Автор: Сельницына Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №44
Населённый пункт: город Копейск Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации
Раздел: дошкольное образование
Игры и упражнения для детей раннего возраста
в период адаптации
Тамара Григорьева
Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации
Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный
период.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным
образом меняется: отсутствие близких людей, новое помещение, другой стиль
общения, строгий режим дня и т. д. Всё это создает стрессовую ситуацию для
ребенка. Период адаптации требует значительных усилий со стороны взрослых
для его облегчения. Задача игры в этот период – налаживание доверительных
отношений, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому
саду.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение
возникает на основе действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией,
проявлением заботы к каждому малышу.
Игра «Петрушка»
Материалы к игре: кукла Петрушка, погремушки.
Ход игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает несколько погремушек детям.
Они вместе с Петрушкой играют с погремушками, радуются.
Игра «Прячем игрушку»
Материалы к игре: большая мягкая игрушка, например, мишка.
Ход игры: Воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет мишку так,
чтобы игрушка была немного видна.Спрашивает у ребят: «Где мишка?». Затем
вместе ищут игрушку. Когда мишка найден, взрослый прячет её так, чтобы
искать было сложнее. После игры с мишкой может спрятаться сам
воспитатель,громко произнося: «Ку-ку». Затем они меняются местами и
воспитатель ищет ребенка.
Игра «Назови имя».
Ход игры: Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч. Тот, кому
бросают мяч, поймав его, называет имя ребенка, кому он будет бросать мяч.
Игра «Имя»
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель передает мяч ребенку и говорит
о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена,
Елена.). Как он хочет, чтобы его называли в группе.
Игра «Воронята»
Ход игры: Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и
делают вид, будто спят.Взрослый говорит:
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе».
На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-
кар-кар», - начинают «летать» и махать «крыльями».Взрослый сопровождает
их действия словами:
Полетели, полетели,воронята полетели: «Кар-кар».
Вышла тетя на дорожку, воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали, всёдо крошки поклевали:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», — клювами стучали.
Дети – «воронята» - присаживаются на корточки и стучат пальчиками об
пол,произнося: «Тук-тук-тук».Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал:
«Ав-ав, ав-ав!»
Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в
свои «гнездышки» и присаживаются на корточки.
Игра «Солнышко и дождик»
Ход игры: Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных
на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят
в «окошко» (в отверстие спинки стула). Называя детей по именам, взрослый
предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.
«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. —
Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и
зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя,а он
произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Наши глазки щурятся.
Мы захлопаем в ладошки,
И бегом на улицу!
Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-
хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю.
«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель. Дети разбегаются в разные
стороны.Воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее
домой!» Все спешат в свои домики.
«Послушайте, как барабанит дождик по крышам, — говорит воспитатель и,
постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя.
— Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать».Педагог
читает народную потешку:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Воспитатель говорит: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите
погулять!»
Игра повторяется.
Игра «Поезд»
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в «поезд». Дети встают в
колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», -
говорит взрослый, и все начинают двигаться,приговаривая: «Чу-чу-чу».
Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет
ход,останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд
опять отправляется в путь.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры.Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Вике лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает
взять ее за лапу, погладить. При повторении игры воспитатель называет имя
другого ребенка.
Игра «Хоровод с куклой»
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми,
гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу
за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок,
берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по
кругу вправо и влево, напевая детскую мелодию.
Пальчиковая игра «Кто в кулачке?»
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем
плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались
внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать и просит его
повторить это. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Игра «Передай колокольчик»
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с
колокольчиком в руках.Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я
позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого,
звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или
показывая рукой).
Игра «Зайка»
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу.
Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»).Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть.
С нами вместе поплясать
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и
выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Игра «Позови»
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними
новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать
мяч друг другу.Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь
поиграть? Позови».Мальчик зовет: «Настя иди играть». После игры Коля
садится на место, а Настя зовет следующего ребенка.
Игра «Еле-еле»
Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за
руки.Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите. Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем
медленнее и останавливаются.