Авторы: Гаврикова Ирина Андреевна, Рузанова Валентина Ивановна
Должность: учителя математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №18 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учеников средних классов при изучении математики
Раздел: среднее образование
Гаврикова Ирина Андреевна
учитель математики
МБОУ Школа № 18 г.о. Самара
Активизация познавательной деятельности
учеников средних классов при изучении математики
В настоящее время основной проблемой улучшения качества учебного процесса
является повышение интереса учащихся к изучению нового материала, то есть в
активизации познавательной деятельности. Основная задача в решении этой проблемы
заключается в том, что нужно изменить отношение самих учащихся к познавательному
процессу. Знания и умения, полученные учащимися в готовом виде, не всегда помогают
им при объяснении явлений или решении задач. Необходимо понять, какими способами
можно улучшить познавательную деятельность на уроках.
Активная деятельность учащихся способствует повышению эффективности учебного
процесса.
В своей работе нужно использовать различные способы активизации
познавательной деятельности. На уроках необходимо создавать ситуации, в которых
учащиеся принимают участия в обсуждениях, задают вопросы друг другу и учителю,
отстаивают свое мнение, помогают товарищам, учатся самостоятельно выбирать задачи,
соответствующие уровню знаний по той или иной теме.
Для повышения эффективности учебного процесса можно использовать следующие
методы:
1. Проблемное обучение (создание проблемных ситуаций на уроках способствуют
повышению мотивации учеников к изучению учебного материала);
2. Обучение при помощи алгоритмов (ребята учатся самостоятельно составлять алгоритм
решения задач);
3. Эвристическое обучение (при решении сложных задач
учителем задается ряд
наводящих вопросов, которые помогают ученикам применить известные законы и найти
правильный ответ);
4. Исследовательское обучение (учащиеся самостоятельно выдвигают гипотезу, проводят
определенное наблюдение и анализируя их приходят к определенному выводу).
Для повышения познавательной деятельности учеников необходимо использовать
активные способы обучения:
1. Дискуссия – учащиеся учатся свободно высказывать собственное мнение и слушать
мнение других.
2. Самостоятельная работа -
ребята учатся проводить анализ, выделять главное
использовать различные способы получения информации.
3. Проблемное изложение материала – создание на уроках проблемных ситуаций
способствует формированию
определенных навыков,
с помощью которых ребята
предлагают собственное решение
разных задач.
Метод проблемного изложения
формирует у школьников приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
В настоящее время в педагогической деятельности кроме традиционных методов,
необходимо использовать информационные технологии обучения.
Организация обучения школьников с применением ИКТ позволяет:
- разнообразить работу учащихся, сделать ее интересной;
- решить проблему наглядности обучения,
использовать большие возможности
визуализации изучаемого материала, делая его более доступным для учеников.
-
способствовать
дифференциации
процесса
обучения
за
счет
использования
разноуровневых заданий, которые повышают познавательную деятельность у учащихся;
- совершенствовать навыки самоконтроля школьников, т.к в процессе своей деятельности
они учатся самостоятельно анализировать и корректировать свою работу;
- развивать у школьников творческую активность при разработке презентаций, подготовке
исследовательских проектов, участие в научно-практических конференциях.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке является одним из
основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Активная умственная деятельность учеников приводит к сознательному и прочному
усвоению знаний. Каждый урок необходимо организовывать так, чтобы изучаемый
материал становился предметом активных действий учеников.
Литература:
1.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 1990.
2.
Математика 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля
на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М.Фадеева. – Волгоград: Учитель,2006.
3.
Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах.// Математика в школе.
1993, №2.
4.
Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.// Математика в школе.
1996, №2.
5.
Широкова Л.А. учебная программа в форме игры. // Математика в школе. 1994, №2.
6.
Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Математика в школе. 1996, №6.