Автор: Марченко Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГбУСОН РО Цимлянского района
Населённый пункт: Цимлянск,Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактической игры в формировании речевых навыков детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль дидактической игры в формировании речевых навыков детей
дошкольного возраста
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное
место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода,
создающий
наиболее
благоприятные
условия
для
психического
и
личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя,
приобретает
новые
знания,
умения
и
навыки,
учится
осуществлять
поисковые действия, мыслить и творить.
При
помощи
дидактической
игры
у
детей
развивается
речь,
пополняется
и
активизируется
словарь,
формируется
правильное
звукопроизношение, развивается связная речь, ребенок учиться правильно,
выражать свои мысли.
Речь - это важнейшая психическая функция, человека, без которой
человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество
информации, в частности такую, которая несет большую смысловую
нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью
органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые
явления, законы, правила и т.п.). Благодаря речи как средству общения
индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом,
обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем
это
может
позволить
наблюдение
и
другие
процессы
неречевого,
непосредственного
познания,
осуществляемого
через
органы
чувств,
восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач
дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания,
без освоения ребенком окружающего мира. 20.07.2011 года приказом №2151
Министерства науки и образования Российской Федерации утверждены
Федеральные Государственные Требования к условиям реализации Основной
Общеобразовательной
Программы
дошкольного
образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований является
создание развивающей образовательной среды.
Дидактическая
игра
является
ценным
средством
воспитания
умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у
дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать
любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое
удовлетворение,
стимулирует
работоспособность,
облегчает
процесс
усвоения знаний.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально
созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены
на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них
проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Широкое
использование
дидактических
игр
в
дошкольном
образовательном
учреждении
объясняется
тем,
что
они
наиболее
соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме
игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и
действовать по ее законам.
Включение
дидактических
игр
в
педагогический
процесс
ДОО
обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь
увлекательной
игровой
деятельности
и
процесса
усвоения
детьми
представлений и знаний. В дидактических играх ребёнок без нажима, без
нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных
предметов.
С помощью дидактических игр решаются образовательные задачи по
формированию
навыков
умственной
деятельности
детей,
умений
использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры
дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают
просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В
дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также
обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные
процессы и способности, они усваивают общественно выработанные
средства и способы умственной деятельности.
Воспитательная
и
развивающая
ценность
обучения
в
форме
дидактической игры заключается в содержании и направленности его на
решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного
отношения
детей
к
явлениям
окружающей
жизни,
к
труду,
взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.
Таким образом, дидактические игры позволяют детям в живой,
непосредственной
форме
накапливать
сенсорный
опыт,
уточнять
представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина,
строение,
пространственное
положение),
развивать
умение
выделять
сходство и различие между предметами; развивать глазомер, координацию
движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие,
внимание, память как произвольные, так и непроизвольные. Природа создала
детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют
генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как
специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и
спорта.