Автор: Горбунова Татьяна Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Интерактивные дидактические игры как средство в формировании безопасного поведения дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
«Интерактивные дидактические игры как средство в формировании безопасного поведения
дошкольников».
Подготовила: Горбунова Т.А.
воспитатель МАДОУ «Умка»
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач
дошкольного образования. Познавая окружающий мир, дошкольники часто попадают в
ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Формировать понятие безопасного образа
жизни у детей надо начинать именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности
ребёнка,
как чрезвычайная
любознательность
и
эмоциональность,
подвижность и
физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток
опыта
взаимоотношений
с
людьми,
природными
явлениями,
техникой
создают
опасные ситуации для жизни детей.
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и
драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и
песнями и т. д.
В своей работе большую роль мы уделяем дидактическим играм, так как игры дают
возможность:
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать
данные представления;
• учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их
нарушения, о способах безопасного поведения;
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности
Нами была разработана картотека интерактивных дидактических игр по разным направлениям
в соответствии с возрастными особенностями.
1. Ребёнок в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа.
3. Ребёнок дома.
4. Ребёнок на улицах города.
Необходимо отметить, что роль взрослого различна: при ознакомлении с игрой педагог
выступает как организатор детской деятельности, затем как участник, наблюдает, поясняет,
подсказывает.
Интерактивные дидактические игры раскрепощают детей, снимают обязательность изучения и
делают этот процесс естественным и интересным. возникая на основе организованного или
стихийного обучения, интерактивные дидактические игры фактически продолжают его в игровой
форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети
проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.
При знакомстве детей с правилами безопасного поведения я делала акцент на формировании у
них определённой модели поведения, а именно:
- Предвидеть опасность;
- Уметь принять меры во избежание опасности;
- Уметь обращаться за помощью к другим;
- Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных
ситуациях.
Принимая во внимание возрастные особенности детей, я старалась развивать в них
самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны
своей жизни и здоровья. Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить
только в рамках детского сада. Сознавая это, я старалась обеспечить преемственность в вопросах
воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.
Для формирования заинтересованности родителей по проблеме Основ Безопасности
Жизнедеятельности дошкольников я провела следующие мероприятия:
- анкетирование «Азбука безопасности», «Важны ли правила дорожного движения?» и др. ;
- родительские собрания с целью информации о совместной работе и стимулирования активного
участия в ней родителей;
- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у
дошкольников;
- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые
консультации;
- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».
Думаю, что перечисленные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное
взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создают атмосферу общности интересов,
эмоциональной поддержки. Необходимыми условиями для формирования навыков безопасного
поведения у дошкольников является:
Отбор доступного для детей материала;
Систематичность предусмотренных мероприятий;
Наглядно - дидактическая оснащенность;
Применение игровых форм работы с детьми;
Сотрудничество с родителями.
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах
безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. И в таком
необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая, которая помогает
повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности
детей.
Список литературы:
1.
Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования/
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, от 5 августа 2013 г. № 661].
2.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И.
Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
3.
Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста:
учебное пособие/ Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
4.
Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры/ Г. А. Урунтаева // Дошкольное
воспитание. – 2016. - № 2.
5.
Менджерицкая , Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада/
Д.В. Менджерицкая. Под. ред Т.А. Марковой. – М.: Просвещение 1982.
6.
Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада./
А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982.