Автор: Рузанова Наталья Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ Д/с №7 "Кристаллик"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Мелеуз
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: «Невидимый мир, или кто такие микробы»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 «Кристаллик»
Муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Исследовательский проект
«Невидимый мир,
или кто такие микробы»
Участники проекта:
дети средней группы «Ромашка».
Руководитель проекта:
воспитатель 1категории Рузанова Н.Н.
Мелеуз
Проблема:
Богдан принес в садик машинки, когда мы пошли на прогулку он взял их с собой.
Придя с прогулки, я сказала, что игрушки надо оставить в шкафчике. Богдан спросил :
«А почему нельзя заносить игрушки в группу?». Я ответила : «Прежде чем заносить
их в группу, машинки нужно помыть, а то на них много разных микробов». Детям
стало интересно. Что это за микробы? Чем они нам могут навредить? Где же есть эти
микробы, если мы их совсем не видим? Я предложила детям провести исследование.
Из детской энциклопедии и журналов «Здоровье» мы узнали, что микробы – это
микроорганизмы, которые нельзя увидеть, потому что они очень, очень маленькие
меньше самых маленьких насекомых. Мы рассмотрели картинки с изображением
разных микробов. У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутики
вращаются, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства микробов
таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик,
который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). На
Земле их бессчетное количество. В течение дня мы беремся руками за множество
предметов, поселяя микробы, находящиеся на них, на свои руки. Например, были
микробы на игрушках. Они прилипли к рукам, и ребенок своими руками перенес их в
рот. Или еще один пример: были микробы в земле, дети играли на улице и микробы
прилипли к пальцам. Потом они пошли домой и стали грязными руками есть.
Микробы с пальцев прилипли к хлебу, другим продуктам питания и вместе с ними
попали в желудок. Вот так они и передвигаются.
Для того чтобы расти микробам нужно питание. Есть они могут все: хлеб, фрукты,
овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т. п.
Цель:
Сформировать представления детей дошкольного возраста о микробах, оказывающих
вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Актуальность проекта:
Ежегодно уровень заболеваемости у дошкольников начинает повышаться. Связано это
не только с вирусами гриппа, ОРВИ, насморка, но и с экологическими проблемами, с
химическими добавками в продукты питания, неочищенная вода и т. д. Проблема
состоит в том, что представление детей о здоровом образе жизни в нашем
современном мире и обществе очень актуальна.
У нас стоит задача - через всевозможные виды детской деятельности сохранить и
укрепить здоровье подрастающего поколения.
В дошкольном возрасте дети должны иметь не только представление, но и знать о
здоровом образе жизни, о правилах гигиены, об охране здоровья, а также делиться
этими знаниями со сверстниками и возможно с взрослыми.
Задачи:
Расширить знания детей о микробах (рассказать, что они растут, размножаются,
питаются, дышат);
Рассказать и объяснить, что такое микробы;
Познакомить детей с микроскопом и объяснить, что с его помощью можно
получать новые знания;
Научить простейшим способам борьбы с вредными микробами.
Гипотеза:
Используя метод исследования и специальную литературу, ребёнок – дошкольник,
может научиться бережно, относиться к своему здоровью, так как нас окружает
множество различных микроорганизмов.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: март – апрель 2017 г.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Руководитель проекта: воспитатель Рузанова Н.Н., 1 квалификационной категории.
Методы исследования:
Теоретические: изучение источников информации.
Практические: опыты, наблюдение.
Продукт проекта:
Альбом совместных работ детей и родителей «Микробы».
Этапы проекта:
Подготовительный этап
Выбор темы проекта;
Постановка цели и задач;
Выбор литературы: сказки, загадки, стихи, информация из энциклопедии;
Подбор материала: картинки, фотографии микробов под микроскопом;
Привлечение родителей поучаствовать и оказать помощь.
Основной этап
Беседы:
«Действительно ли микробы опасны для человека?»;
«Как обезопасить себя от того, чтобы микробы не попали в наш организм?»;
«Можно ли увидеть микробы?»;
«Как правильно мыть руки»;
«Как правильно чистить зубы»;
«Польза закаливания»;
«Чеснок и лук, от семи недуг».
Рассматривание иллюстрации;
Чтение художественной литературы:
К.И.Чуковский «Федорино горе».
Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
Просматривание мультфильмов:
«Уроки тетушки совы»;
«Митя и микробус».
Практический этап
Опыты:
Тема: «Размножение микробов».
Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.
Тема: «Плесень».
Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.
Тема: «Чистые ручки».
Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Тема: «Чих».
Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
Тема: «Опыт с зеркалом».
Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.
Тема: «Рассматривание под микроскопом пальцы рук».
Цель: учить ребенка пользоваться микроскопом.
Совместная работа детей и воспитателя.
Изготовление амулетов (чесночницы) от вирусов гриппа, ОРВИ.
Исследование:
Сажали и выращивали лук от семи недуг, чтобы отпугнуть микробы.
Заключительный этап:
Оформление альбома совместных работ детей и родителей «Микробы».
Заключение:
В процессе исследований выяснили, что микробы опасны, но человек научился с ними
бороться. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре
и к холоду, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если
вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как
это делать.
«Действительно ли микробы опасны для человека?»
«Чеснок и лук, от семи недуг»
«Как обезопасить себя от того, чтобы микробы не попали в наш организм?»
Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Федорино горе».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Опыт: «Размножение микробов».
Опыт: «Плесень».
(в
ыращивание вредных микробов, наблюдение за плесенью).
Опыт: «Чистые ручки».
Опыт: «Чих».
Опыт: «Опыт с зеркалом».
Опыт: «Рассматривание под микроскопом пальцы рук».
Рассматривание ладони рук под лупой.
Изготовление амулетов (чесночницы) от вирусов гриппа, ОРВИ.
Продукт проекта:
Оформление альбома совместных работ детей и родителей «Микробы».
Наши работы
Список литературы
А. М. Щетинина «Учим дошкольников думать» (игры, занятия).
Л. Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике».
Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова «Развиваем способности дошкольников».
И. Урмина, Т. Данилина «Инновационная деятельность в ДОУ».