Авторы: Джамалудинова Заира Гамзатовна, Устаева Регина Арметовна
Должность: к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Клинико-педагогическая помощь умственно отсталым детям
Раздел: высшее образование
З.Г. Джамалудинова
доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной
психологии,
кандидат педагогических наук
Р. А. Устаева
Магистр 2 года обучения
факультета коррекционной
педагогики и специальной
психологии
Клинико-педагогическая помощь умственно отсталым детям
На протяжении последних 30 лет во всем мире высказывается
необходимость
расширения
медицинской,
социальной,
педагогической
помощи умственно отсталым людям. Доминирующим направлением в ее
оказании является «нормализация», то есть наибольшее приближение
жизненной модели к нормальной [5; 7; 12].
В период с 1960 по 1970 год основой в реабилитации умственно
отсталых пациентов был поведенческий анализ - по сути, обучение са-
мообслуживанию. Постепенно его место заняла когнитивно-бихевиоральная
терапия, включающая специальное обучение, чему способствовало бурное
развитие в 70-е годы психофармако- терапии [46].
70–80-е годы XX века охарактеризовались активным развитием
социореабилитационного
направления
в
психиатрии,
связанного
с
процессами деинституционализации, т. е. закрытием психиатрических
больниц. Так, в США число людей, находящихся в специализированных
учреждениях в период с 1967 по 1976 год снизилось на 23%, с 1976 по 1996
год-на 46% [38]. Закрытие специальных учреждений повлекло за собой
множество положительных моментов для пациентов и их опекунов.
Однако,
деинституционализация,
проведенная
без
тщательного
планирования, приводила к недостаточному включению пациента в жизнь
общества, к одиночеству и усилению психических и поведенческих проблем
[2,3].
В отдельных странах процесс сокращения стационарных коек
опережал создание внебольничных учреждений, и многие больные вообще не
получали необходимой помощи [7]. Высказывались мнения, что ориентация
на нормализацию человека ведет к неклинической направленности, приводит
к разрозненности целей реабилитации, недостаточному учету или не-
дооценке социальных и специфических потребностей умственно отсталых
людей.
В отличие от этого клиническое вмешательство, широко признанное в
других областях психиатрии, повышает способности человека в социальной
адаптации [1]. При этом «нормализация» не исключает психиатрической
диагностики и необходимости индивидуального обучения [6]. Развитие
широкого спектра помощи: временного ухода, дневного пребывания,
трудоустройства, специального образования-все это стало важным для людей
с умственной отсталостью [3]. Во многих странах в психиатрии был
проведен целый ряд реформ, заключающихся в организации психи-
атрических отделений в составе больниц общего типа, создании широкой
сети различных вне- больничных форм помощи-консультативных клиник и
центров, амбулаторных отделений, полустационаров, кризисной службы.
Большое
значение
стало
уделяться
социореабилитационному
направлению. Общество создавало различные модели оказания помощи, в
основном
на
базе
Родоначальниками
общественной
или
социальной
психиатрии стала Англия, позже к ней присоединились США и Канада. В
настоящее время подобная модель организации психиатрической помощи
внедрена в большинстве европейских стран, Японии. В общественной
психиатрии основная роль отводится не медицинским учреждениям, а
социальным службам [2; 5].
Мультидисциплинарные команды, в которые входят психиатры,
социальные
работники,
психологи,
психотерапевты,
трудотерапевты,
социальные педагоги, созданы в США и многих европейских странах [2].
Одной из наиболее распространенных моделей общественной психиатрии
является «менеджмент случая» (case management), которая характерна для
США и Канады. Другая модель-«менеджмент помощи» (care management)
применяется на большей территории Англии. В настоящее время в Англии
действует модель, схожая с «менеджментом случая»-care program approach, а
в США-разновидность «менеджмента случая», разработанная R.M. Andersen
и P.L. Devidson [6; 3]. Службы здравоохранения различных стран отличаются
как по доставке услуг, так и по финансированию, бюрократической
организации, по координации и преемственности в ведении документации [2;
5].
Так, в Дании с 1980 года амбулаторные формы ухода переданы в
ведение коммун, в то время как губернские советы отвечают за интернаты и
организацию обучения. В Финляндии коммунальные советы организуют
уход за умственно отсталыми через систему закрытых учреждений. В
Исландии помощь умственно отсталым детям оказывают государственный
при- ют и специальные школы в Рейкьявике. В Норвегии созданы крупные
центральные и небольшие дома для инвалидов, деятельность которых
регламентируется законом о медицинской помощи, а владельцами являются
фонды и организации [2]. 77% детей и подростков Швеции проживает дома с
родителями и пользуются социальны- ми льготами [6].
Закрытые
учреждения
в
Германии,
как
правило,
принадлежат
религиозным или благотворительным организациям. Большое количество
людей с умственной отсталостью проживают в психиатрических клиниках. В
Голландии хорошо развиты система обучения,
дневные центры для
инвалидов, особые мастерские. Вся система ухода за умственно отсталыми
осуществляется тремя религиозными группами при поддержке государства.
Многие инвалиды содержатся в закрытых учреждениях. Помощь
умственно отсталым во Франции представляется разобщенной и, по мнению
некоторых
авторов,
недостаточно
развитой.
Она
находится
в
руках
множества частных владельцев и организаций.
Англия раньше других европейских стран построила множество
государственных специальных больниц и школ для умственно отсталых. В
таких больницах по-прежнему проживает большое количество детей и
взрослых, кроме того, многие дети постоянно специализированной помощи
[5]. В США конкретные виды помощи (медицинская, профилактическая,
социальная) оказываются различными учреждениями и ведомствами.
У каждого ведомства свои взгляды на оказание услуг, различны и
источники
финансирования.
Все
это
приводит
к
фрагментации
здравоохранения [4]. В системе здравоохранения США, центральной
фигурой является терапевт первичного звена, который координирует как
саму помощь, так и взаимодействия между службами. Такая координация
часто
неэффективна,
так
как
этот
специалист
не
несет
основной
ответственности за пациентов с умственной отсталостью [6; 3].
Еще одним недостатком данной модели является то, что она не
обеспечивает качественное планирование и практическую деятельность,
поощряя первичную медицинскую помощь и препятствуя профилактической
и узкопрофильной [8]. Учитывая несовершенства американской системы
здравоохранения в помощи умственно отсталым, в последние десятилетия
были проведены исследования по разработке интегрированной модели
охраны здоровья через модель «Управление случаем» или с использованием
мульти дисциплинарных бригад [4].
Несмотря на положительные результаты, широкого распространения
интегрированные системы не нашли. Большинство правительственных
ресурсов
сосредоточено
на
профилактических
мерах,
деинституционализации, обеспечении жилья, образовании и трудоустройстве
умственно отсталых людей [7].
В
противовес
фрагментированной
отраслевой
системе
США
Австралия, некоторые страны Западной Европы имеют интегрированную
систему, в которой медицинская помощь застрахована и гарантирована.
Услуги по ее предоставлению финансируются за счет частных страховых
компаний или имеют государственную поддержку. Так, здравоохранение и
социальная сфера имеют общее финансирование и относятся к органам мест-
ного здравоохранения, которые отслеживают потребности населения [4]. В
целом данная система здравоохранения менее разрозненна, чем отраслева.
Проводятся
исследования,
направленные
на
разработку
и
экспериментальную
апробацию
различных
моделей
интегрированного
обучения детей с отклонениями в развитии [7, 1]. Но распространение
интегрированного обучения не должно идти в ущерб развитию специальных
коррекционных учреждений, которые требуют всесторонней поддержки [4].
По мнению некоторых исследователей, масштабная реализация
инклюзивного подхода к образованию на данном этапе развития общества
является только мечтой, в основном по финансовым соображениям [1, 2].
Необходимо
отметить,
что
с
начала
90-х
годов
объем
социореабилитационной помощи в отечественной психиатрии сократился [5,
2].
Для решения социальных проблем пациенты до сих пор обращаются
за помощью к участковому психиатру, однако их возможности в решении
данных вопросов ограничены нормативами времени приема пациента и
должностными обязанностями. Социальная поддержка в большей степени
направлена
на
жизнеобеспечение
пациента
(льготы,
пенсии)
и
не
стимулирует его социальную активность [6].
Таким образом, система помощи умственно отсталым как за рубежом,
так и в нашей стране за последние десятилетия претерпела существенные
изменения.
При
этом
вопросы
эффективного
ее
оказания
остаются
актуальными и в настоящее время.
Литература
1. Андреев Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф. Образование лиц с
ограниченными
возможностями
в
контексте
Программы
ЮНЕСКО
«Образование для всех»: опыт России.-СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.
—2007.—С. 6.
2. Бакк А., Грбневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой
умственного развития.—СПб: ИРАВ.—2001.—360 с.
3. Булат Г., Кара А. Основные направления инклюзивного образования в
Республике Молдова // Ресурсные материалы по вопросам инклюзивного
образования и образования для устойчивого развития.—2009.—С. 25–27.
4. Белявский Б.В. Образование инвалидов в России: история вопроса,
статистика
//
Образование
детей-инвалидов
в
России.
Материалы
международной конференции: «Инклюзивное образование: перспективы
развития в России».—М.—2006.—60 с.
. Гилберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста.—
М.: ГЭОТАРМЕД.—2004.—544 с
6. Грозная Н.С. Включающее образование. История и зарубежный опыт //
Вопросы образования.—М.—2006.—№ 2.—С. 91–105
7. Гурович И.Я., Ньюфельдт О.Г. Современные тенденции развития и новые
формы психиатрической помощи.—М.: ИД «Медпрактика—М».—2007.—
356 с.