Автор: Чупанова Ирина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №2
Населённый пункт: Город Талдом Московской области
Наименование материала: Первое родительское собрание
Тема: «Жизнь ребёнка в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
Первое родительское собрание во второй младшей
группе «Сказка» детского сада
«Жизнь ребёнка в детском саду»
Подготовила воспитатель:
Чупанова Ирина Юрьевна
И. Брандт:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример тому.
Коль видят все и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе И за дела.
Легко толкнуть Дитя на неразумный путь,
А как потом его вернуть?
Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.
I. Этап проведения родительского собрания
1.
Приветствие
Добрый день, Уважаемые родители!
Сегодня я рада снова видеть вас в нашей уже повзрослевшей команде-
2 мл. гр. «Сказка». Позади 1й сложный год-время знакомства и адаптации
детей к новым условиям в их жизни, окружению. Детки уже привыкли к
своим сверстникам, воспитателям и окружающему их персоналу. Надеюсь,
что этот учебный год станет не менее интересным и плодотворным в плане
нашего совместного воспитания и организации досуга для детей и родителей.
Я думаю, что мы с вами имеем опыт и готовы к дальнейшему тесному
сотрудничеству!
Сегодня я расскажу Вам о периоде адаптации ваших деток, возрастных
особенностях детей 3-4 лет, программе, по которой мы работаем и решим
некоторые организационные вопросы.
А сейчас давайте мы познакомимся, ведь у нас появились новые лица.
2. Игра для знакомства.
Родители передают мяч, у кого в руках мяч, тот говорит, как его зовут,
как зовут ребенка, сколько лет ребенку и как давно ходят в сад.
3. Вступительное слово.
- Итак, ваши детки перешли во вторую младшую группу. Большая
часть перешла из 1 мл. гр., также у нас есть вновь прибывшие детки. У нас с
Вами теперь одна общая цель: сделать их пребывание здесь комфортным,
безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т.д.
Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги,
родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит
ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что
способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует
забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как
Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна
ножка? (упадет) Правильно, упадет! Или вспомним басню Крылова «Лебедь,
рак и щука» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет,
выйдет из него не дело, только мука!». Отсюда вывод, что нам предстоит
объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно
в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки.
Мы с Вами 2 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.
4. Адаптация детей. Кризис трех лет.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста
профессор Н.М. Аскарина, говоря о данной проблеме, часто приводит один и
тот же пример: садовник, пересаживая дерево, готовит участок, бережно
окапывает
дерево,
стараясь
не
повредить
его
корневую
систему,
пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все его усилия, дерево на
новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к детям.
Процесс адаптации у кого-то к новым условиям детского сада, у кого-
то к новой группе и воспитателям, как показывает опыт, тяжелее всего
проходит у детей в возрасте 3-3,5 лет. Это обусловлено тем, что оно
совпадает с кризисом развития личности, который можно охарактеризовать
как «я сам!». Ребенок начинает осознавать собственное «Я». Он стремится к
самостоятельности,
самоутверждению.
В
это
время
у
него
активно
развивается воля и самолюбие, что проявляется в стремлении ставить перед
собой цели и добиваться их любой ценой, а также гордится своими
достижениями. Все эти новые черты являются положительным следствием
кризиса для ребенка.
Однако у кризиса 3 лет есть и неприятная сторона – обострение детско-
родительских отношений. У малыша ни с того ни с сего появляются
некоторые особенности, которые очень тревожат мам и пап: деспотизм,
своеволие, упрямство, строптивость и негативизм. Обнаруживаются они в
том, что ребенок стремится добиться от родителей именно того, чего он
хочет, даже если это принесет ему вред. Мнение взрослых малыш ни во что
не ставит, отказывается подчиняться, требованиям и просьбам, пытаясь
сделать все наоборот. Стоит отметить, что обычно период кризиса труднее
переносят дети, чем их родители. Ребенок сам не понимает, почему так себя
ведет, не умеет сдерживать свои порывы и эмоции. Он отказывается
ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает,
кричит и топает ногами, если не выполняются любые его просьбы. Не редко
такое поведение ребенка застает родителей врасплох.
(Распространение памятки).
Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском
саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам
необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь
выполнять несколько простых правил:
- Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время, не
опаздывайте, т.к. вы нарушаете режим детского сада. С ним вы
можете познакомиться на стенде для родителей. По режиму
зарядка должна заканчиваться в 8.45 ч. А она у нас начинается
порой позже. К тому же отметить детей нам необходимо до
зарядки. Опаздывающие отвлекают нас от проведения режимных
моментов, от работы с детьми. Поэтому, уважаемые родители,
будьте организованнее, пожалуйста.
- К воспитателям, к помощнику воспитателя обращайтесь по
имени-отчеству.
- Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период
адаптации - залог успеха!
- Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
- Одежда ребенка:
Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не
сковывала его движений.
Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог
самостоятельно себя обслужить.
Большая
просьба
вместо
перчаток
иметь
варежки,
пришить
обязательно на резинку.
Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру
ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Учите самостоятельно
обуваться и разуваться.
Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на
прогулке.
Иметь запасную одежду.
- Порядок в шкафчике:
Складываем вещи в определенном порядке. При одевании и раздевании
ребенок должен это делать сам.
Запасные вещи должны лежать в пакете на вешалке, чтобы ребенку
было, куда складывать вещи.
- Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте
содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов.
Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также
мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки, монетки.
-
Не
рекомендуется
надевать
на
ребенка
дорогие
ювелирные
украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них
материальной ответственности.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков:
Следите и дома за тем, как ребенок моет руки (не разбрызгивая воду,
правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, насухо вытираться
полотенцем.);
Следите, как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в
определенной последовательности, определить, где перед у одежды,
вывернуть; одежду складывать, вешать на стульчик, расстегивать -
застегивать пуговицы, прежде, чем обуваться, сандалики или сапожки
надо поставить так, чтобы они смотрели друг на друга, а не
«поссорились»);
Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом,
правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;
Учить самообслуживанию в туалете.
- Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и
переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими,
прежде всего с воспитателями;
- Главным для успешной адаптации являются ваш положительный
настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов. Прежде, чем
ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям,
необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
6. Знакомство с программой, расписанием ООД, должен знать ребенок
к концу учебного года».
Возрастные особенности воспитанников ДОО
Наш детский сад работает по основной Общеобразовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учетом Федерального Закона
« Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ-273 от 29.12.2012 года.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка
не
только
членом
семьи,
но
и
носителем
определенной
общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию
приводит
к
противоречию
с
его
реальными
возможностями.
Это
противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим
видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместите-
лями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ог-
раничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми
сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формиро-
ваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете.
В
этом
возрасте
они
только
начинают
формироваться.
Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют
детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут
использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.
Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить
простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разви-
тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппли-
кации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте огра-
ничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная
деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных
единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-
выработанным средствам восприятия.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать
до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада, а при определенной организации образовательного
процесса —и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего до-
школьного возраста они способны запомнить значительные отрывки из
любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-
направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны
установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться
воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни
объекты вы-ступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В ре-
зультате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно
большое количество норм, которые выступают основанием для оценки
собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.
Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако
уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные
взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно
по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом
определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение
мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное
управление поведением только начинает складываться; во многом поведение
ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи
ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые
словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в
значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает
развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.
II. Этап проведения родительского собрания
А сейчас я хотела бы перейти к нетрадиционной части нашего
собрания:
Предлагаю вам проявить максимальную активность, поделиться своим
опытом и проблемами в воспитании детей младшего возраста, что будет
являться для вас гарантом дальнейшего использования приобретенных
знаний и навыков в повседневной жизни.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Уронили мишку на пол...»
1. Игра «Уронили мишку на пол».
До начала упражнения вспомним различные четверостишия детских
писателей. Затем раздаются карточки, на каждой из которых напечатана
только одна строчка из стихотворения А. Барто.
Уронили мишку на пол,
Все равно его не брошу,
Оторвали мишке лапу.
Потому что он хороший.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка-не плачь!
Не утонет в речке мяч.
По сигналу все участники встают, закрывают глаза и начинают
двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача
участников — объединиться в подгруппы, после чего команда открывает
глаза и произносит хором стихотворение. Обсуждение проводится по кругу:
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Легко
ли было отыскать участников своей команды?
Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения
упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить
задание успешно?
Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?
Игра "Какой он – мой ребенок"
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для
этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца
пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать
буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву.
В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет
видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на
успех.
Также
игра
наводит
родителей
на
определенные
выводы
о
сформированности личности ребенка.
--А теперь, уважаемые родители, переходим к самому интересному. Я раздам
вам по стикеру, на котором вы можете написать волнующую вас проблему, с
которой вы сталкиваетесь на данный момент воспитывая детей младшего
возраста.
Затем приклеивают стикеры на доске.
III. Подведение итогов родительского собрания.
Мне
очень
важно
услышать
ваше
мнение
о
сегодняшнем
нетрадиционном родительском собрании. Возможно, кто -то захочет свои
наблюдения высказать сразу - все мы будем рады выслушать вас, а
возможно, кто-то предпочтёт ответить письменно на несколько вопросов.
Такие ответы будут очень нужны для улучшения взаимодействия между
ДОУ и родителями, что в конечном итоге сказывается на детках. Давайте
сделаем пребывание наших деток в саду ещё лучше!
7.Разное.
Спасибо за внимание!
Памятка для родителей.
Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду,
привык к
воспитателям,
новым условиям
жизни,
режиму
дня,
нам
необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь
выполнять несколько простых правил:
- Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время, не
опаздывайте, т.к. вы нарушаете режим детского сада. С ним вы
можете познакомиться на стенде для родителей. По режиму
зарядка должна заканчиваться в 8.05-8.10 ч. А она у нас
начинается порой позже. К тому же отметить детей нам
необходимо до зарядки. Опаздывающие отвлекают нас от
проведения режимных моментов, от работы с детьми. Поэтому,
уважаемые родители, будьте организованнее, пожалуйста.
- К воспитателям, к помощнику воспитателя обращайтесь по
имени-отчеству.
- Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период
адаптации - залог успеха!
- Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
- Одежда ребенка:
Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не
сковывала его движений.
Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог
самостоятельно себя обслужить.
Большая
просьба
вместо
перчаток
иметь
варежки,
пришить
обязательно на резинку.
Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру
ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Учите самостоятельно обуваться
и разуваться.
Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на
прогулке.
Иметь запасную одежду.
-Порядок в шкафчике:
Складываем вещи в определенном порядке. При одевании и раздевании
ребенок должен это делать сам.
Запасные вещи должны лежать в пакете на вешалке, чтобы ребенку
было, куда складывать вещи.
- Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое
карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается
приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие
бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки, монетки.
- Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения.
Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной
ответственности.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков:
•
Следите и дома за тем, как ребенок моет руки (не разбрызгивая воду,
правильно
пользуясь
мылом, не
мочить одежду,
насухо вытираться
полотенцем.);
•
Следите, как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в
определенной
последовательности,
определить,
где
перед
у
одежды,
вывернуть;
одежду
складывать,
вешать
на
стульчик,
расстегивать
-
застегивать пуговицы, прежде, чем обуваться, сандалики или сапожки надо
поставить так, чтобы они смотрели друг на друга, а не «поссорились»);
•
Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом,
правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;
•
Учить самообслуживанию в туалете.
Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой,
соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов. Прежде, чем ожидать от
ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в
процессе одевания, умывания, приема пищи.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!