Напоминание

"Методы развития технического мышления у обучающихся"


Авторы: Рудакова Екатерина Александровна, Хорошилова Людмила Викторовна
Должность: Мастера производственного обучения
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы развития технического мышления у обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГАПОУ «СТАКС»

Е.А. Рудакова, Л.В. Хорошилова

Статья

Методы развития технического мышления у обучающихся

Наиболее успешно осваивают профессию те молодые рабочие, которые зани-

мались техническим творчеством ещё до прихода на производство, чьи твор-

ческие способности развивались в период обучения и приобретения профес-

сии. Воспитание творческих черт личности, характерных для рабочего нераз-

рывно связано с организацией и целенаправленным педагогическим руко-

водством техническим творчеством обучающихся. И здесь главная роль отво-

дится мастеру производственного обучения.

Из определений технического творчества наиболее удачным, на мой вз-

гляд, является следующее: техническое творчество обучающихся это такая

техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладаю-

щий пользой и объективной или субъективной новизной.

Основными компонентами технического творчества являются:

техническое мышление;

пространственное воображение и представление;

конструкторская смекалка;

умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

Творческое мышление - это процесс, и, как всякий процесс, оно подчи-

нено определенным законам. Пусть последние очень сложны, но, в конечном

счете, мы можем их открыть и на этой основе предвидеть, как будет разви-

ваться творческое мышление в зависимости от тех или иных условий.

На начальных этапах исследования творческое (или продуктивное)

мышление обычно характеризуется как некоторый процесс, приводящий к

решению новых для человека проблем и задач, - в отличии от мышления ре-

продуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач,

когда способы их решения известны и отработаны.

В психологии уже давно установлено, что творческое мышление берет

свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены

на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки ги-

потезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Выдвижение

этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними, гибкими и по-

движными знаниями владеет человек. Первоначально гипотезы могут быть

недостаточно определенными. Но, возникнув, гипотеза начинает направлять

действия (в противном случае последние оказались бы слепыми и случайны-

ми). Результаты производимых действий сопоставляются с созданными гипо-

тезами, благодаря чему гипотезы проверяются, уточняются, преобразуются,

все, более приближаясь к искомому результату. Творчество как сложная про-

дуктивная деятельность, направленная на открытие нового. имеющее

большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповтори-

мо

В психологии вопросы развития творческого мышления тесно связыва-

ются с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, ибо они в

значительной мере определяют успешность той, или иной деятельности.

Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и

неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. По-

тому-то разнообразны виды способностей (музыкальные, технические) орга-

низаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многооб-

разны их разновидности у разных людей.

Взаимодействие педагогических и технических способностей стало

предметом глубокого исследования А.А. Толмачева. Он обосновывает то, что

при формулировании творческих задач педагог должен обладать определен-

ными качествами:

технической наблюдательностью;

критичностью;

умением находить критические проблемы;

видеть недостатки технических объектов;

способность к ассоциированию;

установление аналогий;

генерирование новых технических идей.

Для развития технического мышления у обучающихся, самое главное -

создать у обучающегося установку на творческий поиск.

Очень важной психологической характеристикой развития техническо-

го мышления является обучение с применением затрудняющих условий. Для

этого был разработаны специальные методы, краткая характеристика кото-

рых приводится ниже.

Метод временных ограничений (МВО) – основывается на учете су-

щественного влияния временного фактора на умственную деятельность

(впрочем, не только на умственную). Опыты показали, что при неограничен-

ном времени решения задачи субъект может находить несколько вариантов,

продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры

объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение, или мо-

жет упрощаться – субъект ограничивается использованием того, что он луч-

ше всего знает.

Метод мозгового штурма (ММШ) – заключается в том, что задачу

предлагается решить группе учащихся, и на первом этапе решения они вы-

двигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набрав значительное

количество предложений, детально прорабатывают каждое из них. Данный

метод развивает групповое мышление (работу в коллективе), позволяет де-

литься личным опытом в решении подобных задач между членами группы.

Метод внезапных запрещений (МВЗ) – заключается в том, что испы-

туемому на том или ином этапе запрещается использовать в своих построе-

ниях какие-то механизмы (например, при решении задач на построение кине-

матических цепей использовать те или иные передачи или определенную раз-

новидность - зубчатую или только зубчатую цилиндрическую, коническую,

червячную).

Метод скоростного эскизирования (МСЭ) – так или иначе, включатся

во все инструкции, когда предлагается учащимся решать новые задачи и ста-

вится цель диагностировать особенности их мыслительной деятельности. В

подобных случаях по инструкции требуется как можно чаще рисовать все то,

что обучающиеся представляют мысленно в тот или иной момент. Может

быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления – изобра-

жать все конструкции, которые приходят в голову.

Метод новых вариантов (МНВ) – заключается в требовании решать

задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызывает до-

полнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск,

тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеет-

ся пять-шесть и более решений.

Метод информационной недостаточности (МИН) – применяется то-

гда, когда ставится задача особой активизации деятельности на первых эта-

пах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным

недостатком данных, необходимых для начала решения, так, в условии зада-

чи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и струк-

турные характеристики как задаваемых, так и искомых данных (направления

движения, форма, скорости вращения). Важной модификацией этого приема

является использование различных форм представления исходного условия

известно, в наиболее удобном виде условие конструкторской задачи включа-

ет в себя текст и схему (рисунок).

Метод информационной перенасыщенности (МИП) – основывается

соответственно на включении в исходное условие задачи заведомо излишних

сведений. Разновидностью этого метода является подсказка, подаваемая уст-

но и содержащая в себе лишние данные, лишь затемняющие полезную ин-

формацию.

Метод абсурда (МА) – заключается в том, что предлагается решать за-

ведомо невыполнимую задачу. Типичными вариантами абсурдных задач яв-

ляются задачи на построение вечного двигателя. Можно применять и задачи,

так сказать, относительно абсурдные (например, предложить сконструиро-

вать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем

это требуется по условию).

Метод ситуационной драматизации (МСД) – заключается в том, что в

зависимости от конкретного педагогического замысла и текущего решения

задачи вводятся определенные изменения в ход решения. Эти изменения

предназначены для затруднения деятельности обучающегося и могут быть

самыми разнообразными, начиная от вопросов, которые задает преподава-

тель («вопросы-помехи»), и кончая разными не предусмотренными обычной

процедурой требованиями. Метод внезапных запрещений является разновид-

ностью данного метода.

Эти методы нужно применять продуманно, дозировать их, учитывая

индивидуальные свойства учащихся. В противном случае можно достичь

лишь «эффекта полного погашения» и самой деятельности, и желания ею за-

ниматься.



В раздел образования