Напоминание

Рабочий лист на уроке литературы 10 класс "Н.С.Лесков. Жизнь и творчество".


Автор: Ирина Ивановна Офицерова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Муринский ЦО №2"
Населённый пункт: г.Мурино, Всеволожский район, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочий лист на уроке литературы 10 класс "Н.С.Лесков. Жизнь и творчество".
Раздел: полное образование





Назад




Рабочий лист. Литература 10 класс.

Тема 1. Н.С.Лесков. Жизнь и творчество.

Теория и задание 1.

Вставить пропущенную информацию в биографию Лескова.

Лесков Николай Семёнович (1831— 1895), писатель.

Родился …..февраля 1831 г. в селе ………… Орловской губернии в семье мелкого чиновника.

Образование получил в ……….гимназии. С 16 лет служил …………… в Орле, затем

в…………….

В 1861 г. переселился в …………………….. Писательскую деятельность начал со…………….. и

фельетонов.

В 60-х гг. Лесков создал ряд …………………., в которых дана широкая ………………………

(«Погасшее ………….», 1862 г.; «Язвительный», «Житие …………….», оба 1863 г.; «Леди

Макбет ………………….», 1865 г.; «Воительница», 1866 г.; пьеса «Расточитель», 1867 г.).

В то же время одна из ранних статей Лескова — о ……………………. пожарах (1862 г.) —

послужила началом его длительной полемики с ………………………………. Рассказ «Овцебык»

(1863 г.), романы «Некуда» (1864 г.; под псевдонимом ………………………….) и «Обойдённые»

(1865 г.) направлены против «новых людей», выведенных в романе Н. Г. Чернышевского «Что

делать?».

Писатель создаёт шаржированные типы …………………. (повесть «Загадочный человек», 1870

г.; роман «На ножах», 1870—1871 гг.). Идеал Лескова — не революционер, а

…………………….., пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи

……………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………….

В середине 70-х гг. Лесков создал образы ……………………………….., могучих духом (роман

«Соборяне», 1872 г.; повести и рассказы «Очарованный …………………..», «Запечатленный

……………………….», обе 1873 г.; «Несмертельный ………………………………», 1880 г.;

«Печерские ………………………………», 1883 г.; «Однодум», 1889 г.).

В творчестве писателя сильны мотивы национальной самобытности русского народа (повесть

«Железная ……………………..», 1876 г.; «Сказ

……………………………………………………………………………………».

Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта в повести «Тупейный ……………………….»

(1883 г.).

В середине 80-х — 90-е гг. писателя занимает новый для России тип — …………………….

(«Чертогон», 1879 г., другое название «Рождественский вечер у ипохондрика»; «Отборное

зерно», 1884 г.; «Грабёж», 1887 г.; «Полуношники», 1891 г.).

Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру

Лескова, когда образ раскрывается в основном через речевую характеристику.

Задание домашнее. Прочитать произведения: Повесть «Очарованный странник». «Леди

Макбет Мценского уезда».

Тема2. Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». «Леди Макбет Мценского уезда».

Теория. Учебник стр. тексты произведений.

Жанр – повесть, напоминающая древнерусский жанр жития

Написана сразу после путешествия писателя на остров Валаам в 1872-1873 г.

Тема – духовное становление человека.

Композиция состоит из 20 глав, где 1 гл. является экспозицией

Сюжетная линия одна: Флягин и герои, с которыми он пересекается во время странствия

Гл. герой – Иван Северьянович Флягин

Задание №2. Ответить на вопросы по тексту:

Вопрос

Ответ

1

Где происходят события данной главы?

2

Кто такой Флягин?

3

Как называет герой себя сам, когда об этом

спрашивают плывущие? Что это значит?

4

Какое прозвище получил Иван в детстве и

почему?

5

Что произошло при его рождении?

6

Где он проводил большую часть времени и

почему?

7

Какое преступление совершил в молодости и

почему?

8

Что нового узнал о себе юноша от убиенного

монаха в своем видении?

9

Чем герой заслужил особое расположение своих

господ?

10

За что господа Ивану назначили

наказание: «выпороть и потом с конюшни долой

и в аглицкий сад для дорожки молотком

камешки бить?

11

Как герой отнесся к наказанию и что решил?

12

Что помешало герою сделать задуманное?

13

О чем попросил Ивана цыган?

14

К чему воровство привело героя?

15

Чем занимался Флягин в Николаеве?

16

В чем проявляется доброта Ивана?

17

Как так получилось, что мать и дочь были

разлучены и могли встречаться только на

стороне?

18

Почему герой вынужден бежать и отсюда?

19

Где оказывается герой после побега?

20

Свидетелем каких событий становится на

ярмарке?

21

Какое новое преступление совершает наш

странник?

22

Как Ивану удалось избежать наказания

23

Почему он так долго находился в плену и не

сбежал?

24

Как Флягину жилось у хана Агашимола?

25

Как Флягин относился к своим детям и почему?

26

Удалось ли Ивану выбраться из плена? Как это

произошло?

27

Куда закинула судьба героя после побега, и что

там с ним произошло?

28

Чем Иван занимается, получив паспорт и волю?

29

Как наш герой оказался на службе у князя?

30

Что герою не нравилось в себе? Было ли у него

желание преодолеть это?

31

К кому обратился Флягин за помощью, и что из

этого получилось?

32

Какой новый проступок совершил Иван, будучи

в подпитии?

33

Как вы думаете, почему князь не женился на

цыганке?

34

Смирилась ли Груша с решением князя

жениться на другой?

35

Выполнил ли Флягин просьбу цыганки?

36

Как попытался искупить свой грех?

37

После какого события Флягин решил уйти в

монахи?

38

Где происходят события 20 главы-Куда

отправляется наш герой? Зачем?

39

Какой дар обрел наш герой в монастыре, и где

это произошло?

Вывод. Иван Флягин – истинно русский человек, живущий чувствами, а не разумом. Он

странствует, чтобы найти себя в этой жизни, стать праведником. И постепенно из безрассудного

юноши он превращается в умудренного жизнью монаха. Лесков называет его очарованным,

потому что он очарован жизнью, пытаясь найти совершенство. Путь праведника – жизнь,

наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

“Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества

Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и

благоразумия, в трудном познании героем самого себя. Лесков попытался изобразить Русь

святую и грешную, неправую и праведную. Как в сказке перед читателем открывается

удивительная страна, населенная удивительными людьми. Праведники, народные умельцы,

чудаки - всем найдется место в удивительной стране. Но вся она застыла в очаровании, застыла в

невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть удаль, есть размах,

есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.

Задание №3. Дать полное описание главной героини повести «Леди Макбет Мценского

уезда» Катерине Львовне Измайловой.

Вывод: Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова была написана в 1864 году и

опубликована в январе следующего года в литературном журнале «Эпоха». По задумке писателя

повесть должна была возглавить цикл, посвященный характерам русских женщин.



В раздел образования