Напоминание

Достоинства и недостатки пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации


Автор: Попова Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад комбинированного вида № 7"
Населённый пункт: Алексеевский городской округ., Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Достоинства и недостатки пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С каждым годом все большее количество детей с особыми образовательными потребностями

(далее дети с – ОВЗ) поступают в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10» Алексеевского городского округа. На

базе сада функционирует группа кратковременного пребывания для детей – инвалидов и детей с

ОВЗ. Но большинство родителей хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался вместе со

своими нормально развивающимися сверстникамию.

Инклюзия – сложный процесс, требующий от педагогов и родителей не только любви к ребенку

и терпения, но и специальных знаний [1, 10].

За последние годы в детский коллектив часто стали вливаться дети с нарушением интеллекта,

расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми

особенностями.

Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности дошкольной

образовательной организации. Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической

помощи и поддержки детей с ОВЗ начинается с проведения комплексной социально-

психологопедагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей.

Определяется

уровень

развития

познавательной,

речевой,

эмоционально-волевой

сфер,

выявляются резервные возможности ребенка.

Для вхождения в коллектив сверстников специалисты детского сада разрабатывают

индивидуальный маршрут сопровождения для каждого ребенка с ОВЗ, где сочетаются разные

формы и методы работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей.

Коррекционная работа начинается как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых

психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы [2, 31].

Коррекционные мероприятия осуществляются посредством разнообразных игр, т.к. ведущей

деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует благоприятному

развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков [2, 54].

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения обеспечивает

развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций

и становление личности ребенка, поэтому пространство групп воспитатели организовали, таким

образом, чтобы стимулировать познавательную и двигательную активность детей с особенностями

в развитии, формировать навыки предметно-практической деятельности. В группах появились

«уголки уединения», уголки, где собран специфический дидактический материал (по развитию

мелкой моторики, по пространственной ориентировке, где одновременное подключаются слух,

зрение, память, мышления в процессе восприятия материала), специальная литература. Среда

трансформируется в соответствии с потребностями детей. Был создан и поддерживается особый

режим, все действия разбиваются на детали и проговариваются неоднократно. 63

Часто вначале коррекционная работа бывает направлена на развитие предпосылок к развитию

речи, так как многие дети почти неговорящие, на развитие интереса к окружающему, предметной

деятельности, слухового внимания и восприятия, фонематического слуха, а также на развитие

артикуляционного аппарата. Обучение и развитие этих детей опирается на их сильные стороны:

хорошее зрительное восприятие и способность к наглядному обучению, стремление копировать

хорошее поведение детей. Затем проводятся такие виды предметно-практической деятельности,

как

предметно-манипулятивная,

игровая,

элементарная

конструктивная,

ручная

(лепка,

аппликация, рисование), ручной труд, занятия с мозаикой, со сборными дидактическими

игрушками.

Ведется индивидуальная работа специалистов во взаимодействии по следующим направлениям:

– формирование положительных форм общения с взрослыми и сверстниками;

– формирование навыков самообслуживания и гигиены, бытовых навыков;

– формирование представлений о себе (о своем имени, фамилии, о своем теле);

– формирование представлений об окружающем предметном мире и адекватных способах

действия в нем;

– формирование навыков социального поведения и игровых навыков.

Со многими детьми проводятся не только индивидуальные занятия, но и подгрупповые, где они

занимаются с детьми. Это такие занятия как развитие речи, ознакомление с окружающим миром,

музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, подгрупповая работа с педагогом-

психологом.

Пребывание в детском коллективе положительно сказывается на развитии особых детей.

Благодаря коррекционно-воспитательной работе у ребенка-дошкольника с ОВЗ складываются

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, происходит становление его личностных начал,

формируется адекватное поведение, ребенок выходит на новый уровень психологического

развития и готовности к дальнейшему обучению. Дети с ОВЗ принимают активное участие в

жизни сада.

Семья, имеющая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья,

часто не может получить квалифицированную помощь в воспитании детей, что приводит к более

позднему началу коррекционной работы. Поэтому в МБДОУ№10 открыт Консультативный центр,

где получают консультации все желающие родители детей с ОВЗ не посещающие детские сады.

Есть и большие трудности, которые возникают в работе с детьми с ОВЗ. Недостаточно

технологий, методических разработок для работы с «включенными» детьми, нет системы

коррекционной помощи интегрированным детям – инвалидам, она проводится спонтанно.

Введение детей с ОВЗ в коллектив физически здоровых детей приводит к тому, что снижается

качество образования остальных детей группы, т.к. обучение и развитие особых детей требует

больших затрат времени воспитателя и мало остается его для остальной группы детей.

К сожалению, число детей-инвалидов растет. Но таких детей надо воспитывать и обучать,

разносторонне

развивать,

преодолевать

последствия

нарушений

развития,

социально

реабилитировать и готовить к самостоятельной жизни в среде обычных сверстников. Эти дети

имеют равные права и необходимо сделать все возможное для их дальнейшего равноправного

участия во всех сферах жизни общества.

Мы убедились в том, что совместное сотрудничество между семьями и специалистами помогает

лучше удовлетворить нужды ребенка в процессе его обучения, развития и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА 1. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родителипедагоги / Т.

Гризик // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С.57-61. 2. Емельянова, И. Специфика работы с

детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО / И. Емельянова, С. Маркова //

Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С.77.



В раздел образования