Напоминание

Активизация познавательной деятельности учеников средних классов при изучении математики


Авторы: Гаврикова Ирина Андреевна, Рузанова Валентина Ивановна
Должность: учителя математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №18 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учеников средних классов при изучении математики
Раздел: среднее образование





Назад




Гаврикова Ирина Андреевна

учитель математики

МБОУ Школа № 18 г.о. Самара

Активизация познавательной деятельности

учеников средних классов при изучении математики

В настоящее время основной проблемой улучшения качества учебного процесса

является повышение интереса учащихся к изучению нового материала, то есть в

активизации познавательной деятельности. Основная задача в решении этой проблемы

заключается в том, что нужно изменить отношение самих учащихся к познавательному

процессу. Знания и умения, полученные учащимися в готовом виде, не всегда помогают

им при объяснении явлений или решении задач. Необходимо понять, какими способами

можно улучшить познавательную деятельность на уроках.

Активная деятельность учащихся способствует повышению эффективности учебного

процесса.

В своей работе нужно использовать различные способы активизации

познавательной деятельности. На уроках необходимо создавать ситуации, в которых

учащиеся принимают участия в обсуждениях, задают вопросы друг другу и учителю,

отстаивают свое мнение, помогают товарищам, учатся самостоятельно выбирать задачи,

соответствующие уровню знаний по той или иной теме.

Для повышения эффективности учебного процесса можно использовать следующие

методы:

1. Проблемное обучение (создание проблемных ситуаций на уроках способствуют

повышению мотивации учеников к изучению учебного материала);

2. Обучение при помощи алгоритмов (ребята учатся самостоятельно составлять алгоритм

решения задач);

3. Эвристическое обучение (при решении сложных задач

учителем задается ряд

наводящих вопросов, которые помогают ученикам применить известные законы и найти

правильный ответ);

4. Исследовательское обучение (учащиеся самостоятельно выдвигают гипотезу, проводят

определенное наблюдение и анализируя их приходят к определенному выводу).

Для повышения познавательной деятельности учеников необходимо использовать

активные способы обучения:

1. Дискуссия – учащиеся учатся свободно высказывать собственное мнение и слушать

мнение других.

2. Самостоятельная работа -

ребята учатся проводить анализ, выделять главное

использовать различные способы получения информации.

3. Проблемное изложение материала – создание на уроках проблемных ситуаций

способствует формированию

определенных навыков,

с помощью которых ребята

предлагают собственное решение

разных задач.

Метод проблемного изложения

формирует у школьников приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

В настоящее время в педагогической деятельности кроме традиционных методов,

необходимо использовать информационные технологии обучения.

Организация обучения школьников с применением ИКТ позволяет:

- разнообразить работу учащихся, сделать ее интересной;

- решить проблему наглядности обучения,

использовать большие возможности

визуализации изучаемого материала, делая его более доступным для учеников.

-

способствовать

дифференциации

процесса

обучения

за

счет

использования

разноуровневых заданий, которые повышают познавательную деятельность у учащихся;

- совершенствовать навыки самоконтроля школьников, т.к в процессе своей деятельности

они учатся самостоятельно анализировать и корректировать свою работу;

- развивать у школьников творческую активность при разработке презентаций, подготовке

исследовательских проектов, участие в научно-практических конференциях.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке является одним из

основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Активная умственная деятельность учеников приводит к сознательному и прочному

усвоению знаний. Каждый урок необходимо организовывать так, чтобы изучаемый

материал становился предметом активных действий учеников.

Литература:

1.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.:

Просвещение, 1990.

2.

Математика 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля

на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М.Фадеева. – Волгоград: Учитель,2006.

3.

Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах.// Математика в школе.

1993, №2.

4.

Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.// Математика в школе.

1996, №2.

5.

Широкова Л.А. учебная программа в форме игры. // Математика в школе. 1994, №2.

6.

Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Математика в школе. 1996, №6.



В раздел образования