Напоминание

Активизация звука Р


Автор: Егорова Татьяна Афанасьевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: п. Тикси, Булунский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Активизация звука Р
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Детский сад

«Солнышко»

Конспект индивидуального логопедического занятия по

теме: «Постановка звука [р]»

Составила:

учитель-логопед

Егорова Т.А..

п.Тикси, 2020

Тема: звук [Р].

Цель занятия: постановка звука [Р].

Задачи:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие зрительно пространственных представлений;

- развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса;

- развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки.

Ход занятия:

1. Артикуляционная гимнастика:

Маляр.

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела)

Все, до дальнего угла!

Вкусное варенье.

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Угощенья - объеденья!

Грибок.

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

Качели.

Вот веселые качели

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

Лошадка.

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

2. Уточнение артикуляции.

– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при

произнесении звука Р.

– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края

прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют

форму

чашечки.

Покажи

рукой,

какой

язычок?

Что

напоминает

язычок? (Чашечку)

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха

шла посередине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате

чего образуется голос.

– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с

помощью пальчика.

3. Постановка звука [Р].

Используется приём постановки звука от звука [Д].

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к

альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает

на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается

к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это

время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под

языком.

4. Развитие фонематического восприятия:

Повтори за мной слоги:

Ша-ша-жа;

Зу-су-зу;

Ты-ды-ты;

Ка-ка-га;

Жи-ши-жи.

5. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж,

стол, телевизор.

6. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для чижа,

Эта долька - для крота,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура!

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь, кто - куда!

7. Логопед отстукивает

по

столу

ритмический

рисунок,

ребёнок

его воспроизводит:

Та-та-татата, тата-та-та-тата-та

8. Итог занятия. Какой звук мы сегодня с тобой учили? Молодец.



В раздел образования