Напоминание

Проектирование аккумуляторного отделения


Автор: Паршутин Михаил Владимирович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ПО СМТ
Населённый пункт: город Сердобск, пензенская область
Наименование материала: Курсовой проект
Тема: Проектирование аккумуляторного отделения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АННОТАЦИЯ.

Тема курсового проекта: «Проектирование аккумуляторного отделения

АТП для ТР автомобиля Урал – 375 ».

В данном курсовом проекте мне необходимо произвести характеристику

автотранспортного

предприятия

(АТП);

развитие

автомобильной

промышленности

и

автотранспортных

предприятий;

характеристику

аккумуляторного отделения АТП для автомобиля Урал - 375; характеристику

автомобиля Урал - 375; произвести расчет периодичности ТО - 1; ТО - 2 и

пробег до капитального ремонта (КР); трудоемкости ЕО; ТО - 1; ТО - 2; Д - 1;

Д - 2; СО и ТР; расчет коэффициента технической готовности автомобилей;

определить годовую программу по техническому обслуживанию автомобилей;

расчет сменной программы; определить общую годовую трудоемкость ТО и

ТР подвижного состава; определить количество производственных рабочих;

дать схему технологического процесса; выбрать режим работы участка;

произвести расчет количества постов в АТП; произвести распределение

исполнителей по специальности и квалификации; подобрать технологическое

оборудование и технологическую оснастку для производственного участка;

произвести расчет производственной площади; расчет уровня механизации

производственных процессов; дать описание охраны труда и окружающей

среды; дать описание конструктивной разработки стенда для проверки

регулятора напряжения; выполнить экономический расчет.

В графической части выполнить чертежи на формате А - 1:

- планировка аккумуляторного отделения АТП.

1.

ВВЕДЕНИЕ.

Автомобильный транспорт нашей страны развивается быстрыми темпами.

Автомобильная

промышленность,

непрерывно

совершенствуя

свою

продукцию,

обеспечивает

народное

хозяйство

разнообразными

перевозочными

средствами.

При

этом

резко

возрастает

доля

специализированно

подвижного

состава

и

автопоездов

повышенной

грузоподъемности.

Концентрация

автомобилей

на

крупных

АТП

позволило

постоянно

совершенствовать транспортный процесс, вводить прогрессивные методы

перевозок

(централизованные),

широко

применять

контейнеры,

организовывать прямые перевозки грузов от производителя к потребителю.

Одновременно совершенствуется и техническая база автомобильного

транспорта. Создаются крупные АТП позволяющие улучшить показатели

использования производственных площадей и оборудования за счет внедрения

поточного метода производства всех видов ТО автомобилей. Применение

эффективных средств диагностики, механизации и автоматизации

производственных процессов и внедрение нового высокопроизводительного

оборудования. В связи с этим все более важное место в подготовке

специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта занимают вопросы

проектирования соответствующих предприятий.

Все

предприятия

автомобильного

транспорта

подразделяются

на

транспортные, эксплуатационные, обслуживающие и ремонтные.

По роду выполняемых работ и обслуживаемого подвижного состава АТП

целятся на грузовые, легковые, автобусные и смешанные.

По организации производственной деятельности АТП подразделяются:

1. Комплексные - являются самостоятельными предприятиями, в которых

осуществляется транспортная работа, хранение и все виды ТО и ТР

подвижного состава.

2.

Кооперированые

-

входящие

в

состав

производственного

АТО,

деятельность которых, осуществляется с учетом централизации производства.

ПАТО состоят из головного предприятия и гаражей-филиалов.

3.

Базы централизованного ТО - самостоятельные предприятия или

входящие в состав ПАТО и выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР

для организации или филиалов объединения.

4. Ремонтные мастерские - самостоятельные обслуживающие предприятия

или входящие в состав ПАТО и выполняющие отдельные виды ТР (ремонт

агрегатов, электрооборудование, кузовные, малярные и т.д.)

5. Гаражи - стоянки - здания и сооружения, предназначенные в основном

для хранения подвижного состава. В состав гаражей - стоянок входят здания и

сооружения для мойки и ТО автомобилей.

6.

СТО - предназначены для разового обслуживания и ТР отдельных

автомобилей. Эти предприятия обслуживают автомобили, принадлежащие

гражданам, а также на договорных началах автомобили, не объединенные в

АТП общего пользования. В последнее время развивается сеть фирменных

СТО рассчитанных на обслуживание автомобилей выпускаемых заводом

фирмы.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЪЕКТА

ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

2.1. Общая характеристика АТП.

На

предприятиях

по

обслуживанию

автомобилей

должны

предусматриваться отдельные производственные помещения для размещения

следующих отделений (участков):

1. Постов мойки и сборки автомобилей;

2. Постов ТО и ремонта автомобилей;

3. Шинно-монтажного участка;

4. ТО и ремонта автомобилей;

5. Агрегатного участка;

6. Механического участка;

7. Электро-технического участка;

8. Кузнечно-рессорного участка;

9. Сварочно-жестяницкого и медницкого участка;

10. Столярного и обойного участка;

11. Окрасочного участка;

12. Аккумуляторного участка

13. Участка приборов питания.

На

предприятиях

по

обслуживанию

автомобилей

должны

предусматриваться отдельные складские помещения для хранения: шин,

смазочных материалов, лакокрасочных материалов, химикатов, сгораемых

материалов. Расстояние между автомобилями, а также между автомобилями и

конструкциями здания в помещениях ТО и ТР автомобилей должны

приниматься по таблице ( [1] стр.15 т. 11.). Ширина внутригаражного проезда

при обслуживании подвижного состава приведена в таблице ([15] стр.16 т.12),

на постах ТО и ремонта для категории автомобилей 2 принимается равной 1,8

м.

Вспомогательные помещения.

Вспомогательные помещения предприятий по обслуживанию автомобилей

должны

предусматриваться

при

проектировании

зданий

и

помещений

промышленных предприятий с учетом настоящих норм. Отнесение основных

профессий работающих на предприятиях по обслуживанию автомобилей, к

группам производственных процессов должно приниматься по таблице ([15] –

стр.18 т.13)

По длине и ширине автомобиля 2 [15] таблица 1 стр.4 по категории

автомобилей 2 концентрация загрязнений мг/л.

2.2. Водоснабжение и канализация.

Нормы расхода воды на производственные нужды предприятий по

обслуживанию

автомобилей

и

коэффициент

неравномерности

водопотребления принимаются в соответствии с нормами технического

проектирования или технологической частью проекта.

Норма расхода воды на хозяйственно - питьевые нужды водителей

принимаются равной 15 л на одного человека в смену. Коэффициент часовой

неравномерности водопотребления принимают равным 2. качество воды для

хозяйственно - питьевых нужд должно отвечать требованиям на питьевую

воду. Все помещения АТП и СТО оборудуются установками автоматического

пожаротушения. Для мойки грузовых автомобилей, автобусов и автофургонов

проектируется система оборотного водоснабжения. Для мойки кузовов

легковых автомобилей, автобусов и автофургонов допускается проектировать

систему оборотного водоснабжения при условии, что предусматривается

последующая обмывка кузовов водой из водопровода. Количество воды,

необходимой для восполнения потерь в системе оборотного водоснабжения

принимается равным 10 процентам количества воды подаваемой для мойки

автомобилей.

Для мойки автомобилей, предназначенных для перевозки фекальных

жидкостей,

ядовитых

или

инфицированных

веществ

не

допускается

предусматривать оборотную систему водоснабжения. Температура воды для

механизированной мойки автомобилей в период с температурой внешнего

воздуха ниже 0 С должна быть 20 С.

Производственные сточные воды, содержащие нефтепродукты,

тетраэтилсвинец, кислоты и щелочи очищаются до поступления их в

наружную канализационную сеть, на местных установках: Степень очистки

сточных вод на местных установках должна быть не ниже установленной

нормы

проектирования

канализаций

наружных

сетей

и

сооружений

концентрация загрязнений в производственных сточных водах предприятий по

обслуживанию автомобилей принимается по таблице 14 стр. 17.

Таблица № 1

Концентрация загрязнений

Категория

автомобилей

Концентрация загрязнений; мг/л

Взвешенных веществ

Нефтепродукт

БПК

20

ІІ

1100

670

80

2.3. Отопление и вентиляция.

Расчетная температура воздуха в помещениях для хранения автомобилей,

для постов ТО и в складских помещениях принимается по таблице ([15] т.15

стр.19). Расчетная температура воздуха 16 С. В помещениях для хранения

автомобилей для постов ТО и ТР автомобилей применяются следующие

системы отопления:

1. Воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией.

2. Водяное и паровое, высокого и низкого давления с ребристыми трубами

и рад

иаторами.

3. Водяное со встроенными в строительные конструкции нагревательными

приборами.

Для аккумуляторного отделения наиболее подходящий вид отопления:

водяное и паровое, высокого и низкого давления с ребристыми трубами и

радиаторами.

При расчете отопления следует учитывать расход тепла на обогрев

въезжающих автомобилей, определяемый по массе автомобиля в снаряженном

состоянии и удельному теплопоглощению автомобиля.

Количество выделяющихся вредных веществ от работ двигателей внутри

помещений определяют по формуле: P=gNkc, g - для постов ТО и ТР

g=l, 0 + 0,024 =1,024 г/лс,

где g -

удельное количество вредных веществ, при одном выезде из

помещения, принимают по таблице ([15] т. 16 стр.20).

N - мощность двигателя автомобиля

К - количество выездов автомобилей из помещений в час.

С - коэффициент, учитывающий интенсивность движения автомобилей,

принимают: для постов ТО и ТР равным 0,5 - 0,8, при количестве выездов в

час 1 - 4, и 1 при количестве более 4-х. С = 0,5; при К = 4.

В помещениях для ТО и ТР автомобилей с работающим двигателем

проектируются местные отсосы с механическим побуждением для удаления

отработавших газов в атмосферу.

Р = 1,024 * 150 * 4 * 0,5 = 307,2 г.

Производственные помещения сообщающихся через ворота или двери с

помещением для хранения автомобилей, обеспечивается подпор за счет

увеличения подачи в производственные помещения приточного воздуха на 20

%, более объема определенного расчетом. В помещениях для размещения

аккумуляторного

отделения,

кроме

местной

механической

вытяжной

вентиляции предусматривается естественная вытяжная вентиляция из верхней

зоны

помещений.

Подача

приточного

воздуха

в

эти

помещения

предусматривается непосредственно в нижнюю зону или из смежных

помещений через решетку в нижней части двери. Система вытяжной

вентиляции помещений для размещения окрасочного и аккумуляторного

отделений и помещения для регенерации масла не допускается объединять

между собой системами. При проектировании зданий предприятий по

обслуживанию автомобилей предусматривается автоматизация регулирования

и управления системами отопления и вентиляции.

2.4. Электро - технические устройства.

Электрические установки проектируются с учетом условий окружающей

среды и классификации помещений и электроустановок по взрывоопасности,

пожароопасности и опасности поражения людей электротоком. В соответствии

с правилами устройства электроустановок ([15] т. 17 стр. 21). Электропровода

выполняются в защитном исполнении.

Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы

помещения для хранения автомобилей, для постов ТО и ТР автомобилей

(кроме постов мойки автомобилей), размещаемые в зданиях площадью от 200

до 7000 м

2

, помещения для окрасочных работ площадью от 100 до 500 м

2

,

складские помещения для хранения шин площадью от 50 до 100 м

2

, смазочных

и лакокрасочных материалов площадью от100 до 500 м

2

.

2.5. Характеристика объекта проектирования.

В аккумуляторном отделении АТП выполняются работы по зарядке

аккумуляторных батарей, залив и замер плотности электролита, производится

ремонт аккумуляторных батарей.

Для этой цели подбирается оборудование:

1.

вилка нагрузочная;

2.

выпрямители различных типов для зарядки аккумуляторных батарей;

3.

установка для ускоренного заряда аккумуляторного блока;

4.

комплект

приборов,

приспособлений

и

инструментов

для

ТО

аккумуляторных батарей;

5.

комплекс

приспособлений

и

инструментов

для

ремонта

аккумуляторных батарей;

6.

электродистиллятор;

7.

прибор для сварки деталей бензовоздушным пламенем и т.д.

Характеристика автомобиля УРАЛ - 375 Таблица № 2

Масса без груза, кг

7275

Радиусы поворота, мм

По внешнему

колесу, R

2

10,5

Внешний R

1

-

Колея, мм

Задних колес, L

2

2000

Передних колес,

L

1

2000

База задних колес, мм L

3

1400

Свес задний, мм L

2

1424

Свес передний, мм L

1

1276

База, мм 1

4200

Габаритные размеры, мм

Высота С

2620

Ширина В

2500

Длина lа

7600

Модель автомобиля (полуприцепа, прицепа)

Урал -375

2.РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Технологическим расчетом определяются объем производства, количество

работающих постов по видам технического обслуживания и ремонта

автомобилей,

количество

мест

хранения,

количество

и

номенклатура

оборудования и площади помещений. В основу расчета закладываются данные

периодичности,

продолжительности

и

трудоемкости

воздействия,

определяемые по нормам технологического проектирования предприятий по

обслуживанию

автомобилей.

Численность

подвижного

состава

также

отражается на объемно-планировочных решениях, поскольку в зависимости от

численности подвижного состава АТП изменяется организация технической

эксплуатации. При этом наиболее существенное влияние оказывает понятие

тупикового или поточного метода технического обслуживания подвижного

состава.

Модель-Урал - 375. Участок - аккумуляторное отделение АТП.

Количество автомобилей в АТП - А = 130 шт.

Среднесуточный пробег одного автомобиля - L

сс

= 180 км

Коэффициент учёта условий эксплуатации - КУЭ = 1

L

кр

= 280000 км

Дрп = 249

Тн=8ч

2.1. Выбор исходных нормативов решений ТО и ремонта и

проектирования нормативов.

L

1

(2)

= L

1

н

(2)

1

*K

3

(3,1) К

1

=1,0

Lкр =

L

kp

Н

* К

1

* К

2

* К

3

(3,2) К

2

= 1,0

tео

1,2

= L

н

ео 1,2

* К

2

* К

5

(3,3) К

3

=1,0

tтр= t

н

тр

* K

1

* K

2

* Кз * К

4

(ср) (3,4) К

4

= 1,0

d

ТО и ТР

= d

н

ТО и ТР

* К

н

и

(ср) (3,5) К5= 1,1

где: K

1

- коэффициент проектирования нормативов

в зависимости от

условий эксплуатации.

К

2

-

коэффициент

проектирования

нормативов

в

зависимости

от

модернизации подвижного состава и организации его работы.

Кз - коэффициент проектирования нормативов в зависимости от природно-

климатических условий.

Величины коэффициентов проектирования принимают из таблицы 1-5

методических указаний.

Коэффициент К

4

(ср) и Ки (ср) предварительно рассчитываем:

(3,6)

где: А — качество автомобилей, входящих в группу с одинаковым

пробегом;

К

4(1)

... K

4(n)

- величина коэффициентов, принятых из таблицы 4.

Величина К

4 (ср)

определяется по формуле с заменой величины К

4 (i)

... К

4 (п)

на

К

4 (i)

... К'

4 (n)

/ Для расчета периодичности ТО

1

и ТО

2

используем формулу.

L

1

= 3000* 1,0* 1,0 = 3000 (км),

L

2

= 14000 * 1,0 * 1,0 * 1,0 = 14000 (км).

Для расчета межремонтного пробега до КР используем формулу (3,2)

L

н

кр

= 280000 (км.)

Lкр= 280000 * 1,0 * 1,0 = 280000 (км).

Рассчитывает удельную трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2, используя формулу

(3,3).

teo = l * 1,0* 1,1 = 1,1 (чел/ч),

t

1

= 7,5* 1,0* 1,0 = 7,5 (чел/ч),

t

2

= 31,5 * 1,0 * 1,0 = 31,5 (чел/ч).

Рассчитываем удельную трудоемкость ТР, используя формулу (3,6) и (3,4)

предварительно К

4(ср)

t

ТР

= 6,8 * 1,0 * 1,0 * 1,0 * 1,25 = 8,5 (чел/ч)

Для расчета дней простоя в ТО и ТР на 1000 км пробега используем

формулу (3,6) и (3,5).

d

то и тр

= 0,46 * 1,25 = 0,58 дн/1000 км.

2.2. Расчет коэффициента технической готовности и коэффициента

использования автопарка.

Коэффициента технической готовности рассчитывают по формуле:

(3,7)

где

L

СР

КР

- средневзвешенная величина пробега до КР

L

СР

КР

= L

КР

*

где: Акр- количество автомобилей данной марки, прошедших КР.

от общего количества автомобилей. Акр = 50 шт.

А - общее количество автомобилей.

L

KP

= 280000 *

258440 (км)

Тогда коэффициент технической готовности

(3,9)

где: D

РТ

- количество рабочих дней в году из исходных данных,

Ки = 0,93-0,97

dи= 249 / 365 * 0,9 * 0,95 = 0,58

Полученные данные заносим в таблицу №1.

2.3. Определение годового пробега автомобилей.

Σ L

Т

= 365 * А * L

cc

* d

и

Σ L

Т

= 365 * 130 * 180 * 0,58 = 5779410 (км)

2.4. Определение годовой сменной программы по техническому

обслуживанию подвижного состава АТП.

Neo =

(3,11)

Neo =

(ед.)

Количество УМР за год:

Nyмp = 0,75* Neo (3,12).

Nyмp= 0,75 *27521 = 20640 (ед.)

Количество TО-2 за год:

N

2

=

(3,13)

N

2

=

(ед.)

Количество ТО - 1 за год определяем по формуле:

N

1

=

(3,14)

N

1

=

(ед.)

Количество сезонных обслуживаний за год:

Nco=2*A (3,15)

Nco= 2* 130= 260 (ед.)

Количество общего диагностирования за год:

N

д-1

=1,1* N

1

+N

2

(3,16)

N

д-1

=1,1*( 1514 + 413) = 2120 (ед.)

N

д-1

=1,2 * N

2

N

д-1

=1,2 * 413 = 496 (ед.)

2.5. Определение общей годовой трудоемкостью ТО и ТР подвижного

состава.

Tтo = Teo+T

l

+T

2

+T

сo

(3,18)

Teo = teo * Kм * Nyмp (3,19)

Значение Км зависят от удельного веса механической части работ и

обслуживаемого типа подвижного состава, может быть принято 0,35 - 0,75.

Тео = 1,1 * 0,5 * 20640 = 11352 (чел/ч)

Т

1

= t

1

* N

1

(3,21)

Т

1

= 7,5 * 1514 = 11355 (чел/ч)

Т

2

= t

2

* N

2

(3,21)

Т

2

= 31,5 * 413 = 13010 (чел/ч)

t

co

= C * t

2

(3,22)

t

co

= 0,2 * 31,5 = 6,3 (чел/ч)

с = 0,2

Тсо = t

co

* Nсо

Tco = 6,3 * 260 = 1638 (чел/ч)

Тто = 11352 + 11355 + 13010 + 1638 = 37355 (чел/ч)

Годовая трудоемкость по ТР подвижного состава

T

TP

=

(3,24)

T

ТР

= 5778410/1000 * 8,5 = 49125 (чел/ч)

Общий объем работ по ТО и ТР подвижного состава определения

трудоемкости, рассчитанных по формуле (3,18) и (3,24).

Т

то и

ТР

= Т

то

+

Т

TP

(3,25)

Т

то и

ТР

= 37355 + 49125 = 86480 (чел/ч)

Общий годовой объем вспомогательных работ по ТО и ТР устанавливается

в процентном отношении от годовой трудоемкости ТО и ТР:

Твсп = Ксм * Т

ТО и ТР

(3,26)

где Ксм - коэффициент на самообслуживание берем из таблицы стр. 12

методического указания.

Твсп = 0,15 * 86480 = 12972 (чел/ч)

2.6. Определение годовой трудоемкости работ по объему

проектирования.

Т

ПОСТ

=

(3,27)

где

С

ТР

- количество процентов, выпадающих на долю работ по ТО - 1

Т пост = 10 * 86480 / 100 = 8648 (чел/ч)

2.7. Расчет численности производственных рабочих.

Общее число рабочих находим по формуле:

Р

я

=

где Ф

РМ

- годовой фонд временного рабочего места или технологически

необходимого рабочего.

Фрм = (Дкт-Дв-Дп) * 8-Дпп * 1

где Дкт- число календарных дней в году;

Дв- число выходных дней в году;

Дп -число праздничных дней в году;

8 - продолжительность рабочего дня;

Днп - число субботних и праздничных дней в году;

1 - час сокращенного рабочего дня перед выходными днями.

Фрм = (365 - 52 - 7) * 8 - 59 * 1 = 2389 (час).

Ря = 86480/ 2389 = 36 (чел).

Штатное число производственных рабочих:

Ршт = Т

ТОиТР

/ Фрв (3,29)

где Фрв - годовой фонд времени штатного рабочего

Фрв меньше Фрм за счет добавления рабочим отпуска и невыхода на

работу по уважительным причинам.

Фрв = Фрм - (Дот + Дуп) * 8 = 2085 (час)

Ршт = 86480 / 2085= 41чел.

Общее штатное кол-во вспомогательных рабочих

РштВС = ТВсп / Фрв (3,30)

РштВС = 12972 / 2085 = 6 (чел)

Рпост = Тпост / Фрв

Рпост = 8648 / 2085 = 4 (чел.)

Скорре

ктирова

величины

4000

16000

1,0

7,5

31,5

280000

0,58

15

8,5

Таблица 1 (2) – Исходные и скорректированные нормативы ТО и ремонта

нные

нормативы

обозначение

(размерность)

L

1

(км)

L

2

(км)

tео (чел/час)

t

1

н

(чел/час)

t

2

н

(чел/час)

L

кр

(км)

d

ТО и ТР

дм/1000

d

кр

(дм)

t

тр

чел/час

1000

Коэффициент корректирования

К

5

1,0

1,0

1,0

К

4(ср)

1,25

1,25

К

4(ср)

1,25

К

3

1,0

1,0

1,0

К

2

1,

0

1,

0

1,

0

1,

0

1,

0

К

1

1,0

1,0

1,0

1,0

Исходные нормативы

величин

ы

4000

16000

1

7,5

31,5

280000

0,46

15

6,8

обозначение

(размерность)

L

н

1

(км)

L

н

2

(км)

tео (чел/час)

t

1

н

(чел/час)

t

2

н

(чел/час)

L

кр

(км)

d

ТО и ТР

дм/1000

d

кр

н

(дм)

t

тр

н

чел/час

1000

Марка

Урал -

375

2.8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

Выбор метода организации производства ТО и ТР в АТП.

Наибольшее применение на автомобильном транспорте получили три

метода организации производства:

1. Метод специализированных бригад;

2. Метод комплексных бригад;

3. Агрегатно-участковый метод.

При использовании метода специализированных бригад производство всех

работ ТО и ТР закрепляется за бригадами рабочих. Специализированные

бригады, выполняющие соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2, ТО агрегатов,

комплектуются из рабочих необходимых специальностей, имеют свой

объем работы, соответствующий штат исполнителей и определенный фонд

заработной платы.

Метод

комплексных

бригад

характеризуется

тем,

что

каждый

из

подразделений

(например:

автоколонна)

крупного

АТП

имеют

свою

комплексную бригаду, выполняющую ТО-1, ТО-2, ТР. Централизованно

обычно выполняются только ЕО и ремонт агрегатов.

Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных

специальностей, необходимых для выполнения закрепленных за бригадой

работ.

Агрегатно-участковый метод организации производства состоит в том, что

все работы по ТО и ТР всего подвижного состава АТП распределяются между

производственными участками полностью ответственными за качество и

результаты своей работы.

Эти участки являются основными звеньями производства. Каждый из

основных производственных участков выполняет все работы по ТО и ТР

одного или нескольких агрегатов (узлов, систем, механизмов, приборов) по

всем автомобилям АТП.

Работы распределяются между производственными участками с учетом

организационно-технических факторов и величины производственной

программы,

зависящей

от

количества

подвижного

состава

в

АТП

и

интенсивности; его работы.

Производственные участки, предназначенные для ТО и ТР агрегатов,

систем,

механизмов

автомобиля, считаются основными,

а участки,

специализирующиеся по видам работ, обеспечивающие работу основных

участков

(слесарно-механические,

сварочные,

жестяницкие,

медницкие,

кузнечно-рессорные и др.) - вспомогательными.

Работы, закрепленные за основными производственными участками,

выполняются на тупиковых постах ТО и ТР автомобилей, либо на

соответствующих постах по точной линии ТО. Работы вспомогательных

производственных участков выполняются в цехах и частично на постах и

линиях ТО.

Агрегатно-участковый метод организации ТО и ТР предусматривает

тщательный учет всех элементов производственного процесса и расхода

запчастей и материалов.

Такая организация производства в условиях новых методов планирования и

экономического стимулирования повышает эффективность АТП за счет более

ответственной и заинтересованной работы технического персонала.

Характеристика объекта проектирования.

В аккумуляторном отделении АТП выполняются работы по зарядке

аккумуляторных батарей, залив и замер плотности электролита, производится

ремонт аккумуляторных батарей.

Для этой цели подбирается оборудование:

8.

вилка нагрузочная;

9.

выпрямители различных типов для зарядки аккумуляторных батарей;

10.установка для ускоренного заряда аккумуляторного блока;

11.комплект

приборов,

приспособлений

и

инструментов

для

ТО

аккумуляторных батарей;

12.комплекс

приспособлений

и

инструментов

для

ремонта

аккумуляторных батарей;

13.электродистиллятор;

14.прибор для сварки деталей бензовоздушным пламенем и т.д.

2.9. Выбор режима работы участка.

Работа производственных участков подразделений, занятых в АТП ТО,

диагностической и текущим ремонтом, должна быть согласована с режимом

заботы автотранспортных средств в рейсе. Потому при назначении режима

заботы следует исходить из требования выполнять больший объем работы на

ТО и ТР в настоящее время.

Выбираем режим работы участка:

1. Количество рабочих дней в году (из издания): 249

2. Сменность работы: 2 сменная

3. Время начала и окончания работы для подвижного состава принимаем из

условия задания, а для других подразделений, с которыми существует

технологическая связь, основываясь на методические указания. 12 час.

Аккумуляторное отделение

промеж. склад

2.9.Распределение исполнителей по специальностям и квалификациям.

Общее

количество

исполнителей

на

участке

получается

расчетом

распределением по специальностям (ведение работ) и квалификациям.

При агрегатно-участковом методе общее руководства возлагается на

главного инженера.

Начальник производства руководит работой производственных участков и

организует учет, обеспечивая необходимое количество, а также минимальную

стоимость технического обслуживания и ремонта при минимальных простоях

подвижного состава по техническим причинам.

Диспетчер производства оперативно руководит всеми работами на линиях и

постах ТО и ремонта, а также отвечает за обеспеченность работой всех

участков и своевременную подготовку автомобилей к выпуску на линию.

Механик контрольного пункта, подчиненный только главному инженеру,

контролирует техническое состояние автомобилей, выпускаемых на линию и

возвращающихся с нее.

Начальник производственного участка (мастер, бригадир) организует

производственный процесс и отвечает за своевременное и качественное

выполнение всех работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту

закрепленных за участком агрегатов, систем механизмов. Он обеспечивает

свой участок агрегатами, запасными частями, материалами, инструментом,

организует

оптимальное

использование

имеющейся

рабочей

силы,

контролирует качество работ по ТО и ТР. Автослесарь непосредственно

выполняет все необходимые работы по ТО и ремонту агрегатов, систем и

механизмов автомобилей.

Результаты внедрения агрегатно-участкового метода показывают, что

можно в среднем повысить коэффициент технической готовности на 3 - 11% и

снизить на 25 - 27% удельные затраты на запасные части.

Время начала и окончания работы - 8°° часов и 17

00

часов соответственно

(перерыв на обед с 12°° - 13°°ч.).

Для

наглядного

представления

принятых

решений

составляем

совмещенный график работы автомобилей и подразделений ТО и ТР:

Таблица № 4

Виды работ

Распределение

трудоемкости, %

Количество

исполнителей

Средний

разряд

1.Диагностические

2.Моечные

3.Ремонтые

4.По заливке электролита

25

10

25

40

1

1

1

1

6

4

5

6

ИТОГО:

100

4

5

2.10 Схема технологического процесса аккумуляторного отделения АТП.

Подача АКБ

Проверка плотности

электролита

Проверка уровня

электролита

Склад АКБ

Ремонт АКБ

Залив элекктролита

Зарядка АКБ

2.11. Примерный перечень технологического оборудования

аккумуляторного отделения АТП.

п/п

Наименование

оборудования

Модель или

тип

Краткая характеристика

Габаритные

размеры в

плане

1.

Вилка нагрузочная

Росавтоспецо

борудование

ЛЭ – 2

Предели измерения напряжений 3-

0-3В, емкости проверяемых

батарей: 40-135 А.ч.

-

2.

Выпрямители различных

типов для заряда АКБ

ВАС – 5

Стационарные, выпремленное

напряжение 80В, ток до 10А

440 х 340

3.

Установка для ускоренного

заряда аккумуляторных

батарей и пуска двигателя

Росавтоспецо

борудование

Э – 410

Передвижная, питание 220В,

зарядный ток до 50 А, 12В, ток

при пуске 200 А.

710 х 540

4.

Комплекс приборов,

приспособлений и

инструментов для ТО АКБ

Росавтоспецо

борудование

Э - 401

В комплект входят 14

наименований

-

5.

Комплекс приспособлений и

инструментов для ремонта

АКБ

ПТ – 7300

В комплект входят 33

наименования

-

6.

Электродистимулятор

медприбор

737 МРТЦ

Питание 220 В, мощность 3,6 кВт,

производительность 4-5 л/л/ч.

220

7.

Прибор для сварки деталей

бензовоздушным пламенем

Завод Рентол

- Киев

Сложным механизмом, давление в

баллоне 0,3 кгс/см

2

, температура

пламени 300

0

С.

-

2.12. Расчет площади участка.

Площадь производственных помещений определяется приближенным

расчетом по удельным площадям на единицу оборудования или на каждого

работающего. И более точно - графически-планировочным решением.

Fo6= 1,1*0,55 + 0,6*1,2 + 1*0,84 + 1,4* 0,74 + 0,32*0,74 + 0,32*0,52 + 2*0,6

+ 0,4*0,5 + 1,*0,92 + 0,74*1,4 + 0,74*1,4 + 0,4*0,5 + 0,4*0,5 + 0,74*0,7 +

0,74*0,7 + 1,4*0,6 + 5,17*0,74 + 0,32*0,74 + 0,32*0,74 = 14,57 м

2

.

К п - коэффициент площади расстановки оборудования.

Кп = 4,5 – для зоны ТО ремонта

Fyч = 14,57* 5,6 = 81,59 м

2

.

Принимаю: F

уч

= 81 м

2

( длина участка L = 9м, ширина участка В=9 м).

2.13. Расчет потребностей в энергоресурсах.

В

зависимости

от

назначения

участка

рассчитываю

силовую,

осветительную электроэнергию, энергию сжатого воздуха и воды идущих на

производственные нужды.

Годовой расход силовой электроэнергии:

W с = Σ Руст * ŋз * Ксп * Фдо; кВт/ч

где Σ Руст = 3,6 кВт;

Фдо=[365-(104+dп)]*tсм*γ *ŋ

0

Где 365 - число дней в году;

104 - число дней;

dп - число праздничных дней; d„ = 10-12;

tсм- продолжительность рабочей смены; tсм = 8 час;

γ - число смен работы; γ =2- двухсменная работа;

ŋ

0

- коэффициент использования оборудования; ŋ

0

=

0,93 - 0,98; принимаю ŋ

0

-

0,95;

Фдо - действительный фонд времени работы оборудования.

Фдо= [365 - (104 + 10)] * 8 * 2 *0,95= 3815 ч.

Wc= 3,6*3815*0,7*0,3 = 2884 кВт.

Годовой расход осветительной электроэнергии:

Wo = RQF;

Где R - норма расхода электроэнергии на 1 м

2

площади участка Вт/м

2

.

R = 18-25 Вт/м (методические указания по выполнению курсового проекта

стр. 22).

R= 20 Вт/м

2

Q - годовое количество часов освещения; при двухсменной работе:

Q = 2250 ч. (методические указания по выполнению курсового проекта

стр. 23).

F - площадь пола освещаемых помещений, м

2

, F = 81 м

2

.

Wo = 20 * 2250 * 81 = 3645 кВт;

Годовой расход сжатого воздуха:

Qж = K * Σq * n * Кн * Ко * Фдо;

где Кн - коэффициент использования потребностей пневматического

устройства для обдува воздухом;

Кн

=

0,4 [17] (методические указания по выполнению курсового проекта

стр. 26).

q- удельный расход сжатого воздуха одним потребителем;

q = 36-42; принимаю - q = 20 м

3

/ч.

[17] (методические указания по выполнению курсового проекта стр. 26).

К - коэффициент запасы, учитывающий эксплутационные потери сжатого

воздуха;

К= 1,2-1,4; Принимаю К

=

1.3

Ко = коэффициент одновременности работы потребителей; зависит от

числа однотипных потребителей. При их числе 2 - 4, Ко = 0,9.

Qж = 1,2 * 20 * 2 * 0,6 * 0,9 * 3815 = 98884 м

3

.

Технологическая (операционная) карта.

Таблица № 5

опера

ции

Наименование

операции

Профессия

исполнителя

Место

выполнения

Инструмент и

оборудование

Нормы

времени

Технические

условия и указания

1

Проверка

уровня

электролита

автослесарь Участок ТР

Стеклянная

трубка 3 – 5

мм

3 мин.

долить

2

Зарядка АКБ

автослесарь Участок ТР

Росавтоспецо

борудование

Э – 410

15 мин.

открыть пробки

3

Сварка

деталей

автослесарь

Участок ТР

Завод Рентол

– Киев

30 мин.

промывка АКБ

обязательно

4

Проверка

плдотности

электролита

автослесарь

Участок ТР

Денсиметр

5 мин.

плотность

должна 1,27

5

Залив

электролита

автослесарь

Участок ТР

Груша

15 мин.

уровень выше

на 15 мм

пластин

6. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Принятые в 1993 году Основы законодательства РФ об охране труда, а

также Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и

охраны труда на 1995 - 1997 годы свидетельствует о том, что проблеме

обеспечения безопасных условий труда придается большое значение.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья

работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые,

социально-экономические,

организационно-технические,

санитарно-

гигиенические,

лечебно-профилактические,

реабилитационные

и

иные

мероприятия.

На предприятиях автомобильного транспорта, как и во всех других

отраслях промышленности, в избежании несчастных случаев, травмирования и

нанесения какого-либо вреда здоровью работников предприятия, проводят

занятия по технике безопасности, применимых к данному предприятию.

Целью занятий по технике безопасности с работниками, является обеспечение

безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,

путем повышения уровня охраны труда на каждом рабочем месте и

предприятии в целом, и тем самым снижения производственного травматизма

и заболеваемости.

Управление охраной труда осуществляется: на предприятии в целом -

руководителем предприятия (работодателем); на производственном участке, в

службах и отделах - их руководители (мастер, бригадир).

Назначение ответственного за внедрение и функционирование Правил по

технике безопасности и охране труда предприятия осуществляется приказом

по предприятию, для повышения безопасности труда на предприятии проводят

инструктаж по технике безопасности.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются:

1. вводные

2. первичный

3. повторный

4. внеплановый

5. целевой

Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда

или

лицо,

на

которое

приказом

по

предприятию

возложена

данная

ответственность. Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принятыми на

работу, независимо от их образования, стажа работы или должности.

Первичный инструктаж проводят на рабочем месте с каждым работником

или группой лиц с практическим показом безопасных приемов и методов

труда. Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки,

проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных

способов работы.

Повторный инструктаж проходят все предприятия, не реже одного раза в

полугодие.

Внеплановый инструктаж проводят при изменении технологического

процесса, замене или модернизации оборудования, а также по требованию

органов надзора.

Целевой инструктаж проводят при выполнении работ, не связанных с

прямыми обязанностями по специальности. Инструктажи на рабочем месте

завершаются проверкой знаний, устным опросом или с помощью средств

обучения.

В АТП техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны

проводиться

на

специально

отведенных

местах

(постах),

оснащенных

необходимыми

приборами,

устройствами

и

приспособлениями.

Автомобили, направленные на посты ТО и ТР должны быть вымытые,

очищенные

от

грязи

и

снега.

Постановка

на

пост

автомобилей

осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника),

после

постановки

автомобиля

на

пост

необходимо

затормозить

его

стояночным тормозом, выключить зажигание, установить рычаг переключения

передач в нейтральное положение, под колеса подложить специальные упоры

(башмаки). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью

"двигатель не включать - работают люди". Перед снятием агрегатов с

автомобиля, необходимо предварительно сливать масло, охлаждающую

жидкость и т.п., в зависимости от того, какой агрегат автомобиля снимаем.

В АТП полы должны быть устойчивы к воздействию щелочей, кислот,

масел и не впитывать их. Оборудование и инструмент должны отвечать

требованиям безопасности, для чего нужно проводить их выбраковку в

соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в месяц.

Стационарное

оборудование

должно устанавливаться на фундамент и

крепиться болтами.

Все электрооборудование должно иметь заземление или зануление.

Исправность проводки и оборудования необходимо проверять наружным

осмотром

и

при

помощи

приборов.

Допустимые

уровни

напряжения

рекомендую применять 220В - 380В, обозначая над каждой розеткой и

рубильником их выходное напряжение в виде надписи краской на стене.

Производное освещение рекомендую применять смешанное (естественное

и искусственное). Поэтому рабочие места для попадания естественного света

нужно

располагать

ближе

к

окнам,

выбирая

оконные

проемы

соответствующего

размера.

Освещенность

на

рабочем

месте

должна

соответствовать

характеру

зрительной

работы.

Необходимо

обеспечить

равномерное распределение яркости на рабочей поверхности, а также в

пределах окружающего пространства. На рабочей поверхности должны

отсутствовать резкие тени. В поле зрения не должно быть прямой и

отраженной блескости. Искусственное освещение рекомендую выбирать

комбинированное (общее и местное). Освещенность на поверхности стола в

зоне размещения рабочего инструмента должна быть 300 - 500 лк.

Основные источники шума в слесарной мастерской - это шум от работы

двигателей автомобилей, а также от работающих станков и другого

оборудования. Средства защиты от шума вводятся на стадии проектирования

помещения или технологического процесса. Основное направление по

снижению шума - это его плавное распределение путем архитектурного

планирования цехов и выбора шумогасителей, а также уменьшение шума в

самом источнике возникновения. Допустимые уровни шума на предприятиях

автомобильного транспорта для обслуживающего персонала на территории

предприятия и в производственных помещениях не должно превышать 85 дб.

Оптимальные метеорологические условия в соответствии со СНиП 245 -71

и ГОСТ 12.005 - 76, и 3 категории условий эксплуатации на объекте

проектирования следует принять следующими:

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Внедрение данного проекта позволит лучше использовать рабочее время,

не выполнять несвоевременное для данного участка работы, что скажется

положительно

на

проведении

качественного

ТО,

улучшение

ремонта

автопарка и эксплуатации оборудования, сократить простои подвижного

состава из-за проведения ТО и ТР.

В результате проектирования разработаны безопасные условия труда,

мероприятия

по

охране

окружающей

среды,

меры

Электро

и

пожаробезопасности, подобрано необходимое оборудование и оснастка для

проведения качественного ТО и ТР.

9.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного

состава автомобильного транспорта". М., Транспорт, 1986.

2. Суханов Б. Н, Борзых И. О., Бедарев Ю. Ф. "Техническое обслуживание

и ремонт автомобилей". "Пособие по дипломному проектированию". М.,

Транспорт, 1991.

3. Кортанов В. П. " Технологическое проектирование

автотранспортных предприятий". М., Транспорт, 1981.

4. Кортанов В. П., Мальцев В. М. "Организация технологического

обслуживания и ремонта автомобилей". М., Транспорт, 1979.

5. Напольский Г. М. "Технологическое проектирование

автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания". М.,

Транспорт, 1985.

6. "Общественные нормы технологического проектирования

предприятий автомобильного транспорта". ОНТП - 01 - 86, Автотранспорт,

1986.

7." Типовые проекты организации труда на производственных участках

автотранспортных предприятий. Часть I и II.". М., ЦНОТ и УП Мнавтотранс,

1985.

8." Руководство по организации и управлению производством

Технического обслуживания и ремонта подвижного состава в

автотранспортных предприятиях". НИИАТ, М., 1975.

9. "Руководство по диагностике технического состояния подвижного

состава автомобильного транспорта". РД - 200 - РСФСР - 13 - 0750 - 81 М.,

НИИАТ, Минавтотранс, 1982.

10. " Руководство по организации и технологии технического

обслуживания грузовых автомобилей с применением диагностики для

автотранспортных предприятий различной" Методические указания (МУ-200-

РФСР - 12 - 0189 - 81), М., Минавтотранс, 1981.

11. Кузнецов Ю.М. " Охрана труда на предприятиях автомобильного

транспорта." М., Транспорта, 1985.

12. "Правила по охране труда на автомобильном транспорте" М.,

Транспорта, 1982.

13. Коган Э.И., Хайкин В.А. " Охрана труда на предприятиях

автомобильного транспорта." М., Транспорта, 1984.

14. "Методика укрупненного определения уровня механизации

производственных процессов автотранспортных предприятий." РД - 20 -РФСР

- 13 - 0087 - м, ЦЕНТИ Минавтотранса РФСР, 1981.

15. Л.Л. Афанасьев, А.А. Маслов, Б.С. Колясинский " Гаражи и станции

технического обслуживания автомобилей". М., Транспорта. 1980.

16. Методические указания по выполнению дипломного проекта

17. Методические указания по выполнению курсовой работы.



В раздел образования