Напоминание

"Использование игровых методов и приемов в процессе обучения детей пению"


Автор: Маргарита Викторовна Карпова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых методов и приемов в процессе обучения детей пению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игровых методов и приемов в процессе обучения детей

пению.

Пение — это универсальный вид искусства, которым можно начать

заниматься в любом возрасте. Но все же есть определенные рекомендации.

Конечно, лучше всего начать обучение в дошкольном возрасте, ведь это самый

благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

Практика показывает, что невозможно детей заставить полюбить петь. Но

можно увлечь их этим видом музыкальной деятельности, заинтересовать и

поддерживать интерес постоянно.

В игровой форме процессы развития и обучения пению проходят

непроизвольно, незаметно для детей.

Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается

интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а

самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их

психофизического состояния.

При обучении дошкольников пению надо следить за выполнение правил

певческой установки: как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают

рот, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя

поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание,

необходимый характер звука, эмоциональность.

Можно

напомнить

детям

о правильном

положении

корпуса коротким

стихотворением:

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку,

Вот она какая –

Спиночка прямая!

Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, они интуитивно

усваивают манеру петь, действовать. Обязательным условием в игре является

эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений,

так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей.

Вначале занятия нужно легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, помочь устранить

напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка,

губ, щёк, челюсти. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика.

На музыкальных занятиях эти упражнения можно проводить под счёт или под

музыку. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и

продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с

детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не

напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен

хорошо видеть лицо взрослого

Очень полезно использовать музыкальные распевки, которые основаны на

пропевании

логопедических

чистоговорок,

направленных

на

овладение

различными звуками.

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

И жужжит:"Жу-жу, жу-жу!

Очень с розами дружу!"

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали мы козу.

чистоговорка «Шипящие звуки», интонируется на любую мелодию

Шу-шу-шу, ша-ша-ша - мама моет малыша.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа - мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча - очень печка горяча

Щу-щу-щу, ща-ща-ща - ловим щуку и леща».

Основой вокально-хоровой техники является певческое дыхание и от него

зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от

различных дефектов в голосовом аппарате, нужно отучить детей петь крикливо,

резко, напряжённо.

Как обучить детей дошкольного возраста правильному дыханию? Не все дети

сразу понимают, как нужно дышать. Надо рассказать и наглядно показать детям,

как следует дышать, чтобы работали мышцы живота. Певческий вдох следует

брать бесшумно, достаточно глубоко.

Выдох должен быть постепенный,

равномерный, продолжительный.

Всему этому ребёнка можно научить в форме игры. Предлагаются такие

варианты игры:

«Цветочек».

- Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых

душистых цветов! Давайте все «сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом

производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу

обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.

- Понюхали цветочек. Давайте спрячем этот приятный запах, чтобы он нам

надолго запомнился, глубоко в животике и закроем его там на «замочек».

Держите крепко и не выпускайте этот запах. А я буду считать: 1, 2, 3, 4… /

спрятать глубоко в животе» — значит, сделать глубокий вдох; «закрыть на

замочек» - задержка дыхания для опоры звука;

«Шмель».

- Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель!

Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем

цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Ребята,

не берите много воздуха в животик и не выпускайте его сразу весь, тогда ваша

песенка получится долгой. Ну-ка, шмелик, кто дольше споёт? / используйте

эффективный приём соревнования; «не брать много воздуха в животик» - ведёт

к перебору дыхания, что даёт детонацию звука, т.е. фальшивое пение. /

«Одуванчик».

- Посмотрите сюда, ребята! Как много здесь воздушных цветков! А вы знаете,

как они называются?

- Одуванчики.

- Правильно. Давайте поиграем с ними! На каждом цветочке много пушинок-

парашютиков. Если мы дунем на них, парашютики полетят. Сначала мы будем

дуть легко, медленно и плавно / дети сдувают пушинки с воображаемых

одуванчиков/.

- Посмотрите, нам не удалось сдуть все пушинки сразу. Давайте попробуем

набрать побольше воздуха и одним резким выдохом сдуть все пушинки сразу. /

дети делают глубокий вдох / задачи те же, что и в игре «Цветочек»/ и затем

активный короткий резкий выдох, что развивает мышцы брюшного пресса;

«Бабочки».

Вырезать из бумаги бабочек. Привязать на ниточку.

- На полянку к нам прилетели разноцветные «бабочки»! Давайте с ними

поиграем! Сначала подуем на них легко и нежно, чтобы «бабочки»

закружились у вашего лица. / Дети держат «бабочку» за ниточку и плавно,

мягко дуют на неё несколько раз, а «бабочки» кружатся/.

- А теперь «бабочки» хотят поплясать с нами. Подуйте на них так, чтобы они

подпрыгнули выше головы. /Дети выполняют это упражнение несколько раз,

делая резкий, сильный, активный выдох, а «бабочки» взлетают вверх/.

Обучение детей изменению силы голоса, высоты голоса так же проходит в

игровой форме.

«Спуск с горы»

Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и

считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а

закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в

гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно

повышая голос.

«Котята»

Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в

зависимости от смыслового содержания:

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует

менять силу голоса.

«Самолет»

Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и

покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у].

Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

«Ракета»

Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Вот ракета взлетает! Дети начинают

протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в

стороны. Наша ракета летит на Луну. Дети поднимают руки вверх и протяжно

произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно

опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у].

А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же

порядке.

В развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения

помогут ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном

ритме.

Опа-опа, опа-па! Опа-опа, опа-па!

Три фасольки, два боба.

Три фасольки, два боба.

Побежал я в огород.

Побежал я в огород.

Положил их прямо в рот.

Положил их прямо в рот.

Игры легко и быстро запоминаются. Однако не стоит сразу в работе с детьми

прибегать к сложным и большим произведениям, чтобы не «отпугнуть» ребёнка

от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью.

Следует добавить, что у детей восприятие связано с моторикой, поэтому

ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не

должно выражаться одной декламацией. Для этого на занятиях ритмодекламация

сопровождается жестами, движением, музыкальными инструментами.

Игровая

методика

обучения

пению

обеспечивает

детям

радость

и

эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей

становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно.

Дети в игровой форме учатся петь, а лёгкость усвоения различных навыков

способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно

влияет на детей, делает их деятельность в игровом процессе неизменно

успешной.



В раздел образования