Напоминание

Роль дидактической игры в формировании речевых навыков детей дошкольного возраста


Автор: Марченко Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГбУСОН РО Цимлянского района
Населённый пункт: Цимлянск,Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактической игры в формировании речевых навыков детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактической игры в формировании речевых навыков детей

дошкольного возраста

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное

место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода,

создающий

наиболее

благоприятные

условия

для

психического

и

личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя,

приобретает

новые

знания,

умения

и

навыки,

учится

осуществлять

поисковые действия, мыслить и творить.

При

помощи

дидактической

игры

у

детей

развивается

речь,

пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение, развивается связная речь, ребенок учиться правильно,

выражать свои мысли.

Речь - это важнейшая психическая функция, человека, без которой

человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество

информации, в частности такую, которая несет большую смысловую

нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью

органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые

явления, законы, правила и т.п.). Благодаря речи как средству общения

индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом,

обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем

это

может

позволить

наблюдение

и

другие

процессы

неречевого,

непосредственного

познания,

осуществляемого

через

органы

чувств,

восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач

дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания,

без освоения ребенком окружающего мира. 20.07.2011 года приказом №2151

Министерства науки и образования Российской Федерации утверждены

Федеральные Государственные Требования к условиям реализации Основной

Общеобразовательной

Программы

дошкольного

образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является

создание развивающей образовательной среды.

Дидактическая

игра

является

ценным

средством

воспитания

умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у

дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать

любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое

удовлетворение,

стимулирует

работоспособность,

облегчает

процесс

усвоения знаний.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально

созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены

на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них

проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Широкое

использование

дидактических

игр

в

дошкольном

образовательном

учреждении

объясняется

тем,

что

они

наиболее

соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме

игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и

действовать по ее законам.

Включение

дидактических

игр

в

педагогический

процесс

ДОО

обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь

увлекательной

игровой

деятельности

и

процесса

усвоения

детьми

представлений и знаний. В дидактических играх ребёнок без нажима, без

нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных

предметов.

С помощью дидактических игр решаются образовательные задачи по

формированию

навыков

умственной

деятельности

детей,

умений

использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры

дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают

просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В

дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также

обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные

процессы и способности, они усваивают общественно выработанные

средства и способы умственной деятельности.

Воспитательная

и

развивающая

ценность

обучения

в

форме

дидактической игры заключается в содержании и направленности его на

решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного

отношения

детей

к

явлениям

окружающей

жизни,

к

труду,

взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.

Таким образом, дидактические игры позволяют детям в живой,

непосредственной

форме

накапливать

сенсорный

опыт,

уточнять

представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина,

строение,

пространственное

положение),

развивать

умение

выделять

сходство и различие между предметами; развивать глазомер, координацию

движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие,

внимание, память как произвольные, так и непроизвольные. Природа создала

детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют

генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как

специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и

спорта.



В раздел образования