Напоминание

Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра


Автор: Яковлева Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал МАОУ Тоболовская СОШ
Населённый пункт: п.Октябрьский , Ишимский район, Тюменская область
Наименование материала: сообщение
Тема: Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра
Раздел: полное образование





Назад




Сообщение

« Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с

расстройствами аутистического спектра»

Аутизм

- комплексное нарушение развития, включающее проблемы с

социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом когнитивных,

эмоциональных, сенсорных, двигательных способностей, а также отставание в

развитии этих способностей.

Ребенку с РАС сложно научится многим навыкам при случайных обстоятельствах

как самостоятельно, так и через подражание другому человеку. Однако, во всех

случаях овладение навыком связано с определенной ситуацией, и затруднен его

перенос в другую. Кроме физиологических особенностей таких детей (нарушения

мышечного тонуса, тонкой моторики, общая моторная неловкость), у детей с РАС

наблюдаются проблемы с планированием движений или обостренная реакция на

вкусы и другие незнакомые ощущения.

Для детей с РАС развитие навыков самообслуживания является особой

проблемой, так как самопроизвольно не формируются.

Нарушение контакта,

трудность

произвольного

сосредоточения,

страхи

определяют

сложность

привития навыков самообслуживания. Это объясняется во многом фактором

отсутствия взаимодействия со взрослым, т.е. родителем, который играет главную

роль в развитии ребенка с самых первых дней его жизни. Таким образом,

нарушается первичная социализация «значимый-другой». В связи с этим, к трем

годам, когда родители начинают обращаться за помощью к специалистам в

специализированные учреждения, то видимым становится отсутствие у таких

детей самых обычных навыков самообслуживания, как умение самостоятельно

принимать пищу или пользоваться горшком.

Детям с РАС часто нелегко осваивать новые навыки-пробовать незнакомую

пищу, одеваться, мыть руки, приучаться к туалету-потому что ребенок не в

полном объеме чувствует, ориентируется и владеет своим телом. Наличие страхов

обуславливает трудность овладения навыками самообслуживания, так как

ребенок может бояться ходить в туалет из-за шума спускаемой из бачка воды,

мыться, если вода однажды попала ему в глаза, заходить в ванную из-за звуков в

трубах, одеваться, так как в прошлом испугался узкого воротника свитера, идти

гулять, потому что боится соседской собаки или лифта.

О.С. Никольская, Е.Р Баенская, М.М. Либлинг писали, что негативизм

ребенка может быть преодолен, если близкие понимают, что стоит за отказом

ребенка; дают ему возможность освоиться в пугающей ситуации; терпеливо

ободряют его, подчеркивают, какой он уже большой и смелый.

Для того, чтобы преодолеть «ситуации стресса», нужно давать понять ребенку ,

что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и сотрудничество с ним,

чтобы он почувствовал себя спокойно и уверенно. Нужно стараться сводить

напряжение и суету к минимуму, в той области, с которой связана новая

деятельность. Нужно превратить процесс обучения в приятное занятие.

Дети с РАС, не уверены в успехе, поэтому будут стараться привлечь

помощь взрослого, после чего, легко становятся зависимым от его поддержки и

подсказки. Крайне важно создать у него ощущение «успеха», подчеркивая, как у

него хорошо и ловко все получается.

Очень часто бывают ситуации, когда взрослые замечают, что дети с РАС

выполняют инструкцию только тогда, когда им хочется, а обычно в ответ на

попытку взрослого что-то потребовать могут начать капризничать, ударить,

закричать или укусить. Но если взрослый, пугается и отменяет свое требование в

ответ на его крик все, что тот хочет, такой способ добиться своего закрепиться в

сознании детей, и тот будет демонстрировать такое поведение чаще.

Формирование навыков самообслуживания и самостоятельности у детей с

отклонением

в

психоэмоциональной

сфере

крайне

необходимо,

хоть

и

значительно затруднено. Возникает большая сложность в том, что такие дети не

подражают взрослым, в отличии от ребенка с нормальным развитием.

Существует несколько методик, обучающих детей с аутизмом данным навыкам,

при правильном применении, любая из нижеперечисленных методик сможет дать

положительные результаты.

Наиболее известная программа, которая развита в зарубежных странах-

«Хайскоуп» - это методика работы с детьми, в основе лежит идея, что дети

лучше всего приобретают новые навыки во время своей активной

деятельности, которую они планируют и осуществляют самостоятельно.

Это поощряет детей самостоятельно принимать решения и нести за них

ответственность.

Следующая методика, которая уже начала свое активное распространение

по нашей стране - ABA-терапия (ее американский вариант - «Behavior

Modification»). Данный метод является одним из активных методов,

которые применяют в разных странах, в том числе и в России. В основу

была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые

последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение

повторять, а если не нравятся, то не будет. Кроме того, не стоит забывать,

что это единственный подход, эффективность которого научно доказана.

Очень важной задачей педагогической работы с детьми, которые имеют

расстройства аутистического спектра - привитие гигиенических навыков, к

которым относятся навыки самообслуживания. При своевременном появлении у

детей данных навыков, является отражением их начальной социализации и

адекватного развития.

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман считают, что ребенок с РАС чувствует себя

спокойнее при существовании четкого распорядка дня, так как для них

свойственно стереотипное поведение, поэтому важно построить день так, чтобы

ребенок со временем привыкал к режиму дня и обучение вызывало удовольствие

от проделанной работы.

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходимо:

1. четкий режим дня;

2. умение рационально организовывать окружающую обстановку;

3. постоянное руководство взрослых.

Основные методы для обучения навыков самообслуживания:

1. Личный пример взрослых.

2. Показ, объяснение, пояснение.

3. Поощрение детей во время процесса обучения.

4. Беседы с родителями

5. Упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, игровые приемы.

6. Постоянный повтор выученных действий.

Во время формирования навыков самообслуживания у детей с РАС нужно

специальное, индивидуальное обучение детей, в котором будут сочетаться такие

процессы, как: обучение, воспитание и развитие.

Формируя навыки самообслуживания , надо помнить правила

взаимодействия с аутичным ребёнком:

- Принимать ребёнка таким, какой он есть. Исходить из интересов ребенка.

- Строго придерживаться определенного режима и ритма занятий. Соблюдать

ежедневные ритуалы.

- Улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка,

свидетельствующие о его дискомфорте.

- Больше разговаривать с ребенком, озвучивая действия, выполняемые с ним. -

Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения с ребенком.

Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую

наглядную информацию (схемы, расписание, пиктограммы и т. п.)

- Избегать переутомления ребёнка.

Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в

ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка

таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его

развитию.



В раздел образования