Автор: Шорохов Олег Григорьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Тобольский многопрофильный техникум
Населённый пункт: Тобольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные принципы организации самостоятельной работы учащегося
Раздел: среднее профессиональное
ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»
Отделение искусств и культуры имени А.А. Алябьева
Методическая разработка
«Основные принципы организации
самостоятельной работы учащегося»
Автор: О.Г. Шорохов, преподаватель цикловой комиссии
«Музыкальное образование»
Тобольск, 2019
Исключительно важная роль самостоятельной работы ученика требует
постоянного внимания к ней педагога. Особенно актуальным представляется
данный вопрос на начальном этапе обучения баянистов, когда объективные
сложности
освоения
инструмента
усугубляются
беспомощностью
в
организации домашней работы. Это ведет к падению интереса к музыке,
инструменту.
Формирование исполнительских навыков необходимо сочетать с
формированием навыков самостоятельной работы. Рассмотрим следующие
принципы организации самостоятельной работы ученика:
1.
Индивидуальный подход в применении методов, приемов и
способов работы.
2.
Формирование у учащегося умения анализировать свои действия,
развитие самостоятельности мышления.
3.
Осознание учеником целей и задач своей работы.
4.
Формирование умения концентрировать внимание.
5.
Режим и гигиена работы.
6.
Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой.
Индивидуальный подход к каждому ученику – фундаментальный
принцип музыкальной педагогики. Ни один педагог не может заранее
предвидеть всех особенностей развития ученика. Только в процессе
творческой педагогической работы, благодаря постоянному наблюдению,
изучению ученика, педагог находит оптимальные в каждом конкретном
случае методы его воспитания.
Индивидуальный подход в применении приемов и способов работы
необходим прежде всего потому, что универсальных, одинаково безотказно
работающих на всех учеников приемов нет. Любой прием может нанести
вред,
если
он
по
каким-либо
причинам
не
согласовывается
с
приобретенными
ранее
навыками,
если
не
учитываются
психофизиологические особенности личности ученика. Индивидуальный
подход проявляется прежде всего в том, что изучая ученика, педагог
направляет его внимание на поиск и применение таких методов работы,
которые
продиктованы
особенностями
его
характера,
музыкальными
способностями.
Существует много приемов и способов самостоятельной работы.
Назовем наиболее распространенные:
1.
К первой группе отнесем приемы работы, ведущие к упрощению
исполнения: замедленный темп, игра каждой рукой отдельно, вычленение
отдельных элементов фактуры (в полифонии – голосов), игра небольших
эпизодов, с последующим их объединением. Все эти приемы строятся по
принципу – от простого к сложному.
2.
Во вторую группу включаются приемы и способы работы,
усложняющие исполнительскую задачу: увеличение числа повторов трудных
упражнений, эпизодов, пассажей, искусственное усложнение условий – более
подвижный
темп
(относительно
требуемого),
повышенная
активность
игрового аппарата, транспортирование, усложнение фактуры. Основная цель
этих приемов – создание технического запаса, развитие выносливости,
болевых качеств, стабильности, уверенности и активности исполнения,
совершенствование технических навыков.
3.
Наиболее многочисленная группа включает разного рода приемы
вариантного исполнения одного и того же фрагмента. Их включение в
учебную
практику
предполагает
применение
артикуляционных
и
динамических вариантов, разнообразных
видов туше. Сюда же входят:
варьирование ритма, технические группировки, изменение метрических
опор,
объединение
гармонических
пассажей
в
аккордовые
последовательности и наоборот.
Умение ученика анализировать свои действия, самостоятельно думать,
осознавая смысл своих действий, их результат, - наиболее трудоемкий и
долго формируемый процесс, требующий постоянных совместных усилий и
педагога, и ученика.
В практической работе самостоятельность мышления, способность к
самоанализу
предполагают
непрерывную
цепочку
наблюдений,
размышлений, поисков, экспериментов. Объясняя задание и возможные пути
его выполнения, педагог должен убедиться, что задание понято учеником.
Для этого он может тут же, на уроке попросить ученика выполнить заданное
домой, пускай с остановками, несовершенно. После проделанной дома
работы, на следующем уроке, ученик первым анализирует собственное
исполнение. В своем анализе он исходит из предъявляемых к его игре
требований педагога. Некоторые из них долговременные, стратегические:
качество навыков, грамотная работа с текстом, свобода, легкость, точность
игры, музыкальность исполнения. Другие требования носят тактический
характер. Ученик должен, естественно не без помощи педагога найти и
исправить текстовые неточности, скорректировать неверно выбранные
технические приемы и средства выразительности, определить трудности в
освоении какого-либо эпизода, пассажа и др.
Отдельные моменты домашней работы могут быть воспроизведены на
уроке
с
целью
выявления
причин
недостаточной
подготовленности
учащегося к освоению того или иного произведения, либо фрагмента.
Цель является главным ориентиром для определения содержания
занятий. Необходимо иметь в виду, что цель, поставленная перед учеником,
должна быть конкретной, понятной доступной для достижения. Форма ее
подачи может быть разнообразной: словесной, показ на инструменте,
пропевание и т.д.
На начальном этапе обучения и цели, и способы работы в значительной
степени регламентируются педагогом. При этом необходимо определить
уровень требований к ученику. Хорошо, если педагог мотивирует целевые
установки, рассматривая их не только как конкретную тактическую задачу,
но
и
во
взаимосвязи
различных
целей,
в
их
определенной
последовательности. Такой подход будет способствовать более осмысленной
работе ученика, его перестанут смущать неизбежно возникающие в процессе
занятий более мелкие, побочные задачи, необозначенные педагогом. С
развитием самостоятельности мышления ученика, у него формируется
способность к целенаправленной работе.
Педагоги работающие с начинающими, прекрасно знают, как непросто
сконцентрировать внимание маленького ученика на поставленной задаче.
Если и удается это сделать на какое-то время, то возникает другая проблема –
как удержать внимание на протяжении всего урока и, что еще сложнее, в
домашних занятиях. Ученик, занимающийся без внимания, не только
попусту тратит свое время, но и
наносит себе ощутимый вред.
Неконтролируемые неосознанные действия приводят к
небрежности и
неточности в игре, к автоматизации неверных навыков. Одно только
отсутствие внимания может свести на нет все возможные достоинства
ученика. Не решают проблему бесконечные призывы педагога: играй
внимательно, не отвлекайся, думай о музыке. Возможно это и позволит
сконцентрировать внимание ученика на короткое время, но добиться его
устойчивости не удастся.
Возникает
необходимость
развития
внимания
с
самого
начала
обучения. Ученик контролирует ритмическую точность, вслушивается в
качество звучания, музыкальное содержание, проверяет правильность текста,
сам оценивает свою игру, находит ошибки, неточности. Все это и
активизирует его внимание.
Осознанный контроль, целенаправленность работы у начинающих
учеников еще не скреплены волевыми усилиями, и если в работе отсутствует
подлинный интерес, удерживать внимание невозможно. И наоборот, интерес
в
работе
всегда
присутствует,
когда
перед
учеником
открывается
возможность самовыражения. Например, использование педагогом в своей
работе элементов детской игры позволяет добиться высокой концентрации
внимания.
Художественная
и
техническая
работа
должна
строиться
на
применении разнообразных методов на постоянном включении новых задач.
Разнообразные задачи определяют направленность работы педагога по
всестороннему развитию внимания. Воспитание подвижности внимания,
способности его быстрого и легкого переключения с объекта на объект
необходимо как в повседневной работе, так и в процессе концертного
исполнения.
Чтобы обеспечить возможность длительных и продуктивных занятий,
сохранить высокий рабочий тонус, психическую и физическую свежесть,
необходим рациональный режим работы и соблюдение условий ее гигиены.
Важнейшие вопросы режима и гигиены труда – вопросы утомления и
отдыха. Утомление является неизбежным следствием всякой работы, оно
лимитирует ее продолжительность, активность. Зависит утомление главным
образом от физических факторов: количества работы, ее темпа, степени
напряжения и той обстановки, в которой она проходит. Субъективное
чувство,
называемое
усталостью,
в
большей
мере
психического
происхождения. В формальной, не вызывающей интереса работе усталость
может наступить даже после совсем недолгих занятий, когда для утомления
еще нет объективных оснований. И наоборот, высокий рабочий тонус,
увлеченность работой способствуют выносливости: ученик не замечает
усталости, утомления. Отсюда вывод: работа должна строиться таким
образом, чтобы она была интересной для ученика, задачи посильными,
успешность работы должна осознаваться и учеником, и педагогом.
На уроках педагог постоянно контролирует состояние ученика.
Особенно
важен
подобный
контроль
над
начинающим
малолетним
учеником, первые признаки усталости у которого могут наступить уже через
10-15
минут
после
начала
работы.
Внимание
ребенка
становится
неустойчивым, глаза сонными, он начинает позевывать, потягиваться,
смотреть по сторонам. Необходим перерыв – и лучше не пассивный отдых, а
движение, игра, беседа, которая может заинтересовать ученика. Если момент
для отдыха упущен, то дальнейшая работа становится бессмысленной, а при
настойчивом принуждении может обернуться отвращением к занятиям.
Нередко
спад
бывает
временным,
и
работоспособность
быстро
восстанавливается.
С годами воспитывается выдержка, воля, но существо дела не меняется
– рассеянное внимание – нарушенные слухо-двигательные взаимосвязи,
слуховой контроль, работа памяти. Эти и другие признаки утомления, делают
занятия не только бесполезными, но и вредными.
Умение отдыхать столь же важно, как и умение работать. Ученик
должен учиться чувствовать и определять, сколько и как отдыхать. Особенно
это важно в микроотдыхе, когда небольшие перерывы в занятиях должны, с
одной
стороны,
восстановить
силы,
с
другой
–
нельзя
допускать
расхолаживания. Гофнан предостерегал: «Не делайте длинных перерывов в
ваших занятиях, ибо это нарушит вашу связь с инструментом, для
восстановления которой потребуется значительное время».
Естественное утомление, неизбежное в работе, не должно переходить в
хроническое. Ведущее к переутомлению со всеми его болезненными
последствиями. Каждое занятие надо начинать хорошо отдохнувшим. Отдых
– это прежде всего сон, который ничем заменить нельзя, прогулка на свежем
воздухе, зарядка, смена вида деятельности. Помимо умения отдыхать
важнейшее значение для занятий ученика имеют и такие общегигиенические
условия, как проветренная, тихая, с нормальной температурой комната для
занятий, опрятность в отношении к инструменту, забота о руках. Сюда же
можно отнести требования к качеству инструмента, его настройке.
Домашняя
работа
начинающего
ученика
должна
быть
регламентирована педагогом и контролироваться кем-либо из родителей. На
первом году обучения шести-семилетнему ученику-баянисту достаточно
заниматься один час в день с одним выходным в неделю. Этот час можно
разделить на два-три захода. Начинать можно с технических упражнений и
работы над развитием слуха (15-20 минут). Далее читка с листа, сольные,
ансамблевые пьесы, этюды (30-40 минут). Входить в работу нужно
постепенно, начиная с самых простых упражнений, не форсируя динамику,
темп, играя спокойно и очень собрано. По мере разыгрывания можно
понемногу усложнять задачу, увеличивать активность занятий. Не следует
настаивать на часовом регламенте работы, если ученик хочет и может
работать больше – это следует всячески поощрять.
В
последующем
время
занятий
должно
увеличиваться,
последовательность распределения материала меняться. Желательно, чтобы
основная работа велась с утра. В это время лучше разбирать и разучивать
произведения. После большого перерыва, занятия во второй половине дня
могут
быть
посвящены
художественной
доработке
произведений,
музицированию, читке с листа, подбору по слуху, сочинению музыки и т.д.
Работа музыканта – творческий труд, требующий полного напряжения
психических и физических сил. В расцвете своей виртуозной карьеры Лист
писал: «…я играю по 4-5 часов в день упражнения (терции, сексты, октавы,
тремоло, репетиции, каденции и т.д.). С. Рахманинов на вершине своей
славы, в 52-летнем возрасте рассказывает: «Во Франции сажусь опять за
рояль и за упражнения для 4 и 5 пальцев».
Высказывания больших музыкантов – яркий пример трудолюбия, воли,
отношения к работе для начинающих учеников. Трудности не отвращают, а
привлекают творчески одаренного человека. Трудолюбие для начинающего
ученика в значительной степени связано с проявлением усилий воли.
Техническая работа, начальный период разучивания произведения, когда
непосредственные художественные задачи временно отодвигаются на второй
план и требуется настойчивая, часто утомительная работа над отдельными
эпизодами произведения или пассажами, концентрация усилий воли,
дисциплина приобретают особенно важное значение. Педагог, воспитывая
ученика,
стремится
к
его
художественному
и
техническому
совершенствованию в пределах возможного, не допуская небрежности ни в
предварительной работе, ни в исполнении. Развивая целенаправленную волю
ученика, педагог тем самым помогает формированию его личности,
прививает любовь к труду, учит терпению. Волевое начало в исполнении
рождает яркость, ритмическую организованность.
На сцене у одних учеников малейшие неприятности вызывают панику,
которую они не в состоянии побороть. Волевой ученик, наоборот, проявляет
в таких случаях отличное самообладание.
Далеко не всем педагогам удается решить проблемы, связанные с
воспитанием воли, трудолюбия ученика.
Ни
один
предмет
в
общеобразовательной
школе
не
требует
приобретения такого сложного комплекса навыков, как музыкальное
исполнительство. Ведь ноты надо не просто читать, как букварь, но и
находить их на клавиатуре, знать и чувствовать их временную организацию,
управлять сложнейшими для ребенка двигательными процессами. Такая
психофизическая и интеллектуальная нагрузка может быстро отбить у
ученика желание заниматься музыкой. Поэтому столь важным, особенно в
начальный период обучения, является фактор мотивации занятий музыкой.
Процесс обучения необходимо выстроить таким образом, чтобы ученик
постоянно ощущал компенсацию за тяжелую работу на инструменте. Его
усилия должны доставлять ему радость творческого труда, если не сразу, то в
реальном близком будущем.
Основные факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий
музыкой:
1.
Увлеченность музыкой:
a)
Освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса.
б) Доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар.
в) Слушание музыки в концертах, записях, игра педагога.
г) Выступления на концертах, перед классом, родителями.
д) Игра в ансамбле, коллективные занятия.
2.
Контакт ученика и педагога:
a) Заинтересованность и благожелательность педагога.
б) Уважение и желание понять и изучить личность ученика.
в) Общение с учеником на самые различные темы.
г) Внеклассная работа.
3.
Психологические аспекты мотивации:
a) Работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь
к ней.
б) Поощрение и помощь ученику в проявлениях инициативы,
творческого самовыражения.
в) Использование педагогом как стимулирующих занятия факторов:
самолюбия, конкурентности, участия в конкурсах. Стимулирование младших
учеников игрой продвинутых старших.
г) Поощрение ученика.
4.
Работа с родителями:
a) Родитель – репетитор в домашних занятиях своего ребенка. Поэтому
его присутствие на уроках необходимо.
б) Заинтересованность родителей в обучении их ребенка – это
благожелательная домашняя атмосфера, поддерживающая его интерес к
занятиям, повышающая престижность этих занятий.
5.
Любовь к своему инструменту.
Любой способ, позволяющий стимулировать занятия музыкой, будет
способствовать
успешному
развитию
ученика,
так
как
создающиеся
благоприятные предпосылки не замедлят сказаться на качестве работы.
Желательно, чтобы высокий рабочий тонус был стабильным и в домашних
занятиях, и на уроке. таким Занятиям противостоит вымученное отсиживание
за инструментом, абсолютно бессмысленное для ученика. То факт, что
занятия музыкой – дело чрезвычайно серьезное, сложное, но одновременно и
очень интересное, ученик должен понять как можно раньше.
Литература:
1.
Баян и баянисты. Вып.3, М., 1977 г.
2.
Вопросы методики и теории исполнительства на народных
инструментах. Вып. 2, 1990 г.
3.
Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., 1975 г.
4.
С. Савшинский Режим и гигиена работы пианиста. Сов.композитор,
1963 г.
5.
В. Ражников Резервы музыкальной педагогики. М., 1980 г.