Автор: Татьяна Алексеевна Васильева
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Требования работодателей к качеству подготовки педагога-хореографа
Раздел: среднее профессиональное
Васильева Татьяна Алексеевна
ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»
Г. Ульяновск
Требования работодателей к качеству подготовки педагога-хореографа
Педагог, посвятивший жизнь танцу и творчески относящийся к работе,
гордится
профессией,
которая
доставляет
людям
эмоционально-
эстетическую радость, несет культуру в их поведение и общение. Для того
чтобы быть конкурентно способным и соответствовать требованию времени,
не
достаточно
хорошо
самому
танцевать.
За
долгие
века
своего
существования танцевально-педагогическая профессия претерпела сильные
изменения. Если раньше исполнительскому искусству обучали исполнители
и профессии учителя танцев в ее «чистом» виде не было, то со временем она
оказалась вполне самостоятельной. Те, кто много и успешно танцевал на
сцене, иногда полагают, что главное в работе педагога – это показывать
учащимся исполнение танца. Но как только педагог сталкивается с тем, что
учащиеся, добросовестно повторяющие за ним движения, не могут ими
правильно и красиво овладеть, то он задает себе вопрос: «Почему же это у
них не получается, ведь он сам все верно исполняет?». Именно тогда
педагогу становится ясным: чтобы научить учащихся танцевать, ему следует
овладеть еще и педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Вот как об этом писал Асаф Мессерер: «Научиться преподавать
оказалось еще труднее, чем научиться танцевать. Самым трудным оказалось
необходимость
объяснения
движения,
анализировать
способы
их
исполнения. Показывать я их мог. И показывал с удовольствием. А вот
рассказать и объяснить, почему надо делать так, а не иначе, было для меня в
первое время самым сложным».
Хореографической педагогике люди стали посвящать всю жизнь, а в
учебных заведениях: консерваториях, училищах начали готовить танцоров к
педагогической деятельности.
К настоящему времени сложилась четкая
система хореографического образования: начальное, среднее и высшее
образование представлены как в профессиональном, так и в дополнительном
образовании.
Какими же качествами и знаниями должен обладать педагог?
Какие требования предъявляются к нему в настоящее время?
Наряду с танцевальными способностями наиболее важными являются
педагогические способности, профессиональные качества и мастерство,
знание психологии и общая культура поведения.
Что же такое педагогические способности, как они выявляются и в чем
заключаются?
Известны примеры, когда талантливые и эрудированные танцоры не
могли добиться убедительных результатов в педагогической работе, в то
время как хореографы более скромных возможностей вели успешную
педагогическую деятельность. Есть немало хороших педагогов, которые
занимаясь с учениками вообще редко обращаются к показу. Педагогические
способности – реальное понятие, с которым нельзя не
считаться.
Решающим условием профессиональной компетентности преподавателя
является мастерство. Мастерство - понятие сложное и емкое, это свойства
личности человека, его творческая одаренность и приобретенные знания,
уровень общей культуры. Основами мастерства являются практические и
теоретические знания. Мастерство учителя направлено на то, чтобы
максимально развивать активность учеников.
Хореографические способности педагога-хореографа формируются в
процессе обучения и воспитания и затем развиваются в последующей
практической
деятельности.
К
способностям
мы
относим
развитый
музыкальный
слух
как
способность
к
эмоционально-эстетическому
восприятию и переживанию танцевальной музыки и лексики; развитое
чувство танцевального ритма как способность в процессе исполнения танца
передавать
его
ритмические
особенности;
развитое
музыкально-
хореографическое мышление, воображение и память как способности
творческого
представления
и
воплощения
танцевальной
композиции.
Педагогическая подготовленность выражается и в том, насколько на
хореографическом
материале
руководитель
стремится
эстетически
воспитывать
учащихся,
непрестанно
ищет
эффективные
способы
их
обучения и развития.
Педагог показывает и объясняет танцевальные движения, помогает
овладеть профессиональными умениями и навыками, организует вечера
практики, конкурсы, соревнования. Одновременно он формирует у учащихся
любовь к танцу, потребности и интересы к содержательному проведению
досуга и общения эстетически согласованной среде.
В условиях системы непрерывного хореографического образования
должна рассматриваться связь теории с практикой в профессиональной
подготовке
специалистов,
что
призвано,
в
свою
очередь,
устранить
объективно
существующие
противоречия
между
образовательной
и
профессиональной
подготовкой
учащихся,
между
приобретенной
квалификацией и потребностью в ее постоянном росте.
Из каких компонентов состоит хореографическая подготовленность
педагога?
Педагог-хореограф должен обладать организаторскими способностями,
владеть методикой преподавания хореографических дисциплин, методикой
работы
с
творческим
коллективом,
обладать
балетмейстерскими
и
репетиторскими способностями. Педагогу необходимо овладеть знаниями
современной
хореографии,
ее
истории,
зарождения
и
развития,
о
современном состоянии и тенденциях развития танца. Педагогу следует
профессионально владеть средствами, методами и приемами исполнения
танцевального репертуара. Он должен уметь профессионально разбирать и
правильно
оценивать
исполнение
учащимися
танцев,
хорошо
знать
танцевальную музыку, владеть основами ее музыкального анализа, уметь
отмечать ее идейно-художественные достоинства.
Чтобы квалифицированно преподавать, быть подлинным воспитателем
высоких эстетических вкусов и взглядов руководитель должен свободно
владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в
различных хореографических коллективах. Столь высокие требования к
руководителю хореографического коллектива предъявляются за счет того,
что он является основным фактором и залогом успешного развития
коллектива и своей профессиональной деятельности.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность
любого коллектива во многом зависит от умелого и грамотного руководства.
Руководство–это
произвольное
(целенаправленное)
воздействие
на
руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и
активному поведению и деятельности в соответствии с намерениями
руководителя. Руководитель–лицо, на которое официально возложены
функции
управления
коллективом
и
организации
его
деятельности.
Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства
развитием личности участников хореографических коллективов является
умение ставить перед собой цели, умение планировать свою деятельность,
делегировать полномочия, моделировать, проектировать и т.д. Также
успешное руководство определяется набором личных качеств руководителя,
которые впоследствии определяют действие.
Руководитель
любительского
хореографического
коллектива,
как
правило, работает в школах искусств, школах-студиях, дворцах культуры,
внешкольных детских и юношеских учреждениях культуры; обеспечивает
эстетическое и художественное воспитание, образование и творчество детей
и взрослых.
Осуществляя
руководство
любительским
хореографическим
коллективом,
руководитель
должен
знать
современное
состояние
и
тенденции
развития
народного
творчества
и
художественной
самодеятельности
в
регионе,
области,
принципы
организации
художественного творчества, основы хореографического исполнительства,
методику
и
организацию
учебно-воспитательного
процесса
в
хореографических коллективах художественной самодеятельности.
В качестве основных профессионально важных качеств руководителя
любительского
хореографического
коллектива
выделяют
следующее:
хореографические данные; художественный вкус; трудолюбие; чувство
ответственности;
музыкальный
слух;
организаторские
способности;
педагогический такт; творческая инициатива, внимательность.
Обладание
перечисленными
качествами
дает
возможность
руководителю
создать
благоприятный психологический климат в коллективе.
Успешность руководства любого руководителя определяется действием:
умением ставить цели, умением планировать, умением делегировать свои
полномочия и т.д. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим
ученикам и сотрудникам–это одна из основных базовых компетенций
эффективного руководителя хореографического коллектива. Планирование-
это
проектирование
желаемого
будущего
и
эффективные
пути
его
достижения. Планирование-это процесс принятия решений.
Осуществляя
руководство
деятельностью
любительского
хореографического
коллектива,
руководитель
выполняет
определенные
функции. За многолетний период исследований было предложено множество
различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет
условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны
друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс
педагогической
деятельности
в
хореографическом
коллективе,
к
руководителю
любительского
коллектива
предъявляется
ряд
профессиональных требований, соответствуя которым он будет грамотно
организовывать занятия. Руководитель любительского коллектива выполняет
следующие функции: коммуникативная, организационная, воспитательная,
психологическая, информационная, мобилизационная и управленческая.
Чтобы квалифицированно преподавать, быть подлинным воспитателем
высоких эстетических вкусов и взглядов руководитель должен свободно
владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в
различных хореографических коллективах.
Хореографическая школа, как и другая школа, в первую очередь
учреждение воспитательное.
В. А. Сухомлинскому принадлежат слова:
«Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем…Без
участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания
педагога являются мертвым багажом».
При
обучении
в
хореографическом
коллективе
воспитательная
деятельность
имеет
свою
специфику.
Воспитание-это
формирование
моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и
общения внутри коллектива и вне его. Решая специфические задачи
воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть
комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.
Основные направления воспитательной работы:
эстетическое воспитание,
нравственное воспитание, этика поведения, физическое воспитание.
Изучение опыта показывает, что если обучение танцам педагогически
правильно и творчески интересно, то происходит изменение учащихся в
целом. Поэтому педагог должен создавать условия подлинно творческой
активности,
позволяющей
учащимся
проявлять
инициативу
и
самостоятельность.
А
для
этого
ему
необходимо
хорошо
знать
психологические особенности каждого возраста учащихся. Также ему
необходимо уметь уловить психологическое состояние людей, их чувства и
переживания, определить мотивы их поведения, поступков, и, исходя из
возрастных и индивидуальных особенностей, найти самую эффективную
меру воспитательного воздействия, которая не оскорбляла бы самолюбие и
достоинство, не отталкивала, а наоборот, вызывала желание задуматься над
своими поступками, стремление их исправить, сделать полезным своё
пребывание в коллективе.
Залог хорошей организации и успешной работы коллектива-это строгая
дисциплина.
Исходя из того, что детские хореографические коллективы являются
действенным
средством
эстетического
воспитания
подрастающего
поколения, руководитель должен направить свою деятельность на развитие
способностей у воспитанников воспринимать, чувствовать и понимать
прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к
художественным ценностям.
Необходимо учитывать и познавательное значение танцевального
искусства, т.к. в нем отражены жизненные явления, характеры и образы,
обогащение
ребёнка
новыми
представлениями
и
званиями.
Хореографический коллектив должен стать хорошей школой общения, где
закладываются
основы
дружбы,
взаимопонимания,
взаимовыручки,
ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы,
испытывать радость коллективного труда. Руководителю, работающему с
детьми, необходимо понимать, что занятия в танцевальном коллективе
направлены
не
только
на
создание
пластического
образа
или
хореографического
произведения,
но
и
являются
также
источником
преобразования, как личностей.
Важно, чтобы занятия в самодеятельном творческом коллективе
научили детей отличать подлинное искусство от подделки, привили с самых
ранних лет хороший вкус, заложили те добрые основы, которые помогут им,
вырасти настоящими людьми.
Хореография испытывает на себе влияние других видов и жанров
искусства. Чтобы быть осведомленным в актуальных проблемах танца, надо
хорошо знать и современные эстетические течения, которые находят свое
отражение
в
различных
явлениях
культуры
и
искусства.
Поэтому
хореографическая подготовленность педагога проявляется также и в его
умении
правильно
разбираться
в
современных
тенденциях
развития
сценической хореографии и всего искусства в целом.
Во многом направленность обучения в любительских хореографических
коллективах зависят в первую очередь от квалификации педагогов, которые
непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью. Они
конкретизируют цели каждого занятия, определяют формы их организации,
планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными
об истории и современной жизни танца, подбирают танцевальную музыку,
определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п.
Очень часто специалисты-хореографы механически копируют систему
тренировочных занятий, принятую в профессиональных балетных школах
или училищах, не думая о том, что такая форма занятий с участниками
художественной самодеятельности далеко не всегда приемлема. Грамотный в
вопросах хореографии и требовательный к себе руководитель, будь то артист
балета, танцовщик профессионального ансамбля или педагог-хореограф,
принесёт большую пользу, если он будет пытливо и вдумчиво изучать
условия
и
специфику
работы
художественной
самодеятельности.
А
некоторые платные руководители, хорошо зная хореографию, зачастую
подчиняют свою деятельность узкопрофессиональным задачам и, преследуя
одну цель – научить только танцевать, забывают о воспитательных задачах
художественной самодеятельности.
Отсюда вытекают следующие требования к педагогу: любить свою
профессию,
любить
работать
с
людьми,
быть
с
ними
чутким
и
внимательным, искренне заинтересованным в их успехах. Только тогда
педагог будет радоваться достижениями учащихся, остро переживать их
неудачи, терпеливо и настойчиво добиваться устранения недостатков в
исполнении танцев. Особенно необходимо быть доброжелательным к
начинающим танцорам.
Учащихся воспитывает не только преподавание и внеклассное общение,
но и личные качества педагога, его культура поведения. Великий русский
педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что в самой личности педагога
заключена воспитательная сила. За этими словами стоит нравственный облик
учителя, его этика. Под этикой в данном случае следует понимать систему
нравственных
и
моральных
принципов,
которые
лежат
в
основе
педагогической профессии.
Для педагога важно обладать острой наблюдательностью и хорошей
памятью. Он должен быть активным и сдержанным, эмоциональным и
уравновешенным, настойчивым и терпеливым, уметь концентрировать свое
внимание и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Танец – один из самых древних видов искусства. Сколько существует
человечество, столько оно и танцует. Прошло много веков, мир неузнаваемо
изменился, а человек продолжает танцевать. Почему? А потому, что танец
дарит полноту и естественность жизни, самореализацию. Через танец человек
познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Танец отражает
чувства. Любовь, ненависть, сочувствие, восхищение можно передать через
танец. Танцы иногда лечат душу лучше, чем слова. Танцуйте! Вы
почувствуете жажду жизни – ведь если можно красиво двигаться, значит,
можно красиво жить!
Список литературы:
1.Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М., Искусство,
1987г.
2.Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., Искусство, 1980 г.
3. Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. М.,
Искусство, 1989 г
5. Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма.
OОО «Издательство АСТ», 2016 г.