Автор: Ренке Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №63"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности старших дошкольников по средствам занятия Оригами
Раздел: дошкольное образование
Статья "Организация проектной деятельности старших дошкольников
посредством занятия оригами"
В предложенном материале представлен опыт работы с детьми в
подготовительной к школе группе. Особое внимание уделяется занятиям
оригами и проектной методике. Объединив эти два направления, получается
новый прием, который я назвала "Игрушка-трансформер".
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую
притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному
моменту поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое ему и доступное. Не
перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность
бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они
овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими,
как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами
развивает у детей способность работать руками под контролем сознания,
совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев,
происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации
внимания, развивает конструктивное мышление, знакомит с основными
геометрическими фигурами, активизирует мыслительные процессы,
совершенствует трудовые умения и многое другое (Т.И.Тарабарина).
В своей работе с детьми я особое внимание уделяю занятиям «Оригами».
Проводя занятия оригами по традиционной технологии, я обратила внимание
на то, что поэтапное складывание фигурок, поделок в стиле оригами не
предполагае самостоятельности мышления, творческого поиска. На сегодня
важной проблемой является формирования личности, которая способна к
самостоятельности, к самоорганизации, умеющая вести диалог, отстаивать
свое мнение, свои права, готовая к сотрудничеству. Поэтому традиционная
технология обучения теряет свою силу и на современном этапе обучения
целесообразно использовать проектную деятельность.
Мной было принято решение - объединить два направления: оригами и метод
проектов, чтобы внести новизну и практическую значимость, создать
стихию заинтересованности, поиска, творчества, сотрудничества. Поэтому я
поставила перед собой цели: организацию совместного поиска решения
поставленной задачи и развитие творческого потенциала. Как говорил И.Г.
Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут
открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться,
развивать собственные идеи».
Свой основной прием я называю «Игрушка-трансформер». Такое понятие
для детей доступно, т.к. на современном рынке много игрушек с таким
названием и смысл, а также принцип трансформации знаком детям.
Трансформер - это фигура, которую легко можно слегка изменить и
превратить в абсолютно новую модель. А значит, каждая новая фигура может
быть «обыграна» самостоятельно. После складывания очередной фигурки, я
ставлю перед детьми цель:
Найди новый образ. Как сделать, используя только такую деталь, кукольный
театр. Можно ли сделать картину или открытку, используя только такую
деталь? и т.п. После поставленной цели дети всматриваются в получившую
фигурку, поворачивают, сгибают, отгибают какую-то часть для того чтобы
найти новый образ. После полученного результата детям предлагается
занести в карту или зарисовать схему, составить алгоритм изготовления
«Трансформера», т.о. в процессе проектной деятельности использование
моделирования позволяет осмыслить и систематизировать, полученные
знания, воспитанники овладевают символической деятельностью. После
анализа своих открытий воспитанники индивидуально, в парах, в группах по
желанию реализуют поставленную перед ними цель, задачу или
реализовывают совершенно новое творческое открытие.
Основным результатом п рименения проектной деятельности является
осознание воспитанниками ценностей совместного труда, умениями
организовать, спланировать и осуществить свои идеи в реальности.
Таким образом, я считаю,что разработанный мной путь реализации
проектной деятельности посредством оригами дает положительный
результат в развитии воспитанников. Дети стали более инициативны,
творчески активны, научились определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно, развиваются
познавательные способности.
Детские работы высоко оцениваются сотрудниками детского сада,
родителями и воспитанниками других групп. Для воспитанников младших
групп по данному виду деятельности были созданы игрушки для настольного
театра «Курочка с цыплятами», «Собака со щенком» (двухтрубный
кораблик), для пальчикового театра сказка «Теремок» (стаканчик), маски для
драматизаций (мордочка собачка) и т.п.