализованные
игры в «Театре на ладошке»; игры с мелкими предметами (бисер, бусинки, пуговицы и т.
п., «Мозаика».
Познавательная практическая деятельность:
игры на составление фигур-силуэтов «Танграм», «Монгольская игра»; рассматривание схем
для пальчикового театра; конструирование из бумаги оригами; работа с тематическими
трафаретами; тактильное обследование предметов; выкладывание изображений с помощью
счетных палочек; составление изображений с помощью трафаретной линейки; графические
упражнения; обведение изображений по контуру, по шаблону; прохождение лабиринтов;
графические задания типа «Дорисуй половину»; составление узоров из геометрических фигур на
силуэтах; опыт «Рисует – не рисует»; опыты с водой, бумагой; экспериментирование «Можно ли
этим предметом рисовать», «На чем можно рисовать»; сравнение предметов на ощупь;
штриховка; пальчиковая гимнастика; игры и упражнения на закрепление навыков ориентировки
на листе бумаги.
Художественная деятельность:
продуктивные виды деятельности (аппликация, рисование, лепка); выкладывание картин,
узоров из природного материала (крупы, гороха, фасоли, макаронных изделий); ритмопластика с
музыкальным сопровождением; ритмические игра на шумовых музыкальных инструментах;
создание поделок из плодов растений; обведение и раскрашивание тематических шаблонов,
силуэтов; инсценировка в театре «Сказка на ладошке»; пальчиковые сказки; рисование в
раскрасках, рисование на песке.
Трудовая деятельность:
самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, дежурство.