Автор: Малинкин Станислав Вячеславович
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Курс внеурочной деятельности "Шахматы"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №5
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
Автор: учитель физической культуры МБОУ
СОШ №5 г.Сургута
Малинкин С.В.
Сургут 2020
1
1.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на основе
авторской программы Прудниковой А.А., Волковой Е.И.
спортивно – оздоровительной
направленности рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на обучающихся 9 классов с
использованием следующих нормативно-правовых документов:
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ,
утвержденного 29.12.2012г.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября
2009
г.
№
373
«Об
утверждении
и
введении
в
действие
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(с
изменениями);
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
4.
Приказ
Департамента
образования
и
молодежной
политики
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. №845 «О реализации шахматного образования в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
5.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»
(утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих
результатов:
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные
качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного
материала:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
формирование основ шахматной культуры;
понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность,
внимательность,
трудолюбие
и
упорство
в
достижении
поставленных целей;
навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.
2
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и
регулятивных.
Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную
цель деятельности в области шахматной игры;
овладение способом структурирования шахматных знаний;
овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий;
овладение способом поиска необходимой информации;
умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или
поискового характера;
овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приѐмы решения задач;
умение строить логические цепи рассуждений;
умение анализировать результат своих действий;
умение воспроизводить по память информацию;
умение устанавливать причинно – следственные связи;
умение
логически
рассуждать,
просчитывать
свои
действия,
предвидеть
реакцию
соперника,
сравнивать,
развивать
концентрацию
внимания,
умение
находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования
различных позиций;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою позицию до других;
умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение
планировать,
контролировать
и
объективно
оценивать
свои
умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в
том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса «Шахматы».
B результате освоения курса обучающиеся должны приобрести:
знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического,
интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие
человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в
жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и
направленности
действий
при
закреплении
изученного
шахматного
материала
в
двигательной активности;
3
умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально –
спортивных
динамичных
играх,
подвижных
играх
разнообразной
интенсивности,
соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
2.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены
история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены
образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики
шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во
время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной
игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –физкультурной
деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных
праздников.
Формы организации учебных занятий по курсу «Шахматы»:
1.
индивидуальные,
2.
групповые,
3.
коллективные (игровая деятельность).
Основные виды учебной деятельности на занятиях
1.
игровая деятельность,
2.
познавательная деятельность,
3.
проблемно-ценностное общение,
4.
спортивно-оздоровительная деятельность
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Шахматы» включает следующие
критерии:
участие в школьных мероприятиях;
участие в городских, региональных, российских мероприятиях;
итоговый шахматный турнир;
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в
портфолио ученика
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
п/п
Разделы программы
Количество часов
1
Введение
1
2
Шахматная доска.
5
3
Шахматные фигуры.
9
4
4
Нападение и взятие фигур
2
5
Цель и результат шахматной партии.
4
6
Правила и принципы шахматной игры.
9
7
Шахматный турнир.
5
Итого
35
Введение. (1 час)
Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.
Шахматная доска. (5 часов)
Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация.
Шахматные фигуры (9 часов)
Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение
пешки. Король. Ценность фигур.
Нападение и взятие фигур. (2 часа)
Нападение. Взятие. Взятие на проходе.
Цель и результат шахматной партии. (4 часа)
Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья. Рокировка.
Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)
Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзём
и ладьями одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное
преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры.
Запись шахматной партии. Шахматный этикет.
Шахматный турнир. (5 часов)
5
3.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
№ занятия
Дата
Тема занятия
Количе
ство
часов
Характеристика деятельности
обучающегося
план
факт
Введение. (1 час)
1
Шахматы - мои друзья. История
возникновения шахмат.
1
Знакомство с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения
данного понятия и шахматной игры в целом
Шахматная доска. (5 часов)
2
Шахматная доска.
1
Знакомство с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными
полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями,
правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление
полученных знаний в динамических шахматных играх
3
Горизонталь.
1
Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление
полученных знаний в динамических шахматных играх.
4
Вертикаль.
1
Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление
полученных знаний в динамических шахматных играх.
5
Диагональ.
1
Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым
понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических
шахматных играх.
6
Шахматная нотация.
1
Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с
новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных
полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.
Шахматные фигуры (9 часов)
7
Шахматные фигуры и начальная
позиция.
1
Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с
новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных
полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.
6
8
Ладья.
1
Знакомство с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной
позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием
«ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в
динамических шахматных играх.
9
Слон.
1
Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с новой шахматной фигурой
«слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы
передвижения слона по доске: ход и взятие. Знакомство с новыми
понятиями «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление
полученных знаний в динамических шахматных играх.
10
Ферзь.
1
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной
позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление
полученных знаний в динамических шахматных играх.
11
Конь.
1
Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в
начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие,
закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.
12
Пешка.
1
Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции,
способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх.
13
Превращение пешки.
1
Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь,
пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх.
14
Король.
1
Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в
начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие,
закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
15
Ценность фигур.
1
Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур:
короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация,
закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Нападение и взятие фигур. (2 часа)
16
Нападение.
1
Знакомство с тактическими приемами, закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх.
7
17
Взятие. Взятие на проходе.
1
Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием
вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных
играх.
Цель и результат шахматной партии. (4 часа)
18
Шах и защита от шаха.
1
Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь,
пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх.
19
Мат.
1
Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми
фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх.
20
Пат - ничья.
1
Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх.
21
Рокировка.
1
Знакомство с особым ходом короля и ладьи: с рокировкой, короткая и
длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх.
Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)
22
15.02.18
Основные принципы игры в
начале партии.
1
Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с
центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх.
23
Мат двумя ладьями одинокому
королю.
1
Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с
методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических
шахматных играх.
24
Мат
ферзём
и
ладьями
одинокому королю.
1
Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей,
закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх.
25
Мат
ферзём
и
королём
одинокому королю.
1
Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем,
закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
26
Материальное преимущество
1
Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием
материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических
шахматных играх.
27
Нарушение
основных
принципов
игры
в
начале
партии
1
Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия,
«детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных
играх.
8
28
Партии-миниатюры
1
Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в
середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх.
29
Запись шахматной партии
1
Знакомство с записью шахматной партии и общими принципы игры,
закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
30
Шахматный этикет
1
Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх.
Шахматный турнир. (5 часов)
31
Шахматный турнир.
1
Игровая практика.
32
Шахматный турнир.
1
Игровая практика.
33
Шахматный турнир.
1
Решение заданий, игровая
практика
34
Шахматный турнир.
1
Решение заданий, игровая
практика
35
Спортивно
-
шахматный
праздник.
1
Решение заданий, игровая
практика
Итого 35 часа
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расписание занятий
внеурочной деятельности МБОУ СОШ №5
9
«Шахматы 9-Е классы»
в 2020-2021 учебном году
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
10
День недели
Время проведения
Примечание
Понедельник
13.30-14-10
9-Г
Вторник
Среда
13.30-14-10
9-Е
Четверг
13.30-14-10
9-Ж
Пятница
13.30-14-10
9-Д
Суббота
13.30-14-10
9-В
Итого:
5 часов
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.
Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э.Э.Уманская,
Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с.
2.
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных
организаций – М. : Просвещение, 2017.
3.
Демонстрационная шахматная доска
4.
Наборы шахмат
11