Напоминание

"Информационно – коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности"


Автор: Агафонова Наталья Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Информационно – коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Я – МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА
«Информационно – коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности» «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Задача меня как музыкального руководителя – формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоническое развития личности в целом. Неоценимую помощь в развитии этих качеств могут оказать информационно - коммуникационные технологии. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально- дидактические игры. В нашем дошкольном учреждении в музыкальном зале и в музыкальном кабинете создана необходимая развивающая среда, имеется вся необходимая аппаратура (мультимедийная установка, акустическая система, компьютер, ноутбук, принтер, сканер и интернет). Поисковые системы сети Интернет предоставляют возможность найти практически любой музыкальный и дидактический материал, любые иллюстрации и фотографии для организованной деятельности, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства. Я имею возможность постоянно использовать в образовательной деятельности мультимедийную установку, что позволяет слушать музыку иллюстрируемую, специально созданными презентациями и подобранными к ней видеофильмами. Использование компьютера очень удобно не только для усвоения музыкального материала, воспитания интереса к музыкальной культуре, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка. Музыкально-дидактические игры, представленные в компьютерном исполнении, приучают детей к самостоятельности и развивают навык самоконтроля. Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневной организованной музыкальной
деятельности, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, материал усваивается быстрее. В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний. Традиционно образовательную деятельность я начинаю с музыкально- ритмических движений. Всё чаще использую аудиозаписи, это облегчает мне работу, так как, я не сижу за инструментом, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов. Дети смотрят правильный показ, а посмотрев, стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, музыкальному центру, на плеере, в мобильных телефонах, но очень мало народной и классической музыки. Я стараюсь это восполнить. В музыкальном кабинете есть много дисков с музыкой в MP3 формате. Как правило, лицензионные диски стоят дорого и не всегда их можно найти в магазинах нашего города. Поэтому музыку я скачиваю с интернета и записываю на диски. Эти записи помимо использования в образовательной деятельности, я даю родителям на выходные, чтобы они дома, в спокойной обстановке прослушали их с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт. Имеется коллекция видеозаписей – «Времена года» П.И.Чайковского, «Хакасия – любовь моя!» - с фоновым использованием хакасской народной музыки, «Самоучитель игры на шумовых и духовых русских народных инструментах» – А. Сереброва, а так же видеозапись детской передачи «Шишкина школа», где в доступной для детей игровой форме рассказывается о музыке. Постоянно пополняется коллекция медиаматериалов: это презентации «История возникновения музыкальных инструментов», «Мир музыки», «Симфонический оркестр», «Град струнных инструментов», «Русская изба», «Защитники Отечества», «Весна», «Занимательные задания», а также музыкально- дидактические игры в формате мультимедиа: «Найди композитора», «Чего не стало», «Первый дождь», «Оркестр», «Русские народные музыкальные инструменты». Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов. Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, при этом использую мультимедийную
установку для демонстрации различных иллюстраций, картинок к прослушиваемой музыке. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном и услышанном, поэтому у них быстрее развивается речь, мышление, художественный вкус. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись. Готовясь к праздникам и развлечениям, всё чаще прибегаю к помощи компьютера - ищу в интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. Использую ИКТ в досуговой деятельности для внесения небольшого объема познавательного материала в развлечение. Например, «День матери», «День Победы», «День Земли», «Пушкинские чтения». Использую компьютер в работе с родителями – например, на родительских собраниях, показываю презентации с фотографиями различных видов музыкальной деятельности детей, видеофрагменты организованной музыкальной деятельности, а так же провожу различные консультации для родителей с мультимедийной наглядностью при консультационном центре. В компьютере, в своей папке я храню планы, сценарии, диагностические карты, тексты песен, стихи, музыку, фотографии, иллюстрации, видеозаписи. Не секрет, что использование компьютера для педагога в наше время стало неотъемлемой реальностью. Любое методическое мероприятие уже не представляется без мультимедийной презентации, так у меня уже имеется небольшая коллекция презентаций, использованных на семинарах и педсоветах в ДОУ. Написание сценариев, консультаций для родителей не обходится без материалов, взятых из интернета, а участие в профессиональных конкурсах предполагает обязательное владение навыками работы в интернете, умений отправлять готовый материал по электронной почте. В декабре 2013 года стала призёром (2 место) III Международного конкурса презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования». С помощью интернета можно обмениваться опытом с педагогами не только своего города, региона, но и страны в целом. Так умение работать в интернете, ориентироваться на страницах сайтов помогло скачать презентации, фотографии и видеоролики с прошедшего в Москве Всероссийского профессионального конкурса «Мой лучший урок», где я со своими коллегами в январе 2014 г. принимала участие в финале с презентацией и была награждена Грамотой (2 место). В целях приобретения нового опыта в создании презентаций, приняла участие в Вебинаре (онлайн-семинаре) по теме «Использование средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ». По окончании Вебинара мне были высланы на электронную почту – сертификат и обучающие видео-курсы. Я изучила полученные материалы и уже создала самостоятельно несколько презентаций в новой программе Prezi. Она отличается от всем известной и наиболее популярной PowerPoint новыми возможностями создания слайдов и разнообразными эффектами. В нынешнее время педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои
образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей. Учитывая всё это, я поделилась с коллегами опытом работы на городском методическом объединении, рассказала о своих наработках, подсказала, как использовать ИКТ в музыкальной деятельности дошкольников. С момента апробации мультимедийных презентаций на своих воспитанниках прошло не более 3-х лет, но уже сейчас можно сказать о том, что информационно – коммуникационные технологии внесли огромный вклад в музыкальное развитие дошкольников. У детей повысился общий уровень музыкального кругозора, знаний о музыкальных инструментах, композиторах и музыкальных произведениях различных жанров. Конечно самое главное, что использование компьютера позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. В дальнейшем планирую изучить и внедрить в свою деятельность интерактивное оборудование. С этой целью приняла участие в Вебинаре «Использование возможностей интерактивной доски с применением мультимедийных дидактических игр с учётом ФГОС». Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.


В раздел образования