Напоминание

"Куклы на пальчик"


Автор: Дмитриева Любовь Гаврильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с №3 "Чебурашка" с.Сунтар
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Сунтарский улус, с.Сунтар
Наименование материала: статья
Тема: "Куклы на пальчик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Куклы на пальчик»

(Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у детей среднего

дошкольного возраста)

Дмитриева Любовь Гаврильевна

воспитатель »

категория: СЗД

«Театр - это волшебный край,

в котором ребенок радуется,

играя, а в игре он познает мир!»

Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра.

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у

ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень

хороши для театрализованной деятельности, т.к. театрализованные игры повышают

эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно,

свободно. Также пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей

воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей,

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать

внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством

самовыражения,

а

использование

символических

материалов

помогает

ему

дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н.М.

Аксарина, А.С. Галанов, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова и др.) считают, что движения рук,

связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Они не

только способствуют речевому развитию, но и оказывают заметное влияние на общее

психофизическое развитие, приобретают навыки невербального общения, обостряют

тактильные возможности, тренируют мускульную память.

В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем

младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять и

т.п. Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти руки способствует

выработки ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание

на одном виде деятельности.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических

функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

посредством пальчикового театра.

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи

фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно:

- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности

выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная,

скоординированная работа пальчиков);

- стараясь не пропустить "выход" своего персонажа, малыш вырабатывает способность к

концентрации внимания;

- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок

тренирует память;

- театральные постановки развивают фантазию и воображение;

- обогащается словарный запас;

- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление;

-

возможность

самовыражения

на

сцене

развивает

артистические

и

творческие

способности;

- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более

общительным.

Театрализованная деятельность

пронизывает все режимные моменты. В моей

группе

первоначальное

внимание

было

направлено

на

обогащение

предметно-

развивающей среды. В частности, появился центр по театрализованной деятельности,

широко стали использоваться такие виды кукольных театров, как пальчиковый, театр

рукавичек, би-ба-бо. Так, незаметно для себя, дети включились в театрализованные игры.

Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать

радостную атмосферу. Начиная со второй младшей и вот сейчас в средней группе, дети

познакомились с различными видами кукольных театров: пальчиковый, теневой,

кукольный театр, плоскостные фигурки на фланелеграф.

В средней группе рекомендуется использовать следующие виды кукольного театра:

1. Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного

театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки,

согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом

для плавного перехода к обучению приемам кукловождения рукавичкового кукольного

театра.

2. Рукавичковый (без большого пальца).

При организации театрализованных игр с использованием пальчикового и

рукавичкового театра необходимо иметь в наличии ширмы трех видов: настольная

(высота занавеса 25 см), напольная (высота занавеса 70-80см, дети располагаются на

стульях), напольная (высота занавеса 1м, дети играют стоя, рука с куклой чуть согнута в

локте).

3. Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки),

настольный театр игрушки.

4. Кукольный театр «би-ба-бо». На сегодняшний день этот вид кукольного театра

наиболее широко представлен в ассортименте фабричного производства. Для того чтобы

ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются

упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные

пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться

владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с

куклой «би-ба-бо».

Все виды кукольного театра необходимо изготавливать с учетом всех санитарных

норм; куклы должны быть эстетически оформлены и расположены в центре театрального

искусства в соответствии с их назначением.

Дети средней группы в свободное время самостоятельно разыгрывают любимые

сказки, сочиняют истории от первого лица, а также сказки-придумки. При совместной

деятельности

с

детьми

отрабатываются

умения

эмоционально

передавать

образ

выбранного

персонажа:

использовать

интонацию,

мимику,

жесты,

характерные

особенности походки и др.

Пальчиковые театры это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на

пальцы рук; из бумаги; из бросовых материалов; пальчиковые куклы сделанные из

различных видов тканей; небольшая ширма и декораций. Персонажи создаются из бумаги,

маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные

фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только

головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

Таким образом, о пальчиковом театре можно говорить как о великолепном

универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл его состоит

в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность

активизируется. Пальчиковый театр – хороший помощник для того, чтобы подготовить

руку ребёнка к письму, развить координацию.

Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики, направленных на развитие

мелкой моторики и речи у детей средней группы

Для

формирования

тонких

движений

пальцев

рук

используются

игры

с

пальчиками, сопровождаемые чтением четверостиший, потешек и стихотворений, это

создаёт благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев,

способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, четверостиший

и стихотворений, учит улавливать ритм речи.

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут

быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения, которые

тоже

обеспечивают

хорошую

тренировку

пальцев,

способствуют

выработке

изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Сегодня разнообразные по содержанию игры можно разделить на группы по

назначению: игры-манипуляции; сюжетные пальчиковые упражнения; пальчиковые

упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой; пальчиковые упражнения в сочетании

с самомассажем кистей и пальцев рук; театр в руке; пальчиковая гимнастика, включённая

в режим дня (утром, утренняя гимнастика, физкультминутки, перед обедом, на прогулке в

тёплое время года, в зачине подвижной игры или в ходе игры, на досугах, праздниках,

развлечениях).

Кошка

А у кошки ушки

Ушки на макушке, (средний и безымянный пальцы упираются в большой).

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке. (указательный и мизинец подняты вверх)

Зайчики

Ушки длинные у зайки, (пальчики в кулачок).

Из кустов они торчат. (выставить вверх указательный пальцы).

Он и прыгает и скачет, (ими шевелить в стороны)

Веселит своих зайчат. (ими шевелить в стороны)

Мышка

Серенький комок сидит (средний и безымянный пальцы упираются в большой).

И бумажкой все шуршит. (указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к

среднему и безымянному пальцам).

На лужок

На лужок пришли зайчата, (сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки)

Медвежата, барсучата, (при перечислении животных сгибать пальцы на обеих

руках поочередно)

Лягушата и енот. (при перечислении животных сгибать пальцы на

обеих

руках поочередно)

На зеленый на лужок (при перечислении животных сгибать пальцы на обеих

руках поочередно)

Приходи и ты, дружок! (при перечислении животных сгибать пальцы на обеих

руках поочередно)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка, (дети держат руки зажатыми в кулачки.

Открывается большой палец).

Этот пальчик – бабушка, (открывается указательный палец).

Этот пальчик – папочка, (открывается средний палец).

Этот пальчик – мамочка, (открывается безымянный палец).

Этот пальчик буду я – (открывается мизинец).

Вот и вся моя семья. (дети сжимают и разжимают кулачки)

Пальчики кивают

Вот и встретилась семья. (руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони

смотрят друг на друга. На каждую строчку

кивание одного пальца по очереди 2-4 "кивка").

Рад тебя увидеть я. (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

Всех мы в гости пригласили, (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

Всех здороваться учили. (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

Может пальчик номер пять (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

В знак приветствия кивать, (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

Безымянный может ниже, (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

Средний силой не обижен, (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

Этот знает все на свете, (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

А вот этот любят дети. (кивание одного пальца 2-4 "кивка").

Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединять пальцы в "замок")

С вами мы подружим маленькие пальчики. (касание кончиков пальцев обеих

рук).

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. (парное касание пальцев от

мизинцев).

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями).

В гости

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы).

Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук).

Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на

обеих руках одновременно).

Безымянный и последний,

С ним мизинчик-малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак).

Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку).

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимают пальцы на обеих руках).

Тюльпаны

Вырос высокий цветок на поляне, (руки в вертикальном положении, ладони

прижаты друг к другу, развести пальцы и

слегка округлить их).

Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальчики)

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе-врозь).

Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить вниз и тыльной стороной

прижать друг к другу, пальцы развести).

Сорока

Сорока, сорока,

Кашу варила, (указательным пальцем правой руки водить по ладони левой).

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала. (сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца).

А этому не дала: (показать мизинец)

"Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил.

Ничего не получил". (грозить пальчиком и качать головой)

Колечки

Птичек мы окольцевали, (большой и указательный пальцы правой руки смыкаем в

кольцо и по очереди надеваем на пальцы левой руки – от

большого до мизинца).

Наблюдали, узнавали (надеваем на пальцы левой руки)

Улетев в какие дали, (надеваем на пальцы левой руки)

Где морозы переждали, (надеваем на пальцы левой руки)

Что пернатые клевали, (надеваем на пальцы левой руки)

Гнезда, где свои свивали, (надеваем на пальцы левой руки)

Где вы яйца отложили, (затем делаем кольцо из пальцев левой руки и по

очереди надеваем колечко на пальцы правой руки).

Как вы бури пережили, (надеваем колечко на пальцы правой руки).

Сколько вы в конце концов, (надеваем колечко на пальцы правой руки).

В гнездах вывели птенцов? (надеваем колечко на пальцы правой руки).

Собака

У собачки острый носик, (правая ладонь на ребро, на себя).

Есть и шейка, (большой палец вверх, указательный, средний и

безымянный – вместе).

Есть и хвостик. (мизинец попеременно опускается и поднимается).



В раздел образования