Напоминание

Курс внеурочной деятельности "Шахматы"


Автор: Малинкин Станислав Вячеславович
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Курс внеурочной деятельности "Шахматы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

Автор: учитель физической культуры МБОУ

СОШ №5 г.Сургута

Малинкин С.В.

Сургут 2020

1

1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на основе

авторской программы Прудниковой А.А., Волковой Е.И.

спортивно – оздоровительной

направленности рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на обучающихся 9 классов с

использованием следующих нормативно-правовых документов:

1.

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ,

утвержденного 29.12.2012г.

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6

октября

2009

г.

373

«Об

утверждении

и

введении

в

действие

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования»

изменениями);

3.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,

основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).

4.

Приказ

Департамента

образования

и

молодежной

политики

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. №845 «О реализации шахматного образования в

Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

5.

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных

учреждениях»

(утверждены

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих

результатов:

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные

качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного

материала:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с

мировой и отечественной шахматной культурой;

формирование основ шахматной культуры;

понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность,

внимательность,

трудолюбие

и

упорство

в

достижении

поставленных целей;

навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

2

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и

регулятивных.

Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную

цель деятельности в области шахматной игры;

овладение способом структурирования шахматных знаний;

овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в

зависимости от конкретных условий;

овладение способом поиска необходимой информации;

умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему,

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или

поискового характера;

овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и

операций, включая общие приѐмы решения задач;

умение строить логические цепи рассуждений;

умение анализировать результат своих действий;

умение воспроизводить по память информацию;

умение устанавливать причинно – следственные связи;

умение

логически

рассуждать,

просчитывать

свои

действия,

предвидеть

реакцию

соперника,

сравнивать,

развивать

концентрацию

внимания,

умение

находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования

различных позиций;

формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию,

обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

умение донести свою позицию до других;

умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять

сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать

информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

умение

планировать,

контролировать

и

объективно

оценивать

свои

умственные,

физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями еѐ реализации;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в

том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить

соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса «Шахматы».

B результате освоения курса обучающиеся должны приобрести:

знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического,

интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие

человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической

культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;

знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в

жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и

направленности

действий

при

закреплении

изученного

шахматного

материала

в

двигательной активности;

3

умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально –

спортивных

динамичных

играх,

подвижных

играх

разнообразной

интенсивности,

соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

2.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Спортивно – соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены

история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены

образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики

шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во

время урока.

Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию спортивно – шахматных праздников.

Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной

игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –физкультурной

деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных

праздников.

Формы организации учебных занятий по курсу «Шахматы»:

1.

индивидуальные,

2.

групповые,

3.

коллективные (игровая деятельность).

Основные виды учебной деятельности на занятиях

1.

игровая деятельность,

2.

познавательная деятельность,

3.

проблемно-ценностное общение,

4.

спортивно-оздоровительная деятельность

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Шахматы» включает следующие

критерии:

участие в школьных мероприятиях;

участие в городских, региональных, российских мероприятиях;

итоговый шахматный турнир;

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в

портфолио ученика

Учебно-тематический план 1 год обучения

п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Шахматная доска.

5

3

Шахматные фигуры.

9

4

4

Нападение и взятие фигур

2

5

Цель и результат шахматной партии.

4

6

Правила и принципы шахматной игры.

9

7

Шахматный турнир.

5

Итого

35

Введение. (1 час)

Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.

Шахматная доска. (5 часов)

Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация.

Шахматные фигуры (9 часов)

Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение

пешки. Король. Ценность фигур.

Нападение и взятие фигур. (2 часа)

Нападение. Взятие. Взятие на проходе.

Цель и результат шахматной партии. (4 часа)

Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья. Рокировка.

Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)

Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзём

и ладьями одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное

преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры.

Запись шахматной партии. Шахматный этикет.

Шахматный турнир. (5 часов)

5

3.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количе

ство

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

Введение. (1 час)

1

Шахматы - мои друзья. История

возникновения шахмат.

1

Знакомство с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения

данного понятия и шахматной игры в целом

Шахматная доска. (5 часов)

2

Шахматная доска.

1

Знакомство с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными

полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями,

правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх

3

Горизонталь.

1

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх.

4

Вертикаль.

1

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх.

5

Диагональ.

1

Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым

понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических

шахматных играх.

6

Шахматная нотация.

1

Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с

новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных

полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Шахматные фигуры (9 часов)

7

Шахматные фигуры и начальная

позиция.

1

Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с

новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных

полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

6

8

Ладья.

1

Знакомство с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной

позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием

«ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в

динамических шахматных играх.

9

Слон.

1

Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с новой шахматной фигурой

«слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы

передвижения слона по доске: ход и взятие. Знакомство с новыми

понятиями «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх.

10

Ферзь.

1

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной

позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх.

11

Конь.

1

Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в

начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие,

закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

12

Пешка.

1

Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции,

способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх.

13

Превращение пешки.

1

Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь,

пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.

14

Король.

1

Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в

начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие,

закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

15

Ценность фигур.

1

Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур:

короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация,

закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Нападение и взятие фигур. (2 часа)

16

Нападение.

1

Знакомство с тактическими приемами, закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.

7

17

Взятие. Взятие на проходе.

1

Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием

вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных

играх.

Цель и результат шахматной партии. (4 часа)

18

Шах и защита от шаха.

1

Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь,

пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.

19

Мат.

1

Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми

фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.

20

Пат - ничья.

1

Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх.

21

Рокировка.

1

Знакомство с особым ходом короля и ладьи: с рокировкой, короткая и

длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх.

Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)

22

15.02.18

Основные принципы игры в

начале партии.

1

Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с

центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.

23

Мат двумя ладьями одинокому

королю.

1

Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с

методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических

шахматных играх.

24

Мат

ферзём

и

ладьями

одинокому королю.

1

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей,

закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.

25

Мат

ферзём

и

королём

одинокому королю.

1

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем,

закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

26

Материальное преимущество

1

Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием

материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических

шахматных играх.

27

Нарушение

основных

принципов

игры

в

начале

партии

1

Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия,

«детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных

играх.

8

28

Партии-миниатюры

1

Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в

середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх.

29

Запись шахматной партии

1

Знакомство с записью шахматной партии и общими принципы игры,

закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

30

Шахматный этикет

1

Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх.

Шахматный турнир. (5 часов)

31

Шахматный турнир.

1

Игровая практика.

32

Шахматный турнир.

1

Игровая практика.

33

Шахматный турнир.

1

Решение заданий, игровая

практика

34

Шахматный турнир.

1

Решение заданий, игровая

практика

35

Спортивно

-

шахматный

праздник.

1

Решение заданий, игровая

практика

Итого 35 часа

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Расписание занятий

внеурочной деятельности МБОУ СОШ №5

9

«Шахматы 9-Е классы»

в 2020-2021 учебном году

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

10

День недели

Время проведения

Примечание

Понедельник

13.30-14-10

9-Г

Вторник

Среда

13.30-14-10

9-Е

Четверг

13.30-14-10

9-Ж

Пятница

13.30-14-10

9-Д

Суббота

13.30-14-10

9-В

Итого:

5 часов

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

1.

Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э.Э.Уманская,

Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с.

2.

Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных

организаций – М. : Просвещение, 2017.

3.

Демонстрационная шахматная доска

4.

Наборы шахмат

11



В раздел образования