Авторы: Кожанова Людмила Ивановна, Тишаков Олег Игоревич
Должность: преподаватели физической культуры
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Совершенствование силовых физических качеств по средствам ППФП
Раздел: среднее профессиональное
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Разработка открытого урока по физической культуре
Тема:
« Развитие силовых качеств, для обеспечения высокой
профессиональной работоспособности по средствам ППФП»
Подготовила и провела:
Преподаватель физической культуры
Кожанова Л.И.
2020г.
Конспект урока ППФП
(профессионально-прикладной физической подготовки)
II курс
Урок № 1
Цель: Формирование и усовершенствование двигательных умений и навыков,
способствующих освоению избранной профессиональной деятельности.
Увеличение адаптационных возможностей организма, сохранение и
упрочение здоровья.
Задачи урока:
1. Развивать и совершенствовать технику выполнения силовых и
скоростно-силовых упражнений
2. Развивать выносливость, гибкость, ловкость.
3.Содействовать воспитанию умения работать в группах, воспитывать
чувство коллективизма.
Освоение компетенций:
0К 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Тип занятия: комбинированное
Методы проведения урока:
фронтальный, групповой, соревновательный, с
использованием коллективного способа обучения, круговой тренировки.
Группа: 27 МРА - 2 курс,
Проводит: Преподаватель ОГАПОУ «Белгородский политехнический
колледж» Кожанова Л.И.
Место проведения: спортивный зал
Дата и время проведения: 17.12. 2020 г. 10 час. 50 мин.
Оборудование и инвентарь: свисток, секундомер, три гимнастических мата, 4
шт. гантели по 1 кг., 2 шт. блинов гимнастических по 10 кг, две скакалки, 4
шт. лавочки, длинная скакалка, два мяча б/б.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки
человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде.
Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных
состязаниях - один из способов совершенствования трудовых навыков и
физического
воспитания
молодежи
на
начальных
этапах
развития
человеческого
общества.
Со
временем
люди
перешли
от
простого
копирования
физических
нагрузок
и
технических
приемов
трудовых
процессов
в
простейших
играх
к
более
широкой
тематике
игр
с
определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых
снарядов - элементов современной физической культуры и спорта.
Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка,
которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко
просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала
некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической
подготовки человека к труду.
В 20-30-х гг. ХХ в. в нашей стране была опубликована серия работ, в
которых рассматривались вопросы направленного использования средств
физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых
навыков,
повышения
продуктивности
труда,
активного
отдыха
и
профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот
опыт нашел применение при разработке научных основ организации труда и, в
частности, при формировании самостоятельного направления - специальной
психофизической
подготовки
человека
к
конкретному
виду
профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая
специальная подготовка получила название профессионально-прикладной
физической подготовки (ППФП).
Подготовительная часть 7-10 мин.
Создать
концентрацию
Внимания
Способствовать
гибкости
позвоночника
Способствовать
улучшению
осанки
I.
Построение,
сообщение
задач урока
II.
Беседа на тему
ППФП
Профессионально-
прикладная физическая
подготовка (далее —
ППФП) — это
специально направленное
и избирательное
использование средств
физической культуры и
спорта для подготовки
человека к определенной
профессиональной
деятельности.
Задачи
ППФП:формировать
необходимые прикладные
знания;
- осваивать прикладные
умения и навыки;
- воспитывать прикладные
психофизические и
специальные качества.
Профессиональная
деятельность работников
АвтослесарьПрофессия –
труд, которой
характеризуется
различной степенью
мышечного напряжения,
функции внимания,
зрительных и
двигательных
анализаторов,
Значительная физическая
нагрузка на мышцы
верхних и нижних
конечностей статического
и динамического
характера.
II. Ходьба с заданием:
а) ходьба перекатом с
пятки на носок
б) Спортивная ходьба
III Беговые упражнения
Легким бегом марш
Бег через середину зала
- 30 сек.
- 30-40
сек.
3 круга
1 круг
Построение в шеренгу по 1
«Направо! За направляющим.
В обход налево. Шагом
марш!»
Презентация
Дистанция 2 шага
Темп медленный
Короткие шаги, прогнуться,
вперед не наклоняться
«Бегом Марш!» Темп
средний Руки согнуть в
локтях.
Работа рук параллельно
движениям тела.
«Внимание!» (рука вверху)
Подготовительная часть 7-8 мин.
Развитие
выносливости и
внимание
Способствовать
развитию
координации
работы рук и ног
в сочетании с
ходьбой
Развивать
гибкость в руках
Укрепить мышцы
ног
Повысить
эластичность
тазобедренного
сустава
Добиться
правильного
выполнения в
заданном темпе
Разбегаются через одного
по разные стороны от
преподавателя
Бег противоходом
Бег через середину в две
колонны!
Бег противоходом
Бег через середину через
одного
Бег через середину в
колонну по одному
Шагом
ОРУ упражнения в
движении:
1.
И.п. – руки внизу в
замок
На 1-2 –руки
вперед
3-4-руки вверх
2.
И.п. – руки в замок
На 1-2-3 –рывки
руками вверху
4-и.п.
3.
И.П. –руки в замок
повороты
4.Ходьба выпадами
вперед
5. Поочередно махи
ногами вперед руками,
касаясь носков ног,
через 3 шага.
6. Прыжки в приседе,
руки вперед
7. Взяв впереди идущего
за ногу выполняем
прыжки с
продвижением вперед,
ногу поменяли
Через середину в колонну
по два Шагом марш!
1 круг
1 круг
1 круг
1 круг
1 круг
- 30-40
сек.
10-12
раз
- 30-40
сек.
10-12
раз
- 30-40
сек.
10-12
раз
- 30 сек.
8-10 раз
- 30 сек.
8-10 раз
Руки в стороны
Руки вверх скрестить
Руки внизу скрестить
Внимание! (руки вверх
параллельно)- в стороны
Руки вверх скрестить или
вниз скрестить
Руки вверх Внимание 1-2-ой!
Тоже самое 1.2-ой!
Шагом Марш!
Восстанавливаем дыхание!
Вдох выдох
Одна рука вверх. «Внимание»
Упр. Выполнять на каждый
шаг.
Прогибаемся в спине
Рывки назад, спина ровная
Спину держим прямо, руки в
замок
Выполняем вместе, в колонне
положив руки на плечи
впереди стоящему
Спину держать прямо. Руки
опираются о колено ноги
выполняющей выпад.
Перекатом с пятки на носок,
дышать равномерно
Выполнять в темпе под счет
преподавателя.
Внимание ! (руки вверх!
Основная часть 19 - 20 мин.
Развивать мышцы
спины
Развить силу
мышц ног
Провентилировать
легкие,
восстановить
дыхание
1.
И.П. – ноги врозь
руки в сторону
1-касаемся левой
рукой правой ноги,
носок
2-поворот правая
рука касается
левой ноги носка
3-4 –тоже самое
2.
И.П. правая нога
вперед, левая
назад, руки за
головой
1-2 Прыжком
смена положения
ног;
3-4 тоже самое
3.
И.П. -Упор лежа
1-согнули руки
2-выпрямили
3-коснулись
правой рукой
левого плеча
4- и.п.
Также в другую
сторону
4.
И.П. – упор лежа
1-
Правая нога в
сторону в упор.
2-
-и.п
3-
Левая нога в
сторону в упор
4-
4-и.п.
Вдох выдох, первая
шеренга смыкается в
круг и вторая шеренга
смыкается в круг.
5.
Прыжки в приседе
по свистку ,
вправо, влево
Закончили построились в
колонну по два.
Круговая тренировка с
заданиями
8-10 раз
8-10р
8-10р
8-
10р
8раз
5 раз
15 мин.
Колени не сгибать, касаемся
руками носков ног.
Колено ноги стоящий
сзади ,касается пола
Под счет преподавателя
Под счет преподавателя
Поворот на право! Шагом
марш в обход по залу! (руки в
сторону)
Основная часть 30 мин.
Способствовать
развитию
прыжковой
выносливости
Развитие
ориентации в
пространстве
Развитие силы и
гибкости
Ликвидировать
кислородное
голодание
Добиться, чтобы
прыжки
выполнялись за
счет маха, а не
только за счет
толчка
Способствовать
развитию
координации
движений
Выполняют задания по
станциям
По два человека. Задания
на карточки двух цветов
красные (умеренная
нагрузка) и желтые
(нагрузка усложненная)
Обучающиеся
перестраиваются по
станциям для
выполнения заданий.
2 круга
10 мин
2 мин
1мин
Станции 1: смена
положения ног, берпи;
Станция 2: Упражнения на
лавочке
Станция 3:
Акробатические упражнения
Станция 4:
Ходьба на руках по линиям с
отжиманием
Станция 5:
Растяжка.
Станция 6:
Прыжки на скамейку с
гантелями.
Станция 7:Упр. с блинами
Развитие
ловкости
Способствовать
расслаблению
мышц ног
Ш. Упражнение на
дыхание
И.п.- стойка ноги врозь
1 – руки на пояс
2 – руки к плечам
3 – руки за голову
4 – руки вверх
5-8 – в обратном порядке
Прыжки через скакалку
длинную командой
V. Эстафеты:
1.
С передачей мяча
2.
Прыжки через
лавочку.
Упражнения на
растяжение ног
1.
И.п. стока на
правой ноге, левую
притянуть к груди
Тоже самое на
другую ногу
2.
И.П. – стойка на
правой ноге, левая
заведена назад
взялись за носок
потянули
растягиваем
внутреннею
сторону бедра и
голени. Тоже самое
в другую сторону
- 30 сек.
2 круг
10
прыжков
2 круга
- 30 сек.
3
минуты
Произвольно выполняем
По два человека.
Заключительная часть 5 мин.
Создать
представление о
степени
успешности
деятельности на
уроке
П. Подведение итогов
урока.
Вопросы:
1.
Какие основные
качества нужно
развивать вам в
связи с вашей
специальностью?
(быстрота реакции,
сила,
выносливость,
координационные
способности)
2.Какие спортивные игры
по вашему мнению
способствуют развитию
этих качеств?
3.Профессионально
важные качества ?
Оценки ,позволить
студентам оценить
свою работу, работу
своих команд.
Домашнее задание:
2
минуты
Отметить активных
обучающихся и выполнение
задач урока.
Профессионально-важные
качества: чувства
коллективизма, общая
выносливость, ловкость рук,
пальцев, все виды реакции,
распределение,
переключение и
устойчивость внимания,
оперативное мышление,
эмоциональная
устойчивость,
инициативность и
коммуникативность.)
Заключение
В различных сферах профессионального труда в настоящее время
насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей - десятки тысяч.
Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют
предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе
самой трудовой деятельности. В большинстве же видов профессионального труда,
даже физического, требования к физическим возможностям далеко не
максимальны.
Чтобы успешно подготовить себя к профессиональной деятельности,
необходимо знать основные факторы, определяющие конкретное содержание
ППФП (профессиограмму):
- формы (виды) труда специалистов данного профиля;
- условия и характер труда;
- режим труда и отдыха;
- особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и
специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Работа разнообразна. Часто протекает в вынужденных позах со значительным
статическим напряжением мышц. При этом отмечается большое количество
ударных движений как молотком, так и тяжёлой кувалдой в разных позах. К
профессионально важным относятся двигательные умения и навыки закручивания
пальцами гаек с помощью вращательных и возвратно-поступательных движений
кисти рук и пальцев. Это требует силы и выносливости соответствующих
мышечных групп пальцев, кистей рук и всего плечевого пояса. Этот вид работы –
так же в вынужденных позах.
Операция затяжки блока цилиндров требует особо точной дозировки прилагаемого
к гаечному ключу усилия, что связано с развитием мышечных ощущений.
Вследствие сквозняков в производственных цехах при въезде и выезде
автомобилей высок процент простудных и гнойничковых заболеваний.
Автослесарь - профессия – труд, которой характеризуется различной
степенью мышечного напряжения, функции внимания, зрительных и двигательных
анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, ярко выраженной
монотонией, выполнением производственных операций в строго определённой
последовательности в положении сидя или стоя. В зависимости от выполнения
операций поза стоя может быть неподвижной или с передвижением в зоне
рабочего места. Это рабочие конвейера. Характерными чертами конвейерно-
поточного производства является дробление производственного процесса на
простые операции, закрепление каждой рабочей операции за определённым
рабочим местом, строгая последовательность выполнения операций, монотонность
труда, чёткий ритм трудового процесса, возможность его изменения и регуляции.
Трудовой процесс на конвейере может протекать со свободным ритмом
(пульсирующий конвейер) и регламентированным (принудительный).
В группе представителей этой профессии есть подгруппа: простое содержание
операций и более выраженная монотония в работе (сборщики моторов
автомобилей).
Производственные операции выполняются стоя. Значительная физическая нагрузка
на мышцы верхних и нижних конечностей статического и динамического
характера.
Занятия по ППФП являются неотъемлемой частью физической культуры в
ПОО.
Литература
1 Бишаева, А.А. Физическая культура [Текст]: учебник для учреждений нач. и
сред. проф. образования / А.А. Бишаева. – М., 2012.
2 Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: совершенствование спортивного
мастерства [Текст]: учебник для вузов / Ю.Д. Железняк. – М., 2010.
3 Заваров, А. Футбол для начинающих с 3D-иллюстрациями / А. Заваров. – М.,
2013.
4. Грецов, Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лёгкая
атлетика [Текст]: /Г.В. Грецов, А.Б. Янковский. – М., 2013.
5. Коваленко, Т.Г. Основы теории знаний в системе физического воспитания
[Текст]: учеб. пособие / Министерство образования РФ, Т.Г. Коваленко, О.А.
Моисеева. Волгоград: ГУ, 2008.
6. Лях, В.И. Физическая культура [Текст]: учеб. для учащихся 10 – 11 классов
общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред.
В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2012
.