Напоминание

Конспект по речевому развитию детей в старшей группе


Автор: Майданик Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 274
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект по речевому развитию детей в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Тема: «Овощи».

Цель:

создание

условий

для

успешного

речевого

развития,

активизировать познавательные способности детей в процессе НОД.

Задачи.

Образовательные:

расширить активный словарь по теме «Овощи»;

совершенствовать

навык

составления

разных

типов

предложений; работать над грамматическим строем речи: упражнять детей в

образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с

существительными.

Развивающие:

развивать зрительное восприятие, внимание, связную речь,

моторику;

расширять естественнонаучные представления;

Воспитательные:

воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;

воспитывать желание высказывать свои мысли, не боятся

отвечать на вопросы; сопереживать своим товарищам, спокойно относиться к

их ошибкам.

Основная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы

и

оборудование:

«посылка»

(коробка)

с

муляжами овощей (капуста, картошка, огурец, помидор,

морковь, репа,

горох и т.д.); схема описания овощей; картинки с изображением овощей.

Предварительная работа. Поездка с родителями на дачу, экскурсия на

рынок или в магазин «Овощи - фрукты», рассматривание натуральных

овощей,

разучивание

речевой

игры

«Урожай

соберём»,

пальчиковой

гимнастики «Капуста».

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Педагог: Ребята, встанем в круг, который поможет нам всем

поздороваться:

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

С добрым утром!

С ясным днем!

Вот как славно мы живём!

Доброе утро, Маша! Доброе утро, Саша! (передают по кругу

ладошками).

Зайчик Степаша целое лето ухаживал за своим огородом: поливал

овощи, пропалывал сорняки. И вот, наконец, пришла пора собирать урожай.

Заяц Степашка не жадный – он решил поделиться с нами своим урожаем.

Прислал нам посылку с овощами.

Индивидуальная

работа.

На организационном этапе был создан

позитивный настрой у ребенка для включения его в образовательную

деятельность.

2.Подведение к теме.

Педагог: А сейчас попробуйте отгадать загадки.

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели (Лук).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый (Огурец).

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

Сидит бабка на грядках,

Вся в заплатках. (Капуста.)

- Кто мне подскажет, как урожай можно назвать одним словом?

Дети: Овощи.

Индивидуальная работа.

Для отгадывания загадок был подобран

наглядный материал, при случае если ребенок затруднялся дать правильный

ответ.

3.Основная часть.

Педагог: Теперь попробуем определить овощи в посылке на ощупь, не

подсматривая, и только потом достать его и рассказать о нём.

А рассказывать будем с помощью картинок:

Эти картинки помогут вам составить рассказы.

Эта картинка поможет назвать овощ.

Эта картинка поможет рассказать о том, где растёт овощ.

Эта картинка поможет рассказать о цвете овоща.

Эта картинка поможет рассказать о форме овоща.

Эта картинка поможет рассказать о вкусе овоща.

Эта картинка поможет рассказать о том, какой овощ на ощупь.

Эта картинка поможет рассказать о том, как его готовят.

Индивидуальная

работа.

Педагог

использовала

заранее

подготовленные схемы составления рассказа, что способствовало тому,

что ребенку было легче ориентироваться в знакомом материале.

4.Физкультминутка.

Урожай соберём».

В огород мы

пойдем,

Урожай соберем.

Идут по кругу друг

за другом.

Мы морковки

натаскаем

«Таскают»:

выполняют наклоны

с имитирующими

движениями рук.

И картошки

«Копают»:

накопаем.

Выполняют

движения руками,

имитирующие

работу с лопатой.

Срежем мы

кочан капусты,

«Срезают»:

одной рукой держат

воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом,

подсекают снизу кочан.

Круглый,

сочный,

очень вкусный.

Рисуют в воздухе

круг три раза.

Щавеля нарвем

немножко

«Рвут»: приседают и

выполняют

имитирующие

хватательные

движения обеими руками.

И вернемся по

дорожке.

Идут по кругу,

взявшись за руки.

Индивидуальная работа. Ребенок заранее разучил с воспитателем

текст и движение речевой игры.

5.Дидактическая игра «Повар».

Педагог: Для чего выращивают овощи? (ответы детей)

В каком виде едят овощи? Что можно приготовить из овощей?

Сейчас вы станете поварами и будете готовить обед из овощей,

присланных Степашой. Как сказать одним словом?

СУП ИЗ КАРТОФЕЛЯ - КАРТОФЕЛЬНЫЙ.

САЛАТ ИЗ КАПУСТЫ - КАПУСТНЫЙ.

ПЮРЕ ИЗ МОРКОВИ – МОРКОВНОЕ.

СОК ИЗ ПОМИДОР – ТОМАТНЫЙ.

Индивидуальная работа. Наличие наводящих вопросов, подсказок.

6.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Педагог: Посмотрите ребята, какой большой, сочный, очень вкусный

кочан капусты отправил нам Зайка Степаша. Он за ним ухаживал, поливал,

удобрял. Предлагаю вам засолить кочан капусты.

Тук!

Тук!

Тук! Тук!

Раздаётся

в

доме стук.

Мы

капусту

рубим,

рубим,

Мы морковку трем,

трем,

Мы капусту солим,

солим,

Мы капусту жмем,

жмём

И в бочоночек

кладём.

Вот

набили

плотно кадку

Всё теперь у

нас в порядке.

(Стучим

кулачками

по столу)

(Стучим

кулачками по столу)

(Рубим

ладонями по столу)

(Трём,

согнув ладони в

кулачки).

(Как будто солим)

(Как будто

жмём в кулачках)

(Как будто

кладём в бочку)

(Как будто

набиваем в бочку)

(Отряхиваем

ладони одна о другую)

Индивидуальная работа.

Наличие предварительной работы, чтобы

движения и текст были знакомы ребенку.

7.Итоговая часть.

Педагог: Ребята, занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо

поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания.

А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? А я

вам буду помогать.

А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из

овощей.

Овощи - основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня. В

овощах много витаминов и других полезных веществ. Некоторые овощи

(лук, чеснок, редька) обладают целебными свойствами. Ешьте, пейте

витамины – будете здоровыми.

Индивидуальная работа.

Воспитатель способствует тому, чтобы

ребенок

высказывается,

рассказывает,

что

понравилось,

что

было

трудным.

В конце НОД воспитатель обобщает

высказанное детям и

подчеркивает важность и пользу овощей.



В раздел образования