Автор: Попова Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 7"
Населённый пункт: Алексеевский городской округ., Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Попова Л.М.
Аннотация. В статье освящаются основные аспекты формирования
правовой социализации у дошкольников, а так же описываются основные
формы и методы правового воспитания в ДОУ из опыта работы педагогов.
Ключевые
слова:
правовая
социализация,
правовое
воспитание,
нравственно-правовые представления, права, обязанности.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание
граждан
демократического,
правового
государства,
способных
к
социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное
отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Совершенствование системы дошкольного образования в России
осуществляется относительно ее переориентации с педагогики «культуры
полезности» на педагогику «культуры достоинства», которая рассматривает
период дошкольного детства как самоценный период в жизни человека. В
связи с этим на первый план выступает проблема организации воспитания в
духе уважения прав ребенка, его правовой социализации [1].
Правовое
воспитание
действительно
необходимо
начинать
в
дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина
должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и
поведение.
Все
граждане
должны
знакомиться
с
законами
нашего
государства, четко и ясно представлять себе свои обязанности и права, уметь
защищать и отстаивать их.
В рамках правового воспитания необходимо сформировать у ребенка
представления о самом себе, о правах и обязанностях. Важно не только
сообщать ребенку эти знания на начальном этапе, но и сформировать
оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, учить
применять полученные знания в разнообразных формах собственной
деятельности.
Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблеме формирования
нравственно-правовых представлений старших дошкольников в системе
дошкольного образования уделено недостаточно внимания. В связи с этим,
рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения
требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации
дошкольников в современных условиях.
Проведенные беседы с детьми насторожила воспитателей группы: у
детей нет знаний о правах и обязанностях, дети не умеют оценивать своё
поведение и поведение других людей, а также оперировать ими в
собственных
поступках.
А
ведь
отсутствие
четкой
нравственной
направленности в общественном сознании является одной из причин
деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также
роста преступности в дальнейшем.
В современных условиях развития общества специалистами в области
психологии и педагогики в полной мере определена роль правосознания в
формировании правопослушного поведения людей.
Правосознание определяется как сфера общественного, группового и
индивидуального сознания, которая отражает правовую реальность в форме
определенных знаний, оценочных отношений к праву и практике его
применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих
человеческое поведение в юридически значимых ситуациях [2].
Правовая социализация ребенка дошкольного возраста включает в себя
правовую адаптацию и правовую интериоризацию. Правовая адаптация
подразумевает организацию жизнедеятельности ребенка в соответствии с
определенными социально-правовыми условиями. Правовая интериоризация
– это процесс включения правовых норм и ценностей во внутренний мир
подрастающего человека [3].
Так, правовая социализация выступает как
составляющая единого процесса социализации.
Таким
образом,
формирование
правового
сознания
у
ребенка
осуществляется и в ходе целенаправленного правового воспитания, и в
результате естественным образом складывающегося у него понимания или
осознания способа устройства мира, в котором он живет.
Работая в данном направлении, воспитатели МДОУ№10 ставят перед
собой цель: сформировать у детей дошкольного возраста способность к
нравственным поступкам, приобщая детей к основам правовой культуры.
Проведение занятий с дошкольниками, прежде всего, должно быть
направлено на вовлечение детей в процесс формирования их правового
(нравственно-правового) сознания.
Общими для всех занятий являются следующие образовательные,
воспитательные и развивающие цели и задачи:
-
ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в
которых действуют определенные правила (социальные нормы), людям
предоставляются права, у человека возникают обязанности;
-
развитие
понимания
своей
индивидуальности
и
индивидуальности других детей, принятие, уважение себя и других;
-
развитие
коммуникативной
компетентности,
навыков
бесконфликтного общения
и взаимодействия в различных жизненных
ситуациях;
-
развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
-
формирование представления о личной ответственности за
совершенные нарушения правил;
-
формирование
уважительного
отношения
к
представителям
других национальностей и культуре народов мира;
-
углубление понимания детьми таких нравственно обусловленных
понятий, как уважение, забота, достоинство, справедливость, дружба и т. д.
Основное
внимание
при
разработке
рекомендаций
и
подборе
примерных занятий было сосредоточено на тех правах, понимание которых
доступно уже в старшем дошкольном возрасте и которые позволяют
акцентировать внимание детей на позитивном отношении к себе и другим, на
заботе
о
них
взрослыми,
на
их
защищенности,
поскольку
именно
психологический комфорт в этом возрасте позволит ребенку успешно
развиваться в дальнейшем.
В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены
следующие блоки: «Мои права и обязанности»; «Моя страна»; «Гражданин
мира».
В процессе правового воспитания детей применялись разнообразные
организационные формы и методы работы. Например, цикл образовательных
мероприятий
«Приключения
человечка»;
настольные,
напольные
и
настенные игры-путешествия по глобусу и картам, карте-ковру; этические
беседы; рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-
правовую тематику. Широко используются в работе с дошкольниками
хороводные игры, «игры-братания» и «игры-похвалы». Целесообразно
периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в
отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у
каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др.), дети
учатся
бережно
относится
к
своим
и
чужим
вещам.
На
выставке
дошкольники рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют,
почему она им так дорога.
Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям
не
только
познакомиться
с
правами,
со
своими
субъективными
возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом,
проявить самостоятельность. В ходе занятий важно пробудить активность
детей, привить навыки общения, заложить позитивные качества личности
ребенка.
Занятия составлены так, чтобы в них происходила смена разных видов
деятельности (беседы, игры, просмотр мультфильмов, слушание сказок и
историй,
рисование
и
др.).
Предложенные
варианты
вопросов
для
обсуждения
сюжетов
стихотворений,
историй
из
художественных
произведений,
просмотренных
мультфильмов,
стимулируют
детей
к
рассуждению
и
размышлению
над
существующими
правилами
и
последствиями совершения персонажами тех или иных поступков, обучают
их отражать и понимать происходящее в социально-правовой сфере.
Своеобразие
подачи
материала
заключалось
в
том,
что
дети
анализировали поступки литературных и сказочных героев с точки зрения
права и морали. Это поднимало у детей интерес к художественной
литературе, стимулировало желание научиться читать, что немаловажно в
старшем дошкольном возрасте.
Часто дети пытались изменить сюжет сказки, придумать героям другие
диалоги, ввести новые персонажи для того, чтобы не осталось отрицательных
героев. Такой прием позволяет детям максимально проявить свои творческие
способности.
Применяя в жизни правовые знания, дети расширяют свой социальный
опыт, учатся бесконфликтно контактировать со сверстниками и взрослыми,
усваивают нормы поведения дома и в общественных местах. Данные факты
подтверждаются как воспитателями ДОУ, так и родителями детей.
В
перспективе
планируется
продолжить
работу
с
детьми
подготовительной к школе группы по ознакомлению детей с собственными
правами посредством разработанного проекта «Наши корни».
Считаем
важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества,
что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому,
чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой
родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам,
ближе познакомить дошкольника с миром взрослых.
Литература:
1.
Правовое
воспитание
в
детском
саду:
программа
и
методические
рекомендации. / отв. ред. В.М. Сапогов. Псков: ПОИПКРО. 2008.
2. Доронова Т.Н Защита прав и достоинства ребенка. М, 2003.
3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое
пособие. М: ТЦ “Сфера”, 2007.
4. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.: ТЦ “Сфера”, 2007.