Автор: Надежда Геннадьевна Лоскутова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Применение дифференцированного подхода при обучении математики
Раздел: среднее образование
Выступление на ШМО учителей математики.
«Применение дифференцированного подхода при
обучении математики»
учитель математики Лоскутова Н.Г.
В своей работе я применяю различные методы работы в зависимости от возраста
учащихся и уровня подготовки и мотивации класса.
В настоящее время важная задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы
«научить ученика самостоятельно добывать информацию и активно включаться в
творческую и исследовательскую деятельность» . Следовательно, актуальным становится
внедрение в процесс обучения современных образовательных технологий, которые
формируют у учащихся умение учиться. Технология дифференцированного обучения
является одной из них.
Одной из главных задач обучения школьников математики
является
формирование
у
них
вычислительных
навыков.
Процесс
овладения
вычислительными навыками довольно сложен: сначала ученики должны усвоить тот или
иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться достаточно
быстро выполнять вычисления, а в отношении табличных случаев – запомнить результаты
наизусть. Чтобы обучение математики было результативным необходимо заинтересовать,
увлечь ребенка на уроке. Для этого содержание учебного материала должно быть вполне
доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и
на жизненный опыт учащегося, но, в то же время, материал должен быть достаточно
трудным и сложным. Учебный материал по содержанию обязательно должен опирается на
прошлые знания учащихся. Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо
использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
В своей работе я применяю различные методы работы в зависимости от возраста
учащихся и уровня подготовки и мотивации класса. Так в 5-6 классах я даю задания на
исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, но в нескольких заданиях нет
ошибки , а так же на восстановление частично стёртых записей. Недописанная фраза, не
до конца решенная задача, недосказанное условие в задаче стимулирует работу учащихся.
Например:
Найдите и объясните ошибку в решении:
а)
7
9
+
2
9
=
9
18
; б) 8 -
3
5
= 8
5
5
-
3
5
= 8
2
5
в) 5
7
11
- 4
9
11
= 1
2
11
или
а) 9,4 – 12,3 = 2,9 б) – 4, 26 – 6,9 = 2,64 в) 32,1 – (- 7,52) = 39,62
Закончите или начните предложение: а) От перестановки множителей ….;
б) Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно ……;
в) ………….., можно это число умножить на каждое слагаемое и полученные
произведения сложить.
Задания со сменой установки помогает мне на уроке не только проверить знания детей
по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. В таких
случаях я говорю, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную
память. Детям надоедают одни и те же слова: "Найдите значение выражения, решим
задачу, выполним упражнение и т.д." Я меняю формулировку задания, зная, что кроме
развития памяти одновременно проверяю качество усвоения программного материала.
Суть приёма в следующем: показываю слайды или на доске заранее пишу задание
(несколько чисел, фигур). Учащимся предлагаю запомнить их в том же порядке. Затем
задание убираю, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя устно или
письменно. Например, 64; 30; 95; 148; 951; 0; 1945.
1.
Сколько всего чисел?
2.
На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
3.
На каком месте стоит трёхзначное число?
4.
Назовите первое число.
5.
Какому историческому событию соответствует последнее число?
Групповая работа эффективна при проверке домашних заданий, при изучении новых
тем, при решении проблемных задач. Их ценность в том, часть заданий предусматривает
выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом решений, которые затем
учащимся
всего
класса
показывают
сами
ребята.
Ведущей
целью
школьного
математического образования является интеллектуальное развитие и формирование
качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. В то же
время увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься еще
и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на
протяжении всего урока Групповую работу можно применить и при изучении новой
темы.
Например, в 6 классе при изучении темы «Сложение отрицательных и положительных
чисел» я предлагаю детям поиграть в парах ,бросая игральные кости , затем изучить новую
тему самостоятельно в группах. Сначала группа играет первый бросок это выигрыш, второй
бросок это проигрыш. После нескольких бросков надо подсчитать выиграл ты или
проиграл, затем считают выиграла или проиграла одна группа у другой. Затем ставится
вопрос: «Как вы узнали выиграли вы или проиграли?» Выслушав ответы предлагаю
сформулировать
правили
сложения
чисел
с
разными
знаками,
предварительно
обговариваем,
что
выигрыш
обозначают
положительные
числа
,а
проигрыш
–
отрицательные.
У
ребят
есть
возможность
почувствовать
себя
компаньонами
в
исследовании материала, а затем и в роли учителя, объясняющего новый материал. Такой
урок учит детей работать над новой темой самостоятельно, кроме того, развивает умение
объяснять
изученное.
Также
ход
такого
урока
развивает
в
учениках
умение
приспосабливаться к обстановке: была одна группа со своими целями и задачами, и вдруг
меняются
и
окружающие
тебя
люди,
и
возникшие
другие
задачи.
В 6 классе, когда только начинается знакомство с координатной плоскостью, я
применяю не простое изображение точек на координатной плоскости по координатам, а
определенным образом подобранные картинки, составляемые по точкам, что позволяет в
конце работы детям сразу увидеть, где они ошиблись, если картинка не совпадает с
исходной. Можно так же предложить учащимся записать координаты точек используя
готовый рисунок. Такое задание более интересно ученику, чем просто отметить точки в
системе координат.
Запишите координаты точек.
Часто на уроках использую занимательный и исторический материал, задачи
повышенной сложности для сильных ребят.
В старших классах я практикую зачетную систему после каждой пройденной главы. В
11 классе стараюсь зачеты, а иногда и контрольные работы, проводить в тестовой форме
или по типу заданий ЕГЭ.
Также провожу работу группами и в старших классах, где при изучении темы группы
разбиваю по уровню усвоения, сильные работают с данными заданиями своего уровня, а
учащиеся плохо усвоившие данную тему работают со мной, что позволяет сильным не
зацикливаться на простых заданиях, а слабым не отставать еще больше. Для учащихся,
пропустивших тему, по какой-либо причине, или не усвоивших тему я провожу
консультации , а так же делаю карточки- подсказки, в которых на примере поэтапно
расписан алгоритм решения задания и предлагается выполнить похожее задание уже
самостоятельно.
При прохождении темы , я прикрепляю сильных учеников к группам из 2-3 неуспевающих
по данной теме учащихся, что позволяет сильным еще раз повторить тему, объясняя её
учащимся плохо усвоившим тему.
Часто в работе на уроках практикую взаимопроверку. Определение и объяснение
ошибки сильными учащимися. Я считаю, что когда один ученик объясняет материал
другому, у обоих происходит более глубокое понимание темы (речь идет о темах
повторения).
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с
использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов.
Стараюсь
формулировать
тему
проекта
с
учетом
индивидуальных
интересов
и
возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет
возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму
представления материала, способ и последовательность его изложения. В моей практике
были случаи , когда ученик, показывавший весьма посредственные знания, создавал
самостоятельно и представлял на высоком уровне
самостоятельно подготовленный
материал . Уверенное владение компьютером позволило такому ученику повысить свою
самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.
Показ презентаций, составленных учащимися по темам программы, позволяет привлечь к
работе и других ребят.. Обучающие презентации позволяют наглядно рассмотреть
несколько приемов решения одного уравнения или задачи. Применение графического
редактора позволяет наглядно показать «движение» графиков по оси, сжатие или
растяжение
в
зависимости
от
коэффициента.
Конечно же никакая техника не может заменить простое общение между учеником
и учителем, я считаю, что невозможно решить задачу, а особенно геометрическую, без
рассуждений. Я поощряю учеников когда они начинают спорить между собой, или даже
со мной по поводу метода решения задачи, потому что именно во время общения и
происходит то сближение учителя и ученика, т.к. появляется общая цель, решить задачу, и
не просто решить, а сделать это красиво.
Применение
дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается
практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит
переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным
участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие ученика, его личная
самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление
учиться по своему внутреннему убеждению.