"Информационно – коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности"
Автор: Агафонова Наталья Леонидовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Калинка" Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия Наименование материала: Опыт работы Тема: "Информационно – коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности" Раздел: дошкольное образование
Я – МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА
«Информационно – коммуникационные технологии
в непосредственной образовательной деятельности дошкольников
и в собственной педагогической деятельности»
«Каждый участник образовательного процесса сам решает,
идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин.
Информатизация
сегодня
рассматривается
как
один
из
основных
путей
модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и
технологий,
но
и,
прежде
всего,
с
переменами,
которые
вызваны
развитием
информационного
общества,
в
котором
основной
ценностью
становится
информация
и
умение
работать
с
ней,
разработка
проектов
и
программ,
способствующих формированию человека современного общества.
Задача меня как музыкального руководителя – формирование художественного
вкуса,
развития
творческого
потенциала
ребенка
и
гармоническое
развития
личности в целом. Неоценимую помощь в развитии этих качеств могут оказать
информационно - коммуникационные технологии.
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным
атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий,
которые
помогут
педагогу
в
дошкольном
учреждении
грамотно
и
эффективно
использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится
самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские
мультимедийные
учебно-методические
пособия,
презентации,
музыкально-
дидактические игры.
В нашем дошкольном учреждении в музыкальном зале и в музыкальном
кабинете
создана
необходимая
развивающая
среда,
имеется
вся
необходимая
аппаратура (мультимедийная установка, акустическая система, компьютер, ноутбук,
принтер, сканер и интернет).
Поисковые
системы
сети
Интернет
предоставляют
возможность
найти
практически любой музыкальный и дидактический материал, любые иллюстрации
и фотографии для организованной деятельности, дают доступ к большому блоку
информации,
связанной
с
миром
искусства.
Я
имею
возможность
постоянно
использовать
в
образовательной
деятельности
мультимедийную
установку,
что
позволяет
слушать
музыку
иллюстрируемую,
специально
созданными
презентациями и подобранными к ней видеофильмами.
Использование
компьютера
очень
удобно
не
только
для
усвоения
музыкального материала, воспитания интереса к музыкальной культуре, но и для
активизации
познавательной
деятельности,
реализации
творческого
потенциала
ребенка.
Музыкально-дидактические
игры,
представленные
в
компьютерном
исполнении,
приучают
детей
к
самостоятельности
и
развивают
навык
самоконтроля.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а
также
во
время
проведения
повседневной
организованной
музыкальной
деятельности, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office
PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей.
Подача
материала
в
виде
мультимедийной
презентации
сокращает
время
обучения, материал усваивается быстрее.
В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности
при
изучении
нового
материала,
для
закрепления
пройденного,
контроля
и
проверки знаний.
Традиционно образовательную деятельность я начинаю с музыкально-
ритмических движений.
Всё чаще использую аудиозаписи, это облегчает мне работу, так как, я не
сижу
за
инструментом,
а
могу
показать
танцевальное
движение
или
кого-то
поправить.
Качественному
исполнению
танцевальных
композиций
способствует
просмотр специально созданных видеороликов. Дети смотрят правильный показ, а
посмотрев,
стараются
сделать
так
же.
Этим
я
добиваюсь
выразительного
качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали
особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников
память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме,
что
не
только
ускоряет
запоминание,
но
и
делает
его
осмысленным
и
долговременным.
Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит
везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, музыкальному центру, на
плеере, в мобильных телефонах, но очень мало народной и классической музыки. Я
стараюсь это восполнить.
В музыкальном кабинете есть много дисков с музыкой в MP3 формате. Как
правило, лицензионные диски стоят дорого и не всегда их можно найти в магазинах
нашего города. Поэтому музыку я скачиваю с интернета и записываю на диски. Эти
записи помимо использования в образовательной деятельности, я даю родителям на
выходные, чтобы они дома, в спокойной обстановке прослушали их с детьми. Если
ребёнок
растёт
в
семье,
где
звучит
не
только
развлекательная
музыка,
но
и
классика,
и
народная
музыка,
он,
естественно,
привыкает
к
её
звучанию,
накапливает слуховой опыт.
Имеется коллекция видеозаписей – «Времена года» П.И.Чайковского,
«Хакасия – любовь моя!» - с фоновым использованием хакасской народной музыки,
«Самоучитель игры на шумовых и духовых русских народных инструментах» – А.
Сереброва, а так же видеозапись детской передачи «Шишкина школа», где в
доступной для детей игровой форме рассказывается о музыке.
Постоянно
пополняется
коллекция
медиаматериалов:
это
презентации
«История
возникновения
музыкальных
инструментов»,
«Мир
музыки»,
«Симфонический
оркестр»,
«Град
струнных
инструментов»,
«Русская
изба»,
«Защитники Отечества», «Весна», «Занимательные задания», а также музыкально-
дидактические
игры
в
формате
мультимедиа:
«Найди
композитора»,
«Чего
не
стало»,
«Первый
дождь»,
«Оркестр»,
«Русские
народные
музыкальные
инструменты».
Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов. Они позволяют
сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным.
Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными
произведениями
разнообразных
жанров,
при
этом
использую
мультимедийную
установку для демонстрации различных иллюстраций, картинок к прослушиваемой
музыке.
Ребята
научились
высказывать
свои
сопереживания,
размышлять
об
увиденном и услышанном, поэтому у них быстрее развивается речь, мышление,
художественный вкус.
Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем,
выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или
аудиозапись.
Готовясь к праздникам и развлечениям, всё чаще прибегаю к помощи
компьютера
-
ищу
в
интернете
стихи,
песни,
музыку
к
танцам,
ведь
они
представляют
собой
наиболее
яркие
события
в
повседневной
жизни
детей,
доставляющие радость и эстетические переживания. Использую ИКТ в досуговой
деятельности
для
внесения
небольшого
объема
познавательного
материала
в
развлечение.
Например,
«День
матери»,
«День
Победы»,
«День
Земли»,
«Пушкинские чтения».
Использую компьютер в работе с родителями – например, на родительских
собраниях,
показываю
презентации
с
фотографиями
различных
видов
музыкальной деятельности детей, видеофрагменты организованной музыкальной
деятельности,
а
так
же
провожу
различные
консультации
для
родителей
с
мультимедийной наглядностью при консультационном центре.
В компьютере, в своей папке я храню планы, сценарии, диагностические
карты, тексты песен, стихи, музыку, фотографии, иллюстрации, видеозаписи.
Не секрет, что использование компьютера для педагога в наше время стало
неотъемлемой
реальностью.
Любое
методическое
мероприятие
уже
не
представляется
без
мультимедийной
презентации,
так
у
меня
уже
имеется
небольшая коллекция презентаций, использованных на семинарах и педсоветах в
ДОУ.
Написание
сценариев,
консультаций
для
родителей
не
обходится
без
материалов,
взятых
из
интернета,
а
участие
в
профессиональных
конкурсах
предполагает
обязательное
владение
навыками
работы
в
интернете,
умений
отправлять готовый материал по электронной почте. В декабре 2013 года стала
призёром
(2
место) III
Международного
конкурса
презентаций
портфолио
«Профессионалы в системе образования».
С помощью интернета можно обмениваться опытом с педагогами не только
своего города, региона, но и страны в целом. Так умение работать в интернете,
ориентироваться на страницах сайтов помогло скачать презентации, фотографии и
видеоролики с прошедшего в Москве Всероссийского профессионального конкурса
«Мой лучший урок», где я со своими коллегами в январе 2014 г. принимала участие
в финале с презентацией и была награждена Грамотой (2 место).
В целях приобретения нового опыта в создании презентаций, приняла участие
в Вебинаре (онлайн-семинаре) по теме «Использование средств информатизации и
информационных технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ».
По окончании Вебинара мне были высланы на электронную почту – сертификат и
обучающие
видео-курсы.
Я
изучила
полученные
материалы
и
уже
создала
самостоятельно несколько презентаций в новой программе Prezi. Она отличается от
всем
известной
и
наиболее
популярной
PowerPoint
новыми
возможностями
создания слайдов и разнообразными эффектами.
В нынешнее время педагог должен не только уметь пользоваться компьютером
и
современным
мультимедийным
оборудованием,
но
и
создавать
свои
образовательные
ресурсы,
широко
использовать
их
в
своей
педагогической
деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных
детей. Учитывая всё это, я поделилась с коллегами опытом работы на городском
методическом
объединении,
рассказала
о
своих
наработках,
подсказала,
как
использовать ИКТ в музыкальной деятельности дошкольников.
С момента апробации мультимедийных презентаций на своих воспитанниках
прошло не более 3-х лет, но уже сейчас можно сказать о том, что информационно –
коммуникационные технологии внесли огромный вклад в музыкальное развитие
дошкольников. У детей повысился общий уровень музыкального кругозора, знаний
о
музыкальных
инструментах,
композиторах
и
музыкальных
произведениях
различных
жанров.
Конечно
самое
главное,
что
использование
компьютера
позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с
детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны
детей.
Детям
стало
просто
интереснее
воспринимать
наглядный
материал
в
хорошем, крупном, выразительном качестве.
В
дальнейшем
планирую
изучить
и
внедрить
в
свою
деятельность
интерактивное
оборудование.
С
этой
целью
приняла
участие
в
Вебинаре
«Использование
возможностей
интерактивной
доски
с
применением
мультимедийных дидактических игр с учётом ФГОС».
Исходя,
из
выше
сказанного,
можно
сделать
вывод,
что
использование
информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности
дошкольников и в собственной педагогической деятельности дает возможность
существенно
обогатить,
качественно
обновить
воспитательно-образовательный
процесс в детском саду и повысить его эффективность.