Автор: Лукоянова Ксения Игоревна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ ОШ №20 г.Бор
Населённый пункт: г. Бор
Наименование материала: магистерская диссертация
Тема: Формирование у обучающихся основной школы знаний о биологических опасностях
Раздел: среднее образование
Выполнила: К.И. Лукоянова
магистрантка II курса группы МБЖ-18-1
Руководитель: к.б.н., доцент Е.Л.Агеева
М А Г И С Т Е Р С К А Я
Д И С С Е Р Т А Ц И Я
на тему: Формирование у обучающихся основной школы знаний
о биологических опасностях
2
Цель исследования:
разработка методики формирования
понятий о биологических опасностях в
курсе «Основы безопасности
жизнедеятельности
»
3
Задачи
исследования
:
1.
Провести
анализ
психолого-педагогической
литературы,
в
которой
рассмотрены
теоретико-
методологические
основания
процесса
формирования
понятий в курсе безопасности жизнедеятельности.
2. Изучить методические основы формирования понятий
о
биологических
опасностях
в
образовании
в
области
безопасности жизнедеятельности.
3.
Рассмотреть
теоретические
особенности
технологии
развития критического мышления.
4
Задачи
исследования:
4.
Сконструировать
методическую
систему
формирования
понятий о биологических опасностях.
5. Разработать методические рекомендации по формированию
понятий
о
биологических
опасностях
в
курсе
основы
безопасности жизнедеятельности.
6.
Провести
опытно-экспериментальную
работу
по
формированию понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях
природного характера.
Задачи
исследования
:
5
Определение
сущности
понятия
По мнению И.В.Кобылиной, понятие – это фундаментальная форма обобщения научного знания.
Понятия и теории как форма организации знания занимают центральное место в системе
научного познания.
В своих работах А.С. Арсеньев, В.С. Библер, А.Д. Гетманова, Д.П. Горский, В.С. Готт, Б.М. Кедров, Е.А.
Хоменко и другие философы отмечают, что понятие выступает как предмет познания, способ
понимания, средство познания, орудие мыслительной деятельности.
В философской литературе раскрыта сущность понятия как особой формы отражения
действительности, проанализирована роль понятия в научном познании, специфика и
взаимосвязь с другими формами мышления.
Л.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров считают, что понятие должно быть осмыслено как процесс
взаимопроникновения его противоположных определений, что составляет важное условие
научного отражения относительной сущности вещи в ее конкретной целостности.
Е.К. Войшвилло и М.Г. Дегтярев указывают, что понятие – это форма познания, способ
мыслительной деятельности.
В классической литературе понятие отождествлялось с представлением (Х. Зигварт, И. Кант и др.).
Понятие называлось всеобщим представлением того, что является общим для многих предметов.
Но представление – это форма чувственного познания, а не логического мышления .
В современной литературе понятие часто трактуется как форма абстрактного мышления, способ
воспроизведения предметов и явлений действительности в мышлении (Е.К. Войшвилло, В.И.
Кирилов, А.А. Старченко, А.П. Шептулин и др.).
6
Стратегии формирования понятий (по Дж.
Брунеру)
сканирование
сканирование
одновременное
последовательное
сосредоточение
сосредоточение
консервативное
рискованное
7
Основные этапы становления понятия в процессе
обучения
Восприятие
•
Условиями эффективного восприятия можно считать: 1) объект представлен в натуральном виде; 2)
ученик имеет доступ к объекту и можем воспринимать его всеми органами чувств.
Формирование
представления.
•
Представление - это мысленный образ объекта, с которым ученик познакомился. Например, при изучении
темы «Алгоритм поведения при биологических опасностях» дети знакомятся порядком выполнения
определенных правил. Одно из представлений -вирус. Дети, не знакомы с данным понятием. После этапа
восприятия, увидев его на иллюстрации или слайде, дети получили о нем представление - общее
впечатление, помогающее воссоздать образ объекта в памяти.
Формирование
понятия
•
Данный этап будет реализован в том случае, если изучаемый объект будет соотнесен по ряду признаков с
классом объектов, а также будут выделены его отличительные особенности. К примеру, сказать, что «вирус
– это микроорганизм» – недостаточно, так как к данному определению могут подойти и другие понятия.
Понятие будет сформировано, если дети сумеют также и указать его отличия – «вирус-это внеклеточная
форма жизни».
8
1
Введение
понятий:
•
а)индуктивный
метод (от частного
к общему);
•
б)дедуктивный
метод (от общего к
частному).
2
Расширение и
углубление
объема понятия
3
Тренировочные
упражнения для
закрепления
понятий
4
Приведение
понятий в
систему и
использование
их в
повседневной
жизни.
Этапы формирования предметных понятий.
9
Способы формирования
понятий
Ассоциативный способ вытекает из
ассоциативной теории. С ее пози-
ции, существенные признаки — это
признаки общие, необходимые и
отличительные, а понятия — класс
всех предметов (явлений),
обладающих определенными
общими свойствами.
Последовательность образования
понятия в данном случае
следующая: предметы окружающей
действительности —> их восприятие
—> выделение существенных
признаков —> выражение понятия.
Индуктивный способ происходит в
следующей последовательности:
ученикам предъявляются различные
объекты некоторого класса, они
изучают эти объекты, т.е. выявляют
их свойства, структуры, связи,
действия, выявленные свойства
объектов сравниваются друг с
другом и объединяются, если они
общие для всех предметов или если
отличают все предметы одной
группы от другой. Эти свойства
отчленяются от объектов и
обозначаются соответствующим
термином - названием понятия;
Дедуктивный метод является
основным в теоретических
исследованиях. Индуктивно строится
модель, отражающая только
существенные свойства (для данной
конкретной задачи) изучаемого
объекта. В ходе дедуктивных
умозаключений устанавливают связь
между отдельными свойствами
модели или предсказывают ее
поведение в определенной
экспериментальной ситуации.
Результатом теоретического анализа
или мысленного эксперимента
является дедуктивное
умозаключение, содержащее
неизвестное знание.
10
Методическая система формирования
понятий о биологических опасностях
11
Принцип стандартизации.
Принцип фундаментализации.
Принцип опоры на субъектный опыт обучающихся.
Принцип соответствия познавательным возможностям
обучающихся.
Принцип визуализации.
Принципы теоретико-методологического уровня:
12
1.
Целевой компонент
2.
Содержательный компонент
3.
Процессуально-технологический
компонент
цель-идеал подразумевает формирование у обучающихся культуры
безопасности жизнедеятельности
цель-средство заключается в освоении понятий о биологических
опасностях
цель-целостность предполагает развитие личностных качеств
обучающихся
Методическая система формирования
понятий о биологических опасностях
13
Схема образовательного цикла технологии развития
критического мышления при изучении биологических
опасностей
вызов
вызов
осмысление
осмысление
рефлексия
рефлексия
14
На стадии вызова обучающимся 7 класса предлагается составить
кластер.
На стадии осмысления для лучшего
усвоения текста и с обязательной опорой
на составленный кластер используется
прием «Толстые и тонкие вопросы».
На стадии рефлексии, для закрепления
изученной информации,
обучающимся предлагается составить
синквейн
существительное или
местоимение
прилагательные или
причастия
глаголы
фраза
суть предмета или
объекта
15
эпидемия;
пандемия;
инфекционные заболевания;
классификация инфекционных заболеваний;
профилактика инфекционных заболеваний;
иммунитет и его виды;
вакцинация;
обсервация;
карантин;
дезинфекция.
Нами определены уровни освоения понятий: репродуктивный,
продуктивный, эвристический на основе подхода И.Я.Лернера.
Разработаны тестовые задания разных уровней сложности.
Формируемые понятия о биологических опасностях у обучающихся 7
класса в курсе «Основ безопасности жизнедеятельности» основной школы:
16
Результативность формирования понятий о биологических
опасностях.
1. Оценка выполнения диагностической работы.
При оценке использовали оценочную шкалу:
5 баллов — понятие сформировано окончательно (соответствует
эвристическому уровню);
4 балла — понятие сформировано в основном (соответствует
продуктивному уровню);
З балла — понятие сформировано частично (соответствует
репродуктивному уровню);
2 балла — понятие не сформировано.
17
2. Расчет показателя качества развития конкретного
понятия.
Данный расчет проводится по следующей формуле:
О
1
= а·5 + b ·4+ c·3 + d ·2 / а + b + c + d
где О
1
— качество развития конкретного понятия (например,
эпидемия, пандемия, спорадия и т.д.)
а – задание выполнено на отлично,
b - задание выполнено на хорошо,
c- задание выполнено на удовлетворительно,
d- задание выполнено на неудовлетворительно.
3. Расчет показателя качества развития понятий в целом.
П= (О
1
+ О
2
+ О
3
+ О
4
) / 4
Где П - качество развития мыслительных операций в целом.
18
Показатели качества развития конкретного понятия у
обучающихся 7 «а» и 7 «б» классов представляем в виде расчетов по
каждой теме и в виде гистограмм. Тема "Инфекционные
заболевания: их особенности и меры профилактики":
7 «а» класс
7 «б» класс
О
1
=(11·5+9·4+5·3+2·2)/
27=4,07
О
2
=(10·5+10·4+6·3+1·2)/
27=4,07
О
3
=(18·5+4·4+4·3+0·2)/
27=4,5
О
4
=(10·5+11·4+5·3+1·2)/
27=4,11
О
1
=(6·5+10·4+12·3+4·2)/
32=3,56
О
2
=(5·5+11·4+11·3+5·2)/
32=3,5
О
3
=(8·5+12·4+18·3+2·2)/
32=4,56
О
4
=(7·5+13·4+18·3+2·2)/
32=4,53
1
2
3
4
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
Результаты качества развития понятий о
биологических опасностях
»
(фиолетовый столбик 7
«
а
»
, голубой 7
«
б
»
)
19
Расчет показателя качества развития понятий в целом у
обучающихся 7 «а» и 7 «б» классов представляем в виде
расчетов и в виде гистограммы.
Тема "Инфекционные заболевания: их особенности и меры
профилактики":
7 «а» класс
7 «б» класс
П= (4,07+4,07+4,5+4,11)/4=4,18
П=(3,56+3,5+4,56+4,53)/4=4,03
1
2
3
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
фиолетовый столбик 7
«
а
»
, голубой 7
«
б
»
20
Результаты
опытно-
эксперименталь
ной работы
успешное внедрение разработанной методической системы,
основанной на основе технологии развития критического
мышления.
Получено экспериментальное подтверждение успешного
внедрения разработанной методической системы
формирования понятий о биологических опасностях в курсе
«Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класса, что
выражается положительной динамикой результатов
количественного и качественного анализа ответов
обучающихся экспериментального и контрольного классов.
21
Благодарю за
внимание!