Автор: Михеева Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Василек"
Населённый пункт: г.Елизово. Камчатский край
Наименование материала: КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДЕВОЧЕК
Тема: "ПАРИКМАХЕРСКАЯ"
Раздел: дошкольное образование
Конспект сюжетно-ролевой игры девочек «Парикмахерская»
Предварительная работа.
Беседы на тему:
«Работа парикмахера» «Как я с мамой ходил в парикмахерскую»
(формирование у детей представления об окружающем мире, развитие
речи).
«Эти добрые словечки» (закреплять правила этикета и общения).
«Мальчики и девочки» (побеседовать с детьми об их интересах,
любимых игрушках, выяснить какие прически любят девочки, а какие
мальчики).
«Каждой вещи свое место», «Аккуратный парикмахер» (формировать
представление детей о хранении вещей, учить определять по значению
вещи место ее хранения).
Беседа об атрибутах, необходимых для работы парикмахера.
Экскурсия в парикмахерскую (обогащение личного опыта детей).
Наблюдение за работой мастера, клиентов, обслуживающего персонала.
Рассматривание: сюжетных картинок «В парикмахерской» из серии «Кем
быть» (расширять представление детей о работе парикмахера, его
обязанностях);фотоальбома «В парикмахерской» (расширять представления
детей о работе парикмахера, какими инструментами пользуется парикмахер).
Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел», С. Михалков
«В парикмахерской», Русская народная потешка «Расти коса до пояса».
Задачи: закрепить полученные знания о профессии парикмахера; создать
условия для развития способности самостоятельно развивать сюжет;
обогащать поведенческий репертуар.
Сюжет: парикмахерская.
Роли: парикмахер, клиент, кассир.
Роли
Атрибуты
Игровые действия
Речевые обороты
Парикмахер
Фартук, фен,
бигуди, ножницы,
распылитель,
расчески, зажимы,
кувшин
с «водой»,
таз, лак для волос
Выслушивает
пожелания
клиента, надевает
накидку, моет
голову. Стрижет
волосы, сушит их
феном, делает
укладку,
выписывает талон
на определенную
сумму для оплаты;
беседует с
клиентом.
«Здравствуйте,
присаживайтесь!»
«Какую стрижку
желаете?!»
«Вот вам
квитанция на
оплату!»
«До свидания!»
Клиент
Сумка, кошелек.
Делает заказ,
рассчитывается за
него, проверяет его,
благодарит за
работу.
«Здравствуйте!»,
«Я бы хотела...»,
«Спасибо, я
довольна!», «До
свидания!»
Кассир
Кассовый аппарат,
деньги, журнал об
услугах.
Принимает оплату
оказанной услуги,
сдает сдачу,
записывает в
журнал сведения об
услуге.
«Здравствуйте!
Как Ваше имя?»,
«Вашу
квитанцию,
пожалуйста»,
«Возьмите
сдачу», «До
свидания!»
Ход игры:
Педагог предлагает поиграть в игру «Парикмахерская». Взрослый готовит
игровое пространство (рис. 1). Раскладывает атрибуты, спрашивает о
функциях этих атрибутов
Девочка выбирает роль. Обыгрывать сюжет имеет смысл несколько раз,
меняясь ролями. «Клиент» звонит в парикмахерскую утром с целью
записаться на прием. «Клиент» заходит в парикмахерскую.
Кассир.
Здравствуйте,- как Ваше имя? (Делает запись в журнале,
провожает в зал.)
Парикмахер. Здравствуйте, присаживайтесь! (Приглашает клиента
в кресло, надевает накидку.)
- Какую стрижку желаете?
Клиент.
Здравствуйте, я бы хотела короткую стрижку, чтобы
подчеркнуть форму лица.
Парикмахер. Давайте сначала вымоем голову. (Моет голову, стрижет
волосы, сушит феном, делает укладку.)- Все готово! Вот ваша квитанция на
оплату услуги.
Клиент (осматривает себя в зеркало, трогает волосы).
Спасибо, я довольна! (Идет к кассиру с квитанцией.)
Кассир. Вашу квитанцию, пожалуйста. (Принимает плату за услугу.)
- Возьмите сдачу (протягивает деньги). -До свидания!
Клиент. До свидания! (Берет сдачу и уходит.)
В ходе игры взрослый может подсказывать сюжет, действие. Поиграв
несколько раз, можно разнообразить игру новыми игровыми задачами:
добавить
очередь,
маникюрный
кабинет,
мужской
зал.
Тогда
вам
потребуются еще действующие лица; например, дома и папе будет дана
возможность проявить себя.
К 5-7 годам у ребенка дошкольного возраста в норме хорошо развиты
игровые действия. Сюжетно-ролевая игра приобретает самостоятельную и
творческую направленность. Это очень важно, потому что в сюжетно-
ролевои игре развиваются внимание, память, мышление, воображение, речь,
формируется опыт общения, способность управлять своим поведением.
Развитие перечисленных процессов необходимо для успешного обучения в
школе.
Главное для девочки старшего дошкольного возраста в процессе
сюжетно-ролевои игры - удовлетворение интереса к взаимодействию и
взаимообщению людей. Девочка уже способна выстроить сюжет, придумать
правила, договориться с игроками. Внимание педагога должно быть
сосредоточено на обилии игровых задач, на создании условий для появления
интересных замыслов, отражении в игре человеческих взаимоотношений.
Способы выхода из игры.
Наши парикмахеры сегодня хорошо потрудились, всех сделали очень
красивыми. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она
опять будет работать. Обязательно приходите.
Если игра не затухает, то можно заранее предупредить детей, что
парикмахерская скоро закроется, осталось совсем мало времени,
поэтому обслуживается последний клиент. Не успевшие могут
придумать себе прическу и прийти завтра. Таким образом, в игре будут
участвовать все дети и никто не расстроиться.
Дополнительные варианты игры
1 вариант. Воспитатель обращает внимание детей на свою (или на прическу
кого - то из детей) прическу, выясняет, хотелось бы им сделать новую
прическу. Воспитатель сам берет на себя роль парикмахера и дает детям
образец действий и общения: «Проходите, пожалуйста, присаживайтесь»,
«Какую прическу Вы бы себе хотели?», «Заплести косичку или завязать
хвостик?», «Вы хотите две косички? Очень хорошо», «Пожалуйста!» «Вам
понравилось?», «Я тоже рада, что Вам понравилось», «Приходите к нам еще,
я сделаю новую прическу», «Пожалуйста, следующий!».
2 вариант. Воспитатель берет на себя роль клиента. Воспитатель говорит,
что ему сегодня нужно идти в гости, но он не успевает в парикмахерскую и
просит помочь ему. Воспитатель – клиент вежливо предъявляет свои
требования (подсказывает: как завить бигуди, помыть волосы, украсить
прическу заколками).
3 вариант. Что бы пробудить детский интерес к игре, воспитатель
предлагает закрыть парикмахерскую на реконструкцию (на ремонт).
Подготавливает новые атрибуты для игры, затем вместе с детьми организует
торжественное открытие, побуждая детей к участию.
Игры-спутники, введение новых временных ролей
1.
«Семья» - мама ведет своего ребенка постригаться.
2.
«Магазин» - что бы сделать прическу, нужно купить новые и красивые
заколки, купить духи или шампунь (для этого нужно сделать
временный стеллаж.
3.
«Шоферы» - предложить отвести клиентов парикмахерской домой.
4.
«Разговор по телефону» - собираясь в парикмахерскую, можно
позвонить подруге, пригласить ее с собой.
5.
Игра-драматизация «Стрижка льва». Познакомить детей с
одноименным мультфильмом, помочь принять на себя роль персонажа
мультфильма, обогатить знакомый сюжет, учить имитировать действия
персонажей, передавать их эмоциональное состояние при помощи
мимики, поз, жестов, движений.
Проблемные ситуации:
«Оксана очень торопится, может, пропустим ее без очереди?»;
«Сломались ножницы» (Развивать умение детей самостоятельно
решать проблему).
Дидактические игры: «Кому что нужно», «Чей бантик», «Расскажем
львенку, как работает парикмахер», «Чудесный мешочек», «Чье это?»,
«Маша-растеряша», «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем».
Задачи: Систематизировать знания детей о том, какие инструменты,
атрибуты нужны представителям разных профессии; учить соотносить
предметы по цвету, передавать результаты в речи; упражнять в умении
находить предметы по описанию, пояснять свой выбор, развивать
воображение.