Напоминание

Формирование у обучающихся основной школы знаний о биологических опасностях


Автор: Лукоянова Ксения Игоревна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ ОШ №20 г.Бор
Населённый пункт: г. Бор
Наименование материала: магистерская диссертация
Тема: Формирование у обучающихся основной школы знаний о биологических опасностях
Раздел: среднее образование





Назад




Выполнила: К.И. Лукоянова

магистрантка II курса группы МБЖ-18-1

Руководитель: к.б.н., доцент Е.Л.Агеева

М А Г И С Т Е Р С К А Я

Д И С С Е Р Т А Ц И Я

на тему: Формирование у обучающихся основной школы знаний

о биологических опасностях

2

Цель исследования:

разработка методики формирования

понятий о биологических опасностях в

курсе «Основы безопасности

жизнедеятельности

»

3

Задачи

исследования

:

1.

Провести

анализ

психолого-педагогической

литературы,

в

которой

рассмотрены

теоретико-

методологические

основания

процесса

формирования

понятий в курсе безопасности жизнедеятельности.

2. Изучить методические основы формирования понятий

о

биологических

опасностях

в

образовании

в

области

безопасности жизнедеятельности.

3.

Рассмотреть

теоретические

особенности

технологии

развития критического мышления.

4

Задачи

исследования:

4.

Сконструировать

методическую

систему

формирования

понятий о биологических опасностях.

5. Разработать методические рекомендации по формированию

понятий

о

биологических

опасностях

в

курсе

основы

безопасности жизнедеятельности.

6.

Провести

опытно-экспериментальную

работу

по

формированию понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях

природного характера.

Задачи

исследования

:

5

Определение

сущности

понятия

По мнению И.В.Кобылиной, понятие – это фундаментальная форма обобщения научного знания.

Понятия и теории как форма организации знания занимают центральное место в системе

научного познания.

В своих работах А.С. Арсеньев, В.С. Библер, А.Д. Гетманова, Д.П. Горский, В.С. Готт, Б.М. Кедров, Е.А.

Хоменко и другие философы отмечают, что понятие выступает как предмет познания, способ

понимания, средство познания, орудие мыслительной деятельности.

В философской литературе раскрыта сущность понятия как особой формы отражения

действительности, проанализирована роль понятия в научном познании, специфика и

взаимосвязь с другими формами мышления.

Л.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров считают, что понятие должно быть осмыслено как процесс

взаимопроникновения его противоположных определений, что составляет важное условие

научного отражения относительной сущности вещи в ее конкретной целостности.

Е.К. Войшвилло и М.Г. Дегтярев указывают, что понятие – это форма познания, способ

мыслительной деятельности.

В классической литературе понятие отождествлялось с представлением (Х. Зигварт, И. Кант и др.).

Понятие называлось всеобщим представлением того, что является общим для многих предметов.

Но представление – это форма чувственного познания, а не логического мышления .

В современной литературе понятие часто трактуется как форма абстрактного мышления, способ

воспроизведения предметов и явлений действительности в мышлении (Е.К. Войшвилло, В.И.

Кирилов, А.А. Старченко, А.П. Шептулин и др.).

6

Стратегии формирования понятий (по Дж.

Брунеру)

сканирование

сканирование

одновременное

последовательное

сосредоточение

сосредоточение

консервативное

рискованное

7

Основные этапы становления понятия в процессе

обучения

Восприятие

Условиями эффективного восприятия можно считать: 1) объект представлен в натуральном виде; 2)

ученик имеет доступ к объекту и можем воспринимать его всеми органами чувств.

Формирование

представления.

Представление - это мысленный образ объекта, с которым ученик познакомился. Например, при изучении

темы «Алгоритм поведения при биологических опасностях» дети знакомятся порядком выполнения

определенных правил. Одно из представлений -вирус. Дети, не знакомы с данным понятием. После этапа

восприятия, увидев его на иллюстрации или слайде, дети получили о нем представление - общее

впечатление, помогающее воссоздать образ объекта в памяти.

Формирование

понятия

Данный этап будет реализован в том случае, если изучаемый объект будет соотнесен по ряду признаков с

классом объектов, а также будут выделены его отличительные особенности. К примеру, сказать, что «вирус

– это микроорганизм» – недостаточно, так как к данному определению могут подойти и другие понятия.

Понятие будет сформировано, если дети сумеют также и указать его отличия – «вирус-это внеклеточная

форма жизни».

8

1

Введение

понятий:

а)индуктивный

метод (от частного

к общему);

б)дедуктивный

метод (от общего к

частному).

2

Расширение и

углубление

объема понятия

3

Тренировочные

упражнения для

закрепления

понятий

4

Приведение

понятий в

систему и

использование

их в

повседневной

жизни.

Этапы формирования предметных понятий.

9

Способы формирования

понятий

Ассоциативный способ вытекает из

ассоциативной теории. С ее пози-

ции, существенные признаки — это

признаки общие, необходимые и

отличительные, а понятия — класс

всех предметов (явлений),

обладающих определенными

общими свойствами.

Последовательность образования

понятия в данном случае

следующая: предметы окружающей

действительности —> их восприятие

—> выделение существенных

признаков —> выражение понятия.

Индуктивный способ происходит в

следующей последовательности:

ученикам предъявляются различные

объекты некоторого класса, они

изучают эти объекты, т.е. выявляют

их свойства, структуры, связи,

действия, выявленные свойства

объектов сравниваются друг с

другом и объединяются, если они

общие для всех предметов или если

отличают все предметы одной

группы от другой. Эти свойства

отчленяются от объектов и

обозначаются соответствующим

термином - названием понятия;

Дедуктивный метод является

основным в теоретических

исследованиях. Индуктивно строится

модель, отражающая только

существенные свойства (для данной

конкретной задачи) изучаемого

объекта. В ходе дедуктивных

умозаключений устанавливают связь

между отдельными свойствами

модели или предсказывают ее

поведение в определенной

экспериментальной ситуации.

Результатом теоретического анализа

или мысленного эксперимента

является дедуктивное

умозаключение, содержащее

неизвестное знание.

10

Методическая система формирования

понятий о биологических опасностях

11

Принцип стандартизации.

Принцип фундаментализации.

Принцип опоры на субъектный опыт обучающихся.

Принцип соответствия познавательным возможностям

обучающихся.

Принцип визуализации.

Принципы теоретико-методологического уровня:

12

1.

Целевой компонент

2.

Содержательный компонент

3.

Процессуально-технологический

компонент

цель-идеал подразумевает формирование у обучающихся культуры

безопасности жизнедеятельности

цель-средство заключается в освоении понятий о биологических

опасностях

цель-целостность предполагает развитие личностных качеств

обучающихся

Методическая система формирования

понятий о биологических опасностях

13

Схема образовательного цикла технологии развития

критического мышления при изучении биологических

опасностей

вызов

вызов

осмысление

осмысление

рефлексия

рефлексия

14

На стадии вызова обучающимся 7 класса предлагается составить

кластер.

На стадии осмысления для лучшего

усвоения текста и с обязательной опорой

на составленный кластер используется

прием «Толстые и тонкие вопросы».

На стадии рефлексии, для закрепления

изученной информации,

обучающимся предлагается составить

синквейн

существительное или

местоимение

прилагательные или

причастия

глаголы

фраза

суть предмета или

объекта

15

эпидемия;

пандемия;

инфекционные заболевания;

классификация инфекционных заболеваний;

профилактика инфекционных заболеваний;

иммунитет и его виды;

вакцинация;

обсервация;

карантин;

дезинфекция.

Нами определены уровни освоения понятий: репродуктивный,

продуктивный, эвристический на основе подхода И.Я.Лернера.

Разработаны тестовые задания разных уровней сложности.

Формируемые понятия о биологических опасностях у обучающихся 7

класса в курсе «Основ безопасности жизнедеятельности» основной школы:

16

Результативность формирования понятий о биологических

опасностях.

1. Оценка выполнения диагностической работы.

При оценке использовали оценочную шкалу:

5 баллов — понятие сформировано окончательно (соответствует

эвристическому уровню);

4 балла — понятие сформировано в основном (соответствует

продуктивному уровню);

З балла — понятие сформировано частично (соответствует

репродуктивному уровню);

2 балла — понятие не сформировано.

17

2. Расчет показателя качества развития конкретного

понятия.

Данный расчет проводится по следующей формуле:

О

1

= а·5 + b ·4+ c·3 + d ·2 / а + b + c + d

где О

1

— качество развития конкретного понятия (например,

эпидемия, пандемия, спорадия и т.д.)

а – задание выполнено на отлично,

b - задание выполнено на хорошо,

c- задание выполнено на удовлетворительно,

d- задание выполнено на неудовлетворительно.

3. Расчет показателя качества развития понятий в целом.

П= (О

1

+ О

2

+ О

3

+ О

4

) / 4

Где П - качество развития мыслительных операций в целом.

18

Показатели качества развития конкретного понятия у

обучающихся 7 «а» и 7 «б» классов представляем в виде расчетов по

каждой теме и в виде гистограмм. Тема "Инфекционные

заболевания: их особенности и меры профилактики":

7 «а» класс

7 «б» класс

О

1

=(11·5+9·4+5·3+2·2)/

27=4,07

О

2

=(10·5+10·4+6·3+1·2)/

27=4,07

О

3

=(18·5+4·4+4·3+0·2)/

27=4,5

О

4

=(10·5+11·4+5·3+1·2)/

27=4,11

О

1

=(6·5+10·4+12·3+4·2)/

32=3,56

О

2

=(5·5+11·4+11·3+5·2)/

32=3,5

О

3

=(8·5+12·4+18·3+2·2)/

32=4,56

О

4

=(7·5+13·4+18·3+2·2)/

32=4,53

1

2

3

4

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

Результаты качества развития понятий о

биологических опасностях

»

(фиолетовый столбик 7

«

а

»

, голубой 7

«

б

»

)

19

Расчет показателя качества развития понятий в целом у

обучающихся 7 «а» и 7 «б» классов представляем в виде

расчетов и в виде гистограммы.

Тема "Инфекционные заболевания: их особенности и меры

профилактики":

7 «а» класс

7 «б» класс

П= (4,07+4,07+4,5+4,11)/4=4,18

П=(3,56+3,5+4,56+4,53)/4=4,03

1

2

3

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

фиолетовый столбик 7

«

а

»

, голубой 7

«

б

»

20

Результаты

опытно-

эксперименталь

ной работы

успешное внедрение разработанной методической системы,

основанной на основе технологии развития критического

мышления.

Получено экспериментальное подтверждение успешного

внедрения разработанной методической системы

формирования понятий о биологических опасностях в курсе

«Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класса, что

выражается положительной динамикой результатов

количественного и качественного анализа ответов

обучающихся экспериментального и контрольного классов.

21

Благодарю за

внимание!



В раздел образования