Автор: Силина Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 212
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: публикация
Тема: здоровьесберегающие технологии с детьми раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного
образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и
родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно
к
ребенку –
обеспечение
высокого
уровня
реального
здоровья
воспитаннику
детского
сада
и
воспитание
валеологической
культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и
жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и
сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в
том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и
валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
·
технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
·
валеологического
просвещения
родителей;
здоровьесберегающие
образовательные технологии в детском саду.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или
культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе
дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей
работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем
является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое
главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа
формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим
здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый
ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы
воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы
мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений
педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского
сада здоровьесберегающих технологий.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Виды здоровьесбере-
гающих педагогических
технологий
Время проведения в
режиме дня
Особенности
методики
проведения
Ответственный
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика
Не раньше чем через
30 мин. после приема
пищи, 2 раза в неделю
по 30 мин. со среднего
возраста
Обратить внимание
на художественную
ценность, величину
физической нагрузки
и ее соразмерность
возрастным
показателям ребенка
Инструктор по
ФИЗО,
музыкальный
руководитель,
педагоги ДОУ
Динамические паузы
(физкультминутки)
Во время занятий, 2-5
мин., по мере
утомляемости детей во
всех возрастных
группах
Рекомендуется
для
всех детей в качестве
профилактики
утомления.
Могут
включать
в
себя
элементы
гимнастики для глаз,
дыхательной
гимнастики и других
в
зависимости
от
вида занятия
Педагоги ДОУ
Подвижные
и
спортивные игры
Как
часть
физкультурного
занятия, на прогулке, в
групповой комнате -
малой и со средней
степенью
подвижности.
Ежедневно для всех
возрастных групп.
Игры подбираются в
соответствии
с
возрастом
ребенка,
местом и временем
ее проведения.
Инструктор
по
ФИЗО,
педагоги
ДОУ
Релаксация
В любом подходящем
помещении.
В
зависимости
от
состояния
детей
и
целей,
педагог
определяет
интенсивность
технологии.
Для всех возрастных
групп.
Можно использовать
спокойную
классическую
музыку (Чайковский,
Рахманинов),
звуки
природы
Инструктор
по
ФИЗО,
педагоги
ДОУ, психолог
Технологии эстетической
Реализуются
на
Для всех возрастных
Все педагоги ДОУ
направленности
занятиях
художественно-
эстетического
цикла,
при
посещении
музеев,
театров,
выставок
и
пр.,
оформлении
помещений
к
праздникам и др
групп
Осуществляется
на
занятиях
по
программе ДОУ, а
также по специально
запланированному
графику
мероприятий.
Особое
значение
имеет
работа
с
семьей,
привитие
детям эстетического
вкуса
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин.
в
любое
свободное
время; в зависимости
от
интенсивности
зрительной нагрузки с
младшего возраста
Рекомендуется
использовать
наглядный материал,
показ педагога
Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая
Проводится в любой
удобный
отрезок
времени
(в
любое
удобное время)
С младшего возраста
индивидуально либо
с
подгруппой
ежедневно.
Рекомендуется всем
детям,
особенно
с
речевыми
проблемами.
Все педагоги ДОУ,
логопед
Гимнастика дыхательная
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
с
младшего
возраста
Обеспечить
проветривание
помещения, педагогу
дать
детям
инструкции
об
обязательной
гигиене
полости
носа
перед
проведением
процедуры
Все педагоги ДОУ
Гимнастика пробуждения
Ежедневно
после
дневного
сна,
5-10
мин.
во
всех
возрастных группах.
Форма
проведения
различна:
упражнения
на
кроватках, обширное
умывание; ходьба по
ребристым
дощечкам;
легкий
бег
из
спальни
в
группу с
разницей
температуры
в
помещениях
и
другие
в
зависимости
от
условий ДОУ.
Педагоги ДОУ
Оздоровительный бег
Со старшего возраста
в теплый период в
утренний
прием
на
улице
или
на
Необходимость
проведения
бега
в
физкультурной
форме и спортивной
Инструктор
по
ФИЗО,
педагоги
ДОУ
прогулке.
обуви.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
2 раза в неделю в
спортивном зале, 1 раз
–
на
улице.
Все
возрастные
группы.
Ранний возраст - в
групповой
комнате
или физ.зале - 10 мин.
Младший возраст- 15-
20
мин.,
средний
возраст - 20-25 мин.,
старший возраст - 25-
30 мин.
Занятия проводятся в
соответствии
с
программой,
по
которой
работает
ДОУ.
Перед
занятием
необходимо хорошо
проветрить
помещение
Инструктор
по
ФИЗО,
педагоги
ДОУ
Проблемно-игровые
(игротренинги
и
игротерапия)
В
свободное
время,
можно
во
второй
половине дня. Время
строго
не
фиксировано,
в
зависимости от задач,
поставленных
педагогом
со
старшего возраста
Занятие может быть
организовано
не
заметно для ребенка,
посредством
включения педагога
в
процесс
игровой
деятельности
Психолог, педагоги
ДОУ
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по
30 мин. со старшего
возраста
Занятия строятся по
определенной схеме
и
состоят
из
нескольких частей. В
них входят беседы,
этюды и игры разной
степени
подвижности,
занятия рисованием,
лепкой и др.
Психолог, педагоги
ДОУ
Занятия
из
серии
«Здоровье»
1 раз в неделю по 30
мин.
со
старшего
возраста
Могут
быть
включены
в
сетку
занятий в качестве
познавательного
развития
Педагоги ДОУ
Самомассаж
В
зависимости
от
поставленных
педагогом
целей,
сеансами
либо
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
с
младшего
возраста
Необходимо
объяснить
ребенку
серьезность
процедуры
и
дать
детям элементарные
знания о том, как не
нанести вред своему
организму
Инструктор
по
ФИЗО,
педагоги
ДОУ
Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы;
либо
Используются
в
качестве
вспомогательного
средства
как
часть
Педагоги
ДОУ,
музыкальный
руководитель
отдельные занятия 2-
4
раза
в
месяц
в
зависимости
от
поставленных
целей
во всех возрастных
группах
других
технологий;
для
снятия
напряжения,
повышения
эмоционального
настроя и пр.
Технологии воздействия
цветом
Как
специальное
занятие 2-4 раза в
месяц в зависимости
от
поставленных
задач
со
среднего
возраста
Необходимо
уделять
особое
внимание
цветовой
гамме
интерьеров
ДОУ.
Правильно
подобранные
цвета
снимают напряжение и
повышают
эмоциональный
настрой ребенка
Педагоги
ДОУ,
психолог
Технологии
коррекции
поведения
Сеансами
по
10-12
занятий по 25-30 мин.
со старшего возраста
Проводятся
по
специальным
методикам
в
малых
группах
по
6-8
человек.
Группы
составляются
не
по
одному
признаку
-
дети
с
разными
проблемами
занимаются
в
одной
группе.
Занятия
проводятся в игровой
форме,
имеют
диагностический
инструментарий
и
протоколы занятий
Педагоги
ДОУ,
психолог
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц
по
30
мин.
со
старшего возраста
Занятия
используют
для
психологической
терапевтической
и
развивающей
работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может быть групповое
рассказывание,
где
рассказчиком является
не
один
человек,
группа
детей,
а
остальные
дети
повторяют
за
рассказчиками
необходимые
движения.
Педагоги
ДОУ,
психолог