Напоминание

Клинико-педагогическая помощь умственно отсталым детям


Авторы: Джамалудинова Заира Гамзатовна, Устаева Регина Арметовна
Должность: к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Клинико-педагогическая помощь умственно отсталым детям
Раздел: высшее образование





Назад




З.Г. Джамалудинова

доцент кафедры коррекционной

педагогики и специальной

психологии,

кандидат педагогических наук

Р. А. Устаева

Магистр 2 года обучения

факультета коррекционной

педагогики и специальной

психологии

Клинико-педагогическая помощь умственно отсталым детям

На протяжении последних 30 лет во всем мире высказывается

необходимость

расширения

медицинской,

социальной,

педагогической

помощи умственно отсталым людям. Доминирующим направлением в ее

оказании является «нормализация», то есть наибольшее приближение

жизненной модели к нормальной [5; 7; 12].

В период с 1960 по 1970 год основой в реабилитации умственно

отсталых пациентов был поведенческий анализ - по сути, обучение са-

мообслуживанию. Постепенно его место заняла когнитивно-бихевиоральная

терапия, включающая специальное обучение, чему способствовало бурное

развитие в 70-е годы психофармако- терапии [46].

70–80-е годы XX века охарактеризовались активным развитием

социореабилитационного

направления

в

психиатрии,

связанного

с

процессами деинституционализации, т. е. закрытием психиатрических

больниц. Так, в США число людей, находящихся в специализированных

учреждениях в период с 1967 по 1976 год снизилось на 23%, с 1976 по 1996

год-на 46% [38]. Закрытие специальных учреждений повлекло за собой

множество положительных моментов для пациентов и их опекунов.

Однако,

деинституционализация,

проведенная

без

тщательного

планирования, приводила к недостаточному включению пациента в жизнь

общества, к одиночеству и усилению психических и поведенческих проблем

[2,3].

В отдельных странах процесс сокращения стационарных коек

опережал создание внебольничных учреждений, и многие больные вообще не

получали необходимой помощи [7]. Высказывались мнения, что ориентация

на нормализацию человека ведет к неклинической направленности, приводит

к разрозненности целей реабилитации, недостаточному учету или не-

дооценке социальных и специфических потребностей умственно отсталых

людей.

В отличие от этого клиническое вмешательство, широко признанное в

других областях психиатрии, повышает способности человека в социальной

адаптации [1]. При этом «нормализация» не исключает психиатрической

диагностики и необходимости индивидуального обучения [6]. Развитие

широкого спектра помощи: временного ухода, дневного пребывания,

трудоустройства, специального образования-все это стало важным для людей

с умственной отсталостью [3]. Во многих странах в психиатрии был

проведен целый ряд реформ, заключающихся в организации психи-

атрических отделений в составе больниц общего типа, создании широкой

сети различных вне- больничных форм помощи-консультативных клиник и

центров, амбулаторных отделений, полустационаров, кризисной службы.

Большое

значение

стало

уделяться

социореабилитационному

направлению. Общество создавало различные модели оказания помощи, в

основном

на

базе

Родоначальниками

общественной

или

социальной

психиатрии стала Англия, позже к ней присоединились США и Канада. В

настоящее время подобная модель организации психиатрической помощи

внедрена в большинстве европейских стран, Японии. В общественной

психиатрии основная роль отводится не медицинским учреждениям, а

социальным службам [2; 5].

Мультидисциплинарные команды, в которые входят психиатры,

социальные

работники,

психологи,

психотерапевты,

трудотерапевты,

социальные педагоги, созданы в США и многих европейских странах [2].

Одной из наиболее распространенных моделей общественной психиатрии

является «менеджмент случая» (case management), которая характерна для

США и Канады. Другая модель-«менеджмент помощи» (care management)

применяется на большей территории Англии. В настоящее время в Англии

действует модель, схожая с «менеджментом случая»-care program approach, а

в США-разновидность «менеджмента случая», разработанная R.M. Andersen

и P.L. Devidson [6; 3]. Службы здравоохранения различных стран отличаются

как по доставке услуг, так и по финансированию, бюрократической

организации, по координации и преемственности в ведении документации [2;

5].

Так, в Дании с 1980 года амбулаторные формы ухода переданы в

ведение коммун, в то время как губернские советы отвечают за интернаты и

организацию обучения. В Финляндии коммунальные советы организуют

уход за умственно отсталыми через систему закрытых учреждений. В

Исландии помощь умственно отсталым детям оказывают государственный

при- ют и специальные школы в Рейкьявике. В Норвегии созданы крупные

центральные и небольшие дома для инвалидов, деятельность которых

регламентируется законом о медицинской помощи, а владельцами являются

фонды и организации [2]. 77% детей и подростков Швеции проживает дома с

родителями и пользуются социальны- ми льготами [6].

Закрытые

учреждения

в

Германии,

как

правило,

принадлежат

религиозным или благотворительным организациям. Большое количество

людей с умственной отсталостью проживают в психиатрических клиниках. В

Голландии хорошо развиты система обучения,

дневные центры для

инвалидов, особые мастерские. Вся система ухода за умственно отсталыми

осуществляется тремя религиозными группами при поддержке государства.

Многие инвалиды содержатся в закрытых учреждениях. Помощь

умственно отсталым во Франции представляется разобщенной и, по мнению

некоторых

авторов,

недостаточно

развитой.

Она

находится

в

руках

множества частных владельцев и организаций.

Англия раньше других европейских стран построила множество

государственных специальных больниц и школ для умственно отсталых. В

таких больницах по-прежнему проживает большое количество детей и

взрослых, кроме того, многие дети постоянно специализированной помощи

[5]. В США конкретные виды помощи (медицинская, профилактическая,

социальная) оказываются различными учреждениями и ведомствами.

У каждого ведомства свои взгляды на оказание услуг, различны и

источники

финансирования.

Все

это

приводит

к

фрагментации

здравоохранения [4]. В системе здравоохранения США, центральной

фигурой является терапевт первичного звена, который координирует как

саму помощь, так и взаимодействия между службами. Такая координация

часто

неэффективна,

так

как

этот

специалист

не

несет

основной

ответственности за пациентов с умственной отсталостью [6; 3].

Еще одним недостатком данной модели является то, что она не

обеспечивает качественное планирование и практическую деятельность,

поощряя первичную медицинскую помощь и препятствуя профилактической

и узкопрофильной [8]. Учитывая несовершенства американской системы

здравоохранения в помощи умственно отсталым, в последние десятилетия

были проведены исследования по разработке интегрированной модели

охраны здоровья через модель «Управление случаем» или с использованием

мульти дисциплинарных бригад [4].

Несмотря на положительные результаты, широкого распространения

интегрированные системы не нашли. Большинство правительственных

ресурсов

сосредоточено

на

профилактических

мерах,

деинституционализации, обеспечении жилья, образовании и трудоустройстве

умственно отсталых людей [7].

В

противовес

фрагментированной

отраслевой

системе

США

Австралия, некоторые страны Западной Европы имеют интегрированную

систему, в которой медицинская помощь застрахована и гарантирована.

Услуги по ее предоставлению финансируются за счет частных страховых

компаний или имеют государственную поддержку. Так, здравоохранение и

социальная сфера имеют общее финансирование и относятся к органам мест-

ного здравоохранения, которые отслеживают потребности населения [4]. В

целом данная система здравоохранения менее разрозненна, чем отраслева.

Проводятся

исследования,

направленные

на

разработку

и

экспериментальную

апробацию

различных

моделей

интегрированного

обучения детей с отклонениями в развитии [7, 1]. Но распространение

интегрированного обучения не должно идти в ущерб развитию специальных

коррекционных учреждений, которые требуют всесторонней поддержки [4].

По мнению некоторых исследователей, масштабная реализация

инклюзивного подхода к образованию на данном этапе развития общества

является только мечтой, в основном по финансовым соображениям [1, 2].

Необходимо

отметить,

что

с

начала

90-х

годов

объем

социореабилитационной помощи в отечественной психиатрии сократился [5,

2].

Для решения социальных проблем пациенты до сих пор обращаются

за помощью к участковому психиатру, однако их возможности в решении

данных вопросов ограничены нормативами времени приема пациента и

должностными обязанностями. Социальная поддержка в большей степени

направлена

на

жизнеобеспечение

пациента

(льготы,

пенсии)

и

не

стимулирует его социальную активность [6].

Таким образом, система помощи умственно отсталым как за рубежом,

так и в нашей стране за последние десятилетия претерпела существенные

изменения.

При

этом

вопросы

эффективного

ее

оказания

остаются

актуальными и в настоящее время.

Литература

1. Андреев Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф. Образование лиц с

ограниченными

возможностями

в

контексте

Программы

ЮНЕСКО

«Образование для всех»: опыт России.-СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.

—2007.—С. 6.

2. Бакк А., Грбневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой

умственного развития.—СПб: ИРАВ.—2001.—360 с.

3. Булат Г., Кара А. Основные направления инклюзивного образования в

Республике Молдова // Ресурсные материалы по вопросам инклюзивного

образования и образования для устойчивого развития.—2009.—С. 25–27.

4. Белявский Б.В. Образование инвалидов в России: история вопроса,

статистика

//

Образование

детей-инвалидов

в

России.

Материалы

международной конференции: «Инклюзивное образование: перспективы

развития в России».—М.—2006.—60 с.

. Гилберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста.—

М.: ГЭОТАРМЕД.—2004.—544 с

6. Грозная Н.С. Включающее образование. История и зарубежный опыт //

Вопросы образования.—М.—2006.—№ 2.—С. 91–105

7. Гурович И.Я., Ньюфельдт О.Г. Современные тенденции развития и новые

формы психиатрической помощи.—М.: ИД «Медпрактика—М».—2007.—

356 с.



В раздел образования