Авторы: Рудакова Екатерина Александровна, Хорошилова Людмила Викторовна
Должность: Мастера производственного обучения
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы развития технического мышления у обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное
ОГАПОУ «СТАКС»
Е.А. Рудакова, Л.В. Хорошилова
Статья
Методы развития технического мышления у обучающихся
Наиболее успешно осваивают профессию те молодые рабочие, которые зани-
мались техническим творчеством ещё до прихода на производство, чьи твор-
ческие способности развивались в период обучения и приобретения профес-
сии. Воспитание творческих черт личности, характерных для рабочего нераз-
рывно связано с организацией и целенаправленным педагогическим руко-
водством техническим творчеством обучающихся. И здесь главная роль отво-
дится мастеру производственного обучения.
Из определений технического творчества наиболее удачным, на мой вз-
гляд, является следующее: техническое творчество обучающихся это такая
техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладаю-
щий пользой и объективной или субъективной новизной.
Основными компонентами технического творчества являются:
техническое мышление;
пространственное воображение и представление;
конструкторская смекалка;
умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.
Творческое мышление - это процесс, и, как всякий процесс, оно подчи-
нено определенным законам. Пусть последние очень сложны, но, в конечном
счете, мы можем их открыть и на этой основе предвидеть, как будет разви-
ваться творческое мышление в зависимости от тех или иных условий.
На начальных этапах исследования творческое (или продуктивное)
мышление обычно характеризуется как некоторый процесс, приводящий к
решению новых для человека проблем и задач, - в отличии от мышления ре-
продуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач,
когда способы их решения известны и отработаны.
В психологии уже давно установлено, что творческое мышление берет
свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены
на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки ги-
потезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Выдвижение
этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними, гибкими и по-
движными знаниями владеет человек. Первоначально гипотезы могут быть
недостаточно определенными. Но, возникнув, гипотеза начинает направлять
действия (в противном случае последние оказались бы слепыми и случайны-
ми). Результаты производимых действий сопоставляются с созданными гипо-
тезами, благодаря чему гипотезы проверяются, уточняются, преобразуются,
все, более приближаясь к искомому результату. Творчество как сложная про-
дуктивная деятельность, направленная на открытие нового. имеющее
большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповтори-
мо
В психологии вопросы развития творческого мышления тесно связыва-
ются с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, ибо они в
значительной мере определяют успешность той, или иной деятельности.
Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и
неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. По-
тому-то разнообразны виды способностей (музыкальные, технические) орга-
низаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многооб-
разны их разновидности у разных людей.
Взаимодействие педагогических и технических способностей стало
предметом глубокого исследования А.А. Толмачева. Он обосновывает то, что
при формулировании творческих задач педагог должен обладать определен-
ными качествами:
технической наблюдательностью;
критичностью;
умением находить критические проблемы;
видеть недостатки технических объектов;
способность к ассоциированию;
установление аналогий;
генерирование новых технических идей.
Для развития технического мышления у обучающихся, самое главное -
создать у обучающегося установку на творческий поиск.
Очень важной психологической характеристикой развития техническо-
го мышления является обучение с применением затрудняющих условий. Для
этого был разработаны специальные методы, краткая характеристика кото-
рых приводится ниже.
Метод временных ограничений (МВО) – основывается на учете су-
щественного влияния временного фактора на умственную деятельность
(впрочем, не только на умственную). Опыты показали, что при неограничен-
ном времени решения задачи субъект может находить несколько вариантов,
продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры
объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение, или мо-
жет упрощаться – субъект ограничивается использованием того, что он луч-
ше всего знает.
Метод мозгового штурма (ММШ) – заключается в том, что задачу
предлагается решить группе учащихся, и на первом этапе решения они вы-
двигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набрав значительное
количество предложений, детально прорабатывают каждое из них. Данный
метод развивает групповое мышление (работу в коллективе), позволяет де-
литься личным опытом в решении подобных задач между членами группы.
Метод внезапных запрещений (МВЗ) – заключается в том, что испы-
туемому на том или ином этапе запрещается использовать в своих построе-
ниях какие-то механизмы (например, при решении задач на построение кине-
матических цепей использовать те или иные передачи или определенную раз-
новидность - зубчатую или только зубчатую цилиндрическую, коническую,
червячную).
Метод скоростного эскизирования (МСЭ) – так или иначе, включатся
во все инструкции, когда предлагается учащимся решать новые задачи и ста-
вится цель диагностировать особенности их мыслительной деятельности. В
подобных случаях по инструкции требуется как можно чаще рисовать все то,
что обучающиеся представляют мысленно в тот или иной момент. Может
быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления – изобра-
жать все конструкции, которые приходят в голову.
Метод новых вариантов (МНВ) – заключается в требовании решать
задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызывает до-
полнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск,
тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеет-
ся пять-шесть и более решений.
Метод информационной недостаточности (МИН) – применяется то-
гда, когда ставится задача особой активизации деятельности на первых эта-
пах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным
недостатком данных, необходимых для начала решения, так, в условии зада-
чи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и струк-
турные характеристики как задаваемых, так и искомых данных (направления
движения, форма, скорости вращения). Важной модификацией этого приема
является использование различных форм представления исходного условия
известно, в наиболее удобном виде условие конструкторской задачи включа-
ет в себя текст и схему (рисунок).
Метод информационной перенасыщенности (МИП) – основывается
соответственно на включении в исходное условие задачи заведомо излишних
сведений. Разновидностью этого метода является подсказка, подаваемая уст-
но и содержащая в себе лишние данные, лишь затемняющие полезную ин-
формацию.
Метод абсурда (МА) – заключается в том, что предлагается решать за-
ведомо невыполнимую задачу. Типичными вариантами абсурдных задач яв-
ляются задачи на построение вечного двигателя. Можно применять и задачи,
так сказать, относительно абсурдные (например, предложить сконструиро-
вать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем
это требуется по условию).
Метод ситуационной драматизации (МСД) – заключается в том, что в
зависимости от конкретного педагогического замысла и текущего решения
задачи вводятся определенные изменения в ход решения. Эти изменения
предназначены для затруднения деятельности обучающегося и могут быть
самыми разнообразными, начиная от вопросов, которые задает преподава-
тель («вопросы-помехи»), и кончая разными не предусмотренными обычной
процедурой требованиями. Метод внезапных запрещений является разновид-
ностью данного метода.
Эти методы нужно применять продуманно, дозировать их, учитывая
индивидуальные свойства учащихся. В противном случае можно достичь
лишь «эффекта полного погашения» и самой деятельности, и желания ею за-
ниматься.