Автор: Попова Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад комбинированного вида № 7"
Населённый пункт: Алексеевский городской округ., Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Достоинства и недостатки пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С каждым годом все большее количество детей с особыми образовательными потребностями
(далее дети с – ОВЗ) поступают в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10» Алексеевского городского округа. На
базе сада функционирует группа кратковременного пребывания для детей – инвалидов и детей с
ОВЗ. Но большинство родителей хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался вместе со
своими нормально развивающимися сверстникамию.
Инклюзия – сложный процесс, требующий от педагогов и родителей не только любви к ребенку
и терпения, но и специальных знаний [1, 10].
За последние годы в детский коллектив часто стали вливаться дети с нарушением интеллекта,
расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми
особенностями.
Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности дошкольной
образовательной организации. Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической
помощи и поддержки детей с ОВЗ начинается с проведения комплексной социально-
психологопедагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей.
Определяется
уровень
развития
познавательной,
речевой,
эмоционально-волевой
сфер,
выявляются резервные возможности ребенка.
Для вхождения в коллектив сверстников специалисты детского сада разрабатывают
индивидуальный маршрут сопровождения для каждого ребенка с ОВЗ, где сочетаются разные
формы и методы работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей.
Коррекционная работа начинается как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых
психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы [2, 31].
Коррекционные мероприятия осуществляются посредством разнообразных игр, т.к. ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует благоприятному
развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков [2, 54].
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения обеспечивает
развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций
и становление личности ребенка, поэтому пространство групп воспитатели организовали, таким
образом, чтобы стимулировать познавательную и двигательную активность детей с особенностями
в развитии, формировать навыки предметно-практической деятельности. В группах появились
«уголки уединения», уголки, где собран специфический дидактический материал (по развитию
мелкой моторики, по пространственной ориентировке, где одновременное подключаются слух,
зрение, память, мышления в процессе восприятия материала), специальная литература. Среда
трансформируется в соответствии с потребностями детей. Был создан и поддерживается особый
режим, все действия разбиваются на детали и проговариваются неоднократно. 63
Часто вначале коррекционная работа бывает направлена на развитие предпосылок к развитию
речи, так как многие дети почти неговорящие, на развитие интереса к окружающему, предметной
деятельности, слухового внимания и восприятия, фонематического слуха, а также на развитие
артикуляционного аппарата. Обучение и развитие этих детей опирается на их сильные стороны:
хорошее зрительное восприятие и способность к наглядному обучению, стремление копировать
хорошее поведение детей. Затем проводятся такие виды предметно-практической деятельности,
как
предметно-манипулятивная,
игровая,
элементарная
конструктивная,
ручная
(лепка,
аппликация, рисование), ручной труд, занятия с мозаикой, со сборными дидактическими
игрушками.
Ведется индивидуальная работа специалистов во взаимодействии по следующим направлениям:
– формирование положительных форм общения с взрослыми и сверстниками;
– формирование навыков самообслуживания и гигиены, бытовых навыков;
– формирование представлений о себе (о своем имени, фамилии, о своем теле);
– формирование представлений об окружающем предметном мире и адекватных способах
действия в нем;
– формирование навыков социального поведения и игровых навыков.
Со многими детьми проводятся не только индивидуальные занятия, но и подгрупповые, где они
занимаются с детьми. Это такие занятия как развитие речи, ознакомление с окружающим миром,
музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, подгрупповая работа с педагогом-
психологом.
Пребывание в детском коллективе положительно сказывается на развитии особых детей.
Благодаря коррекционно-воспитательной работе у ребенка-дошкольника с ОВЗ складываются
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, происходит становление его личностных начал,
формируется адекватное поведение, ребенок выходит на новый уровень психологического
развития и готовности к дальнейшему обучению. Дети с ОВЗ принимают активное участие в
жизни сада.
Семья, имеющая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья,
часто не может получить квалифицированную помощь в воспитании детей, что приводит к более
позднему началу коррекционной работы. Поэтому в МБДОУ№10 открыт Консультативный центр,
где получают консультации все желающие родители детей с ОВЗ не посещающие детские сады.
Есть и большие трудности, которые возникают в работе с детьми с ОВЗ. Недостаточно
технологий, методических разработок для работы с «включенными» детьми, нет системы
коррекционной помощи интегрированным детям – инвалидам, она проводится спонтанно.
Введение детей с ОВЗ в коллектив физически здоровых детей приводит к тому, что снижается
качество образования остальных детей группы, т.к. обучение и развитие особых детей требует
больших затрат времени воспитателя и мало остается его для остальной группы детей.
К сожалению, число детей-инвалидов растет. Но таких детей надо воспитывать и обучать,
разносторонне
развивать,
преодолевать
последствия
нарушений
развития,
социально
реабилитировать и готовить к самостоятельной жизни в среде обычных сверстников. Эти дети
имеют равные права и необходимо сделать все возможное для их дальнейшего равноправного
участия во всех сферах жизни общества.
Мы убедились в том, что совместное сотрудничество между семьями и специалистами помогает
лучше удовлетворить нужды ребенка в процессе его обучения, развития и воспитания.
ЛИТЕРАТУРА 1. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родителипедагоги / Т.
Гризик // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С.57-61. 2. Емельянова, И. Специфика работы с
детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО / И. Емельянова, С. Маркова //
Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С.77.