Автор: Бакунова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 4
Населённый пункт: город Реутов
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей:
Духовно нравственное воспитание
дошкольников
Выполнила:
Воспитатель
Бакунова И.Н.
МАДОУ №4 «Ивушка»
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего
поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний
день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными
людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и
гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных
ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно
предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни,
обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В
настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика
человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности,
формируются первоначальные эстетические представления. Начинает
появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с
вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине,
крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня,
без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда
возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует
воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно
ко всем религиям.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать
знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства.
Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному
творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим
событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот
сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с
детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу,
которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего
народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и
народному творчеству.
Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и
воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного
возраста.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды
своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить
нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически
сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая
традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно
проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким
печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность
общества.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю
нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ
Православия невозможно понимать смысл многих литературных и
музыкальных произведений, художественных полотен, да просто
невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это
источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни
нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского
«…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые
плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление,
свежее и полное жизни.».
То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на
приобщении его к культурному наследию своего народа.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания
дошкольников можно отнести:
духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах
христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
гуманистический принцип – формирование положительного
отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
естественнонаучный принцип, который основывается на научном
понимании социальных процессов, законов развития и становления;
культурологический принцип в соответствии с национальной
культурой, ценностями и традициями;
государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в
соответствии с законодательством РФ.
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование
нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта,
основанного на традициях православной культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания
дошкольников можно отнести:
познание и прививание православной культуры и традиций;
раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его
способностей и талантов;
гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности
ребенка;
формирование гражданского самосознания, доброжелательного
отношения к окружающему миру и людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка;
защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья
ребенка.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют
народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — «Новый год»,
«Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые»,
«Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они
выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой
формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены
совместными действиями, общим переживанием.
На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется
большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл
занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в
лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими
видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская
роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи,
учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом
весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии,
закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно
подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и
масштаб образа. Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив
их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и
культурой нашей страны.
Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая,
без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта
родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу
и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития
эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую
очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.
Проведённая работа в данном направлении «декоративно - прикладное
творчество» воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству
мастеров и культурному наследию предков.