Напоминание

«Интерактивные дидактические игры как средство в формировании безопасного поведения дошкольников».


Автор: Горбунова Татьяна Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Интерактивные дидактические игры как средство в формировании безопасного поведения дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Интерактивные дидактические игры как средство в формировании безопасного поведения

дошкольников».

Подготовила: Горбунова Т.А.

воспитатель МАДОУ «Умка»

«Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач

дошкольного образования. Познавая окружающий мир, дошкольники часто попадают в

ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Формировать понятие безопасного образа

жизни у детей надо начинать именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности

ребёнка,

как чрезвычайная

любознательность

и

эмоциональность,

подвижность и

физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток

опыта

взаимоотношений

с

людьми,

природными

явлениями,

техникой

создают

опасные ситуации для жизни детей.

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и

драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и

песнями и т. д.

В своей работе большую роль мы уделяем дидактическим играм, так как игры дают

возможность:

• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать

данные представления;

• учить различать потенциально опасные предметы;

• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их

нарушения, о способах безопасного поведения;

• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности

Нами была разработана картотека интерактивных дидактических игр по разным направлениям

в соответствии с возрастными особенностями.

1. Ребёнок в общении с другими людьми.

2. Ребёнок и природа.

3. Ребёнок дома.

4. Ребёнок на улицах города.

Необходимо отметить, что роль взрослого различна: при ознакомлении с игрой педагог

выступает как организатор детской деятельности, затем как участник, наблюдает, поясняет,

подсказывает.

Интерактивные дидактические игры раскрепощают детей, снимают обязательность изучения и

делают этот процесс естественным и интересным. возникая на основе организованного или

стихийного обучения, интерактивные дидактические игры фактически продолжают его в игровой

форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети

проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.

При знакомстве детей с правилами безопасного поведения я делала акцент на формировании у

них определённой модели поведения, а именно:

- Предвидеть опасность;

- Уметь принять меры во избежание опасности;

- Уметь обращаться за помощью к другим;

- Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных

ситуациях.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, я старалась развивать в них

самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны

своей жизни и здоровья. Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить

только в рамках детского сада. Сознавая это, я старалась обеспечить преемственность в вопросах

воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме Основ Безопасности

Жизнедеятельности дошкольников я провела следующие мероприятия:

- анкетирование «Азбука безопасности», «Важны ли правила дорожного движения?» и др. ;

- родительские собрания с целью информации о совместной работе и стимулирования активного

участия в ней родителей;

- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у

дошкольников;

- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые

консультации;

- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».

Думаю, что перечисленные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное

взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создают атмосферу общности интересов,

эмоциональной поддержки. Необходимыми условиями для формирования навыков безопасного

поведения у дошкольников является:

Отбор доступного для детей материала;

Систематичность предусмотренных мероприятий;

Наглядно - дидактическая оснащенность;

Применение игровых форм работы с детьми;

Сотрудничество с родителями.

Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах

безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. И в таком

необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая, которая помогает

повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности

детей.

Список литературы:

1.

Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования/

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [утвержденного постановлением Правительства

Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, от 5 августа 2013 г. № 661].

2.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И.

Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

3.

Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста:

учебное пособие/ Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

4.

Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры/ Г. А. Урунтаева // Дошкольное

воспитание. – 2016. - № 2.

5.

Менджерицкая , Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада/

Д.В. Менджерицкая. Под. ред Т.А. Марковой. – М.: Просвещение 1982.

6.

Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада./

А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982.



В раздел образования