Напоминание

"Как помочь ребёнку левше"


Автор: Кутепова Ирина Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ №45 "Гармония"
Населённый пункт: г.Невинномысск,Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Как помочь ребёнку левше"
Раздел: дошкольное образование





Назад




“Как помочь ребенку левше ”

Существует множество тем, на которые хотелось бы

поговорить с родителями будущих школьников. Одна из

них о необходимой помощи леворуким детям.

Нет ни одного детского сада ,ни одной школы, где бы не

было левшей. По данным статистики, левши составляют

15% всего населения земли. А 7 лет назад эти показатели

составляли 10%.Причины такого роста неизвестны.

Вероятно, изменилось отношение к такому явлению как

леворукость. Взрослые стали сторонниками непереучивания

детей –левшей. Некоторые родители, убежденные ,что их

ребенок левша, не проконсультировавшись со специалистом

,целенаправленно развивали в ребенке левшество,

подчеркивая его особенность.

К левшам относят и такую категорию людей как

амбидекстры, то есть обоерукие- умеющие пользоваться

равноценно обеими руками. Так или иначе, число левшей

увеличилось.

Многие не подозревают, какое многообразие так

называемых левшей существует в природе. Кроме чистых

левшей есть графические левши, бытовые левши,

леворукие,люди с наследственным-генетическим

левшеством, и люди с компенсаторным левшеством, то

есть приобретенным в результате какой либо травмы.

Не определив причину или природу левшества у

ребенка, взрослые часто принимают скоропалительные

выводы. Переучивать- так всех поголовно; не переучивать-

аналогично, как будто это уставные правила. А ведь

принимать решение надо индивидуально для каждого

ребенка. Установить к какому типу левшей относится ваш

ребенок и является ли он действительно левшой или

временно отдает предпочтение левой руке ,может

установить только специалист.

У детей ведущая рука формируется к 4 годам, а до

этого возраста предпочтение руки может быть

неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую

руку и тем более, если среди родственников есть леворукие,

необходимо уточнить в каких видах деятельности ребенок

предпочитает работать левой рукой.

Бывают такие нюансы- ребенок рисует левой рукой, а

ест и другие действия в быту выполняет правой, таких

детей называют –графический левша, но бытовой правша, а

бывает и наоборот.

Мир правшей устроен так, что левшам приходится

проявлять изобретательность,а то и фантастическим

образом находить свой способ построения и овладения

миром правшей. Предметы

быта,мебель ,двери,концелярские товары, музыкальные

инструменты, даже техника вязания на спицах и крючком

придуманы для правшей.

Маленькие левши начиная осваивать технику чтения

и письма должны тоже проявить свою изобретательность,

так как методики обучению письму детей данной категории

нет. С этой проблемой каждый год сталкиваются учителя,

набирающие первые классы.

То, что праворуким детям дается без труда, левшам

необходимо повторить несколько раз, чтобы довести до

автоматизма. Именно поэтому, воспитывая левшу, следует

максимально автоматизировать извне как можно больше

операций, используемых им в повседневной жизни.

Так не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам

научиться (просто глядя на вас) пользоваться ложкой,

иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать

шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником.

Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с

ним повторить нужное ждвижение. Вы хотите научить

ребенка плавать, играть в теннис, танцевать? Прекрасно!

Берите его тело в свои руки и помогите ощутить ему свое

тело, поруководив его руками и ногами.

То же относится к написанию букв, цифр, рисованию.

Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя

на образец. Лучше положите сверху кальку обведите

вместе с ним (потом он сделает это сам) нужный образец

несколько раз. Или наоборот, воспользуйтесь копиркой и

покажите ребенку, какой красивый « образ» возник на

нижнем листе.

Ваша задача- буквально заставить тело ребенка

запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в

каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы. Для

левшат , помимо таблицы умножения, неплохо овладеть

таблицей сложения, она позволит им сэкономить время.

Гуляя по лесу с маленьким левшой, хорошо бы дать ему

понюхать, потрогать, если можно- пожевать различные

травы, цветы, грибы, кору деревьев. А уж потом объяснить,

опираясь на возникшие у него чувственные впечатления,

что общего и какая разница между этими растениями.

Ведь очень часто, руководствуясь своим видением

мира, левшата выстраивают такие мыслительные

конструкции, которые поражают своей нетривиальностью,

но явно показывают, что обобщенная картина мира у них,

мягко говоря, далека от общепринятой. А ведь им придется

жить в мире правшей.

Педагог-психолог Кутепова Ирина Юрьевна

МБДОУ №45 «Гармония»

Г.Невинномысск ,Ставропольский рай



В раздел образования