Автор: Терещук Зоя Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад №272 "Кораблик" Населённый пункт: г.Екатеринбург Наименование материала: Проект(экологический) Тема: "Клумба радости" Раздел: дошкольное образование
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Часто дети не
обращают внимания на цветы, которые растут в парках, на игровых площадках, зелёных лужайках. Не знают
названия этих растений, интересных особенностей, не умеют видеть их неброскую красоту. А потому и не
возникает
у
детей
желание
их
сохранить,
а
не
растоптать.
Экологическое
воспитание
-
одно
из
основных
направлений
в
системе
образования,
это
способ
воздействия
на
чувства
детей,
их
сознания,
взгляды
и
представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать,
сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают
нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо
беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные
свойства.
ПРОБЛЕМА:
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
А Какие цветы мы знаем?
Давайте и мы с вами поиграем : я показываю лепесток, а вы должны назвать цветок.
ЦЕЛЬ:
Формирование интереса к миру растений; расширение представлений о растениях, их разнообразии, строении,
условия, необходимых для их роста; воспитание бережного отношения к природе и использовании их человеком в
целях украшения
ГИПОТЕЗА:
если будет реализован проект, то у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться
уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
Углубить знания детей о цветах и их знание о росте, цветении и уходе за цветами;
Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
Развивать умение отражать в изобразительном творчестве свое отношение к природе;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать;
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
• Обогащать словарный запас детей и их знания о цветах;
• Учить детей взаимодействовать с природой посредством органов чувств.
Воспитательные:
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе; стремление создавать прекрасное;
• Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
• Воспитывать коммуникативные навыки: самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и
любознательность ко всему живому.
Ожидаемый результат:
1.
Мы предполагаем, что данный проект повлияет на формирование эстетического восприятия детей,
развитию воображения, творчества (отражение в творчестве увиденного), а также на формирование у
детей навыков бережного отношения к окружающему миру. Дети получат новые знания о
разновидностях цветов, особенностях их жизнедеятельности, условиями их роста.
2.
Дети узнают много новых слов, понятий, названий. В процессе работы естественным образом будет
происходить развитие познавательных процессов. Особую значимость будут играть коммуникативные
навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное
отношение к природе в целом.
3.
В ходе реализации данного проекта мы совместными усилиями с родителями сможем эстетично
оформить наш участок и клумбы.
УЧАСТНИКИ:
1. Воспитатели детского сада № 272 Терещук З.М., Буркова И.А,
2. Воспитанники средней группы
3. Родители
4. Педагоги: инструктор ФИЗО Калашникова Л.А., музыкальный руководитель Кадочникова О.А.,
педагог изодеятельности Матвеева Н.П.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта.
Привлечение специалистов ДОРУ, планирование совместной деятельности.
Разработка конспектов организованной деятельности.
Изготовление альбома «цветы на нашей клумбе»
Целевая экскурсия по территории детского сада.
Сбор прошлогодних листьев, очистка цветника, подготовка клумб к высадке рассады.
Обогащение развивающей среды группы по теме «цветы»
Реализация проекта осуществляется через
непосредственно – образовательную деятельность
Познавательная деятельность (вид деятельности позновательный)
Цель
тема
Фотоотчет
Поддерживать и
закреплять интерес
1 Тема: «Ромашка -
полевой цветок».
Тема « цветники нашего детского сада»
детей к цветам на
клумбе и
наблюдениям за ними;
• Закреплять и
дополнять знания детей
об уходе и размножении
цветов;
• Воспитывать интерес и
любовь к цветам,
бережное отношение к
природе.
. Познакомить детей с
профессиями людей,
связанными с
цветоводством
Продолжать
формировать интерес
и бережное отношение
к растениям, желание
помочь педагогу в
уходе за ними.
2 Тема: «Многообразный
мир цветов».
3 Тема: Викторина
«Знаток цветов».
4. Тема: Экскурсия
«Цветники нашего
детского сада».
5 Наблюдение за работой
в з р о с л ы х
п о
благоустройству клумб.
Художественное творчество (вид деятельности творческий, художественный)
ТЕМА « КРАСИВЫЙ ЦВЕТОК»
• Развивать графические
навыки образного мышления.
• Развивать умение отражать в
изобразительном творчестве
своё отношение к природе.
4 Продолжать учить детей
лепить из пластилина шарик,
сплющивать его между
ладоней. Закреплять умение
доводить изделие до нужного
образца с помощью подручного
материала. Развивать память,
внимание, речь и мышление
1.
Тема:
Выставка
рисунков
«Весенние
цветы».
2.
Тема:
Выставка
натюрмортов
«Осенний букет».
3.Тема: Аппликация
«Красивый цветок»
4 Лепка.
«Ромашки».
Беседы (вид деятельности коммуникационный)
• Обогащать детей знаниями о
цветах.
• Побуждать в детях желание
беречь природу.
Обогащение и расширение
представления об окружающем
мире; объяснение детям в
доступной форме о
необходимости охраны природы
Уточнить знания детей о
садовых цветах. Закрепить
представление о строении
цветка (стебель, листья, цветы).
Продолжать учить детей
отвечать на вопросы
воспитателя. Активизировать
словарь детей. Учить детей
видеть необычное и прекрасное
в привычном. Воспитывать
познавательный интерес и
эстетические чувства
.
1. Тема: «Цветы на
клумбе».
2. Тема: «Как растет
цветок».
3. Тема: «Давайте
беречь природу».
4. Тема: «Цветы
наши помощники».
5 «Цветы – краса
земли»,
6 «Мои любимые
цветы».
ТЕМА « ЦВЕТЫ НАШИ ПОМОШНИКИ»
Развивать мелкую моторику руки
Развивать мышление, учить объединять предметы по схожему признаку.
Закрепить умения размещать предметы в пространстве и различать их
пространственное положение(слева, справа, левый, правый), а также
активизировать в речи соответствующие термины развивать мышление, закреплять
знания, что цветы растут на клумбе, в саду, в поле и т.д.
Развивать воображение.
Игровая деятельность (вид деятельности игровой)
ПОДВИЖНАЯ
ИГРА «кто
быстрее соберет
цветы»Д/игра
«Цветочный
магазин».
Д/игра «Кто быстрее
соберет цветы»
Д/Игры на
закрепление знаний
цветовых оттенков
«Назови, какого
цвета», «Найди
такой же по цвету».
Подвижная игра
«Мы - цветы».
Подвижная игра:
«Живая клумба».
Подвижная игра
«Садовник».
Подвижная игра
«Солнышко и
дождик»
Пальчиковая
гимнастика «Алые
цветы»
Дать представления о жизни растения, способах их размножения.
Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать
желание ухаживать за растениями, воспитывать эстетическое наслаждение от любования
свежими цветами.
Подготовка почвы к
посадке.
Тема « посадка семян, уход за
ростками, проверка семян на
всхожесть»
• Отбор семян.
• Проверка семян на всхожесть.
• Посадка семян цветов
• Уход за ростками.
• Поливка клумб с
многолетниками.
• Прополка сорняков.
Формирование основ музыкальной культуры для детей.
Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу,
побуждая детей к выражению своих чувств, к общению.
Речевое
развитие/Художественна
я литература
(вид
деят
ельнос
ти
коммуникационный
,
игровой)Импровизация
под музыку «вальс
цветов» П.И,
Чайковского из балета
«щелкунчик»
-
Импровизация под музыку
«Вальс цветов» П. И.
Чайковского из балета
«Щелкунчик»;
- Исполнение песен о
цветах.
В. Моцарт «Цветы»; П. И.
Чайковский «Вальс
цветов».
Театрализованное
развлечение «Волшебный
цветок».
Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам;
1 Совместное с родителями оформление клумбы, участка.
2 Оказание родителями помощи в приобретении семян и необходимого инвентаря для посадки цветов .
3 Организация акции - выставки семейных поделок «Клумба радости»
Поделки семьи Бондарь : бабушка Светлана Павловна, внук Михаил.
семья Сергеевых: мама Юлия Сергеевна,
дочка Елизавета
семья Козловых: мама Ольга Александровна,
сын Сережа
4 Костюмированный праздник. «Цветы радости» (костюмы своими руками)
4.Сотрудничество с родителями в целях обогащения развивающей среды группы по теме цветы.
5 Привлечение родителей в оказании помощи при проведении экскурсии к клумбам поселка.
6 «День добрых дел». Привлечение родителей к созданию новых клумб на территории детского сада.
ПАПКА С ОПЫТАМИ
1. «Что нужно цветку для роста? »
2. «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? »
3. «Где лучше расти? »
4. Экспериментальная деятельность.
ПОСАДКА СЕМЯН НАСТУРЦИИ И БАРХАТЦЕВ.
Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений. Развивать познавательный
интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные труд
Итог.
1. Создание мини музея цветов.
Цель. Показать детям разнообразие и красоту цветов, их значение в жизни людей и животных. Воспитывать
бережное отношение к миру растений.
ВЫВОД:
Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное
отношение к природному и рукотворному миру.
Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта
создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширило их знания о правилах
подбора растений для цветочной клумбы.
Важным результатом проекта явилась мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству тех родителей,
которые по разным причинам занимали пассивную позицию. Участие в реализации проекта убедило родителей в
важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно
сотрудничать с образовательным учреждением.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А.
Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель,
2007. 159 с.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г.
Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М. : Аргументы и факты, 1996. – 40 с.