Напоминание

Духовно-нравственное воспитание дошкольников


Автор: Бакунова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 4
Населённый пункт: город Реутов
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей:

Духовно нравственное воспитание

дошкольников

Выполнила:

Воспитатель

Бакунова И.Н.

МАДОУ №4 «Ивушка»

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего

поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний

день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными

людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и

гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных

ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно

предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни,

обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В

настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности

доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о

доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика

человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности,

формируются первоначальные эстетические представления. Начинает

появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с

вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине,

крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня,

без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда

возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует

воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно

ко всем религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать

знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства.

Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному

творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим

событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот

сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с

детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу,

которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего

народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и

народному творчеству.

Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и

воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного

возраста.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды

своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить

нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически

сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая

традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно

проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким

печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность

общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю

нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ

Православия невозможно понимать смысл многих литературных и

музыкальных произведений, художественных полотен, да просто

невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это

источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни

нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского

«…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые

плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление,

свежее и полное жизни.».

То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на

приобщении его к культурному наследию своего народа.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания

дошкольников можно отнести:

духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах

христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;

гуманистический принцип – формирование положительного

отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;

естественнонаучный принцип, который основывается на научном

понимании социальных процессов, законов развития и становления;

культурологический принцип в соответствии с национальной

культурой, ценностями и традициями;

государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в

соответствии с законодательством РФ.

Целью духовно – нравственного воспитания является формирование

нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта,

основанного на традициях православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания

дошкольников можно отнести:

познание и прививание православной культуры и традиций;

раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его

способностей и талантов;

гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности

ребенка;

формирование гражданского самосознания, доброжелательного

отношения к окружающему миру и людям;

одухотворение жизненного пространства ребенка;

защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья

ребенка.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют

народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — «Новый год»,

«Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые»,

«Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они

выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой

формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены

совместными действиями, общим переживанием.

На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется

большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл

занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в

лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими

видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская

роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи,

учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом

весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии,

закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно

подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и

масштаб образа. Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив

их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и

культурой нашей страны.

Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая,

без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта

родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу

и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития

эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую

очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.

Проведённая работа в данном направлении «декоративно - прикладное

творчество» воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству

мастеров и культурному наследию предков.



В раздел образования