Автор: Шакирова Альбина Лутфулловна
Должность: восптиатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: город Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 городского округа Нефтекамск Республики Башкортостан
Художественная литература как средсво воспитания культуры
поведения у детей среднего дошкольного возраста
Воспитатели:
Шакирова Альбина Лутфулловна
Шакирова Лилия Исмагиловна
2020 г.
Культура поведения –важная часть общечеловеческой культуры,
нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем
уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к
ним так, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему.
Проблемой нашего исследования является использование художественной
литературы для воспитания культуры поведения у дошкольников.
Цель данной работы – выявить возможности художественной литературы
как средства воспитания культуры поведения у детей среднего дошкольного
возраста.
Объектом является процесс воспитания культуры поведения у детей
среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является художественная литература как средство
воспитания культуры поведения дошкольников.
При
исследовании
была
выдвинута
гипотеза:
при
использовании художественной литературы уровень культуры поведения у
детей повысится.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку
следующих задач:
1. Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе;
2. Определить значение художественной литературы в воспитании
культуры поведения у дошкольников;
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как
теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседы
с воспитателем и детьми.
Художественная
литература
воздействует
на
чувства
и
разум
ребенка,
развивает
его
восприимчивость,
эмоциональность.
Это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной
и духовной сторон личности ребенка. В художественной литературе ярко
представлена эмоциональная оценка действительности. В этом
преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения.
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его
члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе и чтобы
другие так же относились к нему. Правило очень простое, но - увы? В
повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда
осуществляются. А между тем, культура человеческих отношений, общение
людей между собой играют важнyю роль в жизни человека.
Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность
взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров,
особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры
культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для
подражания
Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников очень
актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между
собой
играют
важную
роль
в
жизни.
Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он
будет
так
же вести
себя и
совершенно
с незнакомыми
людьми.
Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в
развитие общества.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета,
сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему
приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и
правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного
возраста — перевертыши, небылицы.
Настрой на доброе отношение друг к другу в нашей группе создается через
различные ситуации:
«Почему Максим плачет?»,
«Вике не хватило стульчика. Что делать?»,
«Новая игрушка – отнять или попросить?»).
Хорошей традицией стало проведение игры «Солнышко», где дети
передают друг другу мячик – «солнышко» и просят его подарить им…
(высказывают
свои
пожелания).
Предлагаем
детям
закрыть
глаза
и
представить
солнышко,
просим
описать,
что
они
чувствуют,
каким
представляется им солнышко. Говорим о том, как тепло стало в группе от
добрых пожеланий, добрых слов, улыбок друзей.
Очень нравится детям игра «Волшебный цветик - семицветик». Оторвав
лепесток и делая вид, что бросает его, ребенок отдает его кому-нибудь по
своему желанию со словами из известной сказки: «Лети, лети, лепесток,
через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг, лишь
коснешься ты земли быть по-моему вели… («…вели, чтобы Вика сказала
Ване доброе слово», «…вели, чтобы Артем не обижал Андрюшу», «…вели,
чтобы Вероника не болела» и т.п.)
Художественная литература помогла и во взаимоотношениях с родителями.
Совместно с родителями и детьми были изготовлены рукотворные книги
«Хорошие манеры», «Этикет для самых маленьких», «Уроки поведения для
малышей».
Хорошей традицией стал выпуск семейных газет на тему:
«Наши любимые сказочные герои» (родители совместно с детьми искали в
различных книгах изображения любимых героев и ребенок рассказывал
сверстникам о своем любимом герое, показывая стенгазету).
Охотно принимали участие дети и родители в конкурсе рисунков на тему:
«Наши добрые дела».
Чтение художественной литературы и беседы по содержанию
произведений художественной литературы способствуют формированию у
детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в
дальнейшем руководствуется в своих поступках.
Художественная литература является важным средством воспитания
культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.