Автор: Назарова Любовь Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных
целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство
современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не
задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей
Родины и мало заботятся о ее настоящем.
Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и
любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и
грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет
вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её
культуре, традициям и идеалам.
Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься
человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы
педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал
историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал
местные обычаи. Об этом замечательно говорил академик Д.С.Лихачев: «…без
корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати –
поле».
Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в
школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного
гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и
уважению к своим родителям.
Методика работы по патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста
Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной
культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое
значение для воспитания нравственности. «Взращивание» культурной личности
ребенка происходит постепенно: начинается с простого интереса к чему-либо, и
только потом, – пониманием и желанием участвовать самому.
Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том,
какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения
своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как
честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети
гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их
семьи напрямую причастны к истории страны.
Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать
особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему
яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано большинство
методических разработок, которые используются в детских дошкольных
учреждениях.
Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы,
позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:
Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).
Прогулка по окрестностям.
Экскурсия в местный краеведческий музей.
Посещение памятных мест.
Встреча с ветеранами войны и труда.
Чтение рассказов о защитниках Родины.
Беседа в виде вопросов и ответов.
Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
Тематический фольклорный утренник.
Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму,
папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский
сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на
которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины –
город Москва, вся страна Россия.
Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении
ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его
сознании. В методической литературе по патриотическому воспитанию
дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И
пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную
природу и гордиться своей любимой Родиной.