Авторы: Егорова Людмила Федоровна, Романова Анна Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ №44
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: конспект НОД в средней группе
Тема: Чудо-пуговицы
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в средней группе "Чудо-пуговицы"
Тема: (Пуговка-волшебница)
Цель: активизация познавательной активности в процессе использования просто
предмета - пуговицы. Ознакомление с понятием коллекционирование.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- Развивать логическое мышление, связную речь, внимание, мелкую моторику,
коммуникативные навыки.
- Развивать умение сравнивать и группировать однородные предметы
- Обобщить знания о пуговицах
Обучающие:
- Научить детей считать предметы (пуговицы) на ощупь.
- Учить наблюдать, сравнивать, выделять главное.
- Расширять представление детей о различных материалах (дерево, железо,
пластмасса, стекло) и их использовании.
- Закрепить количественный счет в пределах 5 (3), умение определять форму, цвет,
величину.
- Упражнять в обследовании пуговиц при помощи зрения и осязания.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, любознательность, усидчивость, стремление доводить
начатое дело до конца.
Форма проведения: подгрупповая
Предварительная работа:
Собрать коллекцию пуговиц, познакомиться с классификацией пуговиц (форма,
размер, цвет, материал, количество дырочек, назначение).
Материал и оборудование:
У каждого ребенка набор пуговиц 5 штук, цифры от 1 до 5, карточки с нашитыми
пуговицами от 1 до 3, мешочки, картинки с изображением паровоза, гриба, дерева,
божьей коровки, кукла-Королева пуговиц в одежде на пуговицах; музыкальные
записи для физминуток ; карточки-схемы (прямая линия, волнистая, круг квадрат,
треугольник),
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого, но если у вас отсутствует
пуговица, каждый обратит на это внимание» (с) Эрих Мария Ремарк.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята.
Отгадайте загадку:
Одеваться соберешься,
без меня не обойдешься.
Знают взрослые и дети,
застегну я всё на свете.
Что это? (пуговица)
Загадка:
Мелкие кружочки
в дырочки нырнули,
словно на замочки
куртку застегнули.
В: Посмотрите кто к нам пришел! Да это же королева пуговиц!
К: Здравствуйте, дети! Я хочу спросить Вас, вы знаете, почему пуговицу называют
пуговицей, а не иначе?
Раньше люди думали, что украшенные узорами пуговицы отпугивали злых духов.
Вслушайтесь, слово пуговица по звучанию похоже на слово - пугать.
К: А хотите посмотреть, какие бывают пуговицы?
(дети подходят к столам)
Запомните основное правило работы с пуговицами: не брать их в рот и не засовывать в
нос.
Давайте вспомним нашу любимую пальчиковую гимнастику о пуговках:
С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки.)
И в коробку собираю. (Собираем в ладошку.)
Пуговичек очень много, (Играем пальчиками.)
Поиграю я немного.
Пуговицы я кручу, (Крутим кистями рук.)
И портным я стать хочу. (Шьем иголочкой.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши.)
Пальчики наши готовы к работе.
В: Для чего нужны пуговицы, и зачем в пуговице отверстия.
У каждого из вас своя небольшая коллекция пуговиц. Что вы можете о них рассказать?
Чем они отличаются друг от друга? Покажите пуговку: с двумя дырочками,
квадратную, красную, с 4 дырочками, самую большую, круглую, на ножке,
треугольную, самую красивую. Посчитайте, сколько всего пуговиц (5). А из чего
сделаны наши пуговки? Давайте найдем с вами пуговицу деревянную, стеклянную,
пластмассовую, металлическую, перламутровую.
(дети рассматривают пуговицы)
В: Как вы думаете, чем были раньше эти пуговицы?
1. Деревянная пуговица когда-то была веточкой и жила в лесу. На ней росли листья.
Иногда на нее садились птицы. Люди обрезали ветку, очистили ее от коры,
отшлифовали, распилили на тонкие диски. В них просверлили отверстия для того,
чтобы готовую пуговицу можно было пришить к одежде.
2. Перламутровая пуговица была ракушкой или жемчужиной. Её отчистили, также
отшлифовали, сделали отверстия и пришили к одежде.
3. Пластмассовую отлили из пластмассы. Они могут быть большие и маленькие.
4. Стеклянные сделали из песка, воды и огня. Песок расплавили на огне и вылили в
форму пуговицы. Остудили при помощи воды. Так и появилась стеклянная пуговица.
Помогите королеве разложить пуговки по тарелочкам. Но не просто так, а Катя и Таня
ищут деревянные пуговки и выкладывают их в деревянную тарелочку, Олег и Кирилл
металлические - в металлическую тарелочку, Ксюша и Милана - пластмассовые - в
пластмассовую тарелочку, а Варя и Эмилия стеклянные и перламутровые - в
стеклянную тарелочку.
Молодцы, справились с заданием!
Гимнастика для глаз:
Что-то глазки устали у нас.
Проведем, друзья, сейчас,
Мы гимнастику для глаз,
Влево-вправо посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу-вверх и сверху-вниз
Ты смотри и не ленись.
Глазки крепко закрываем,
Широко их открываем.
К: А сейчас я хочу с вами поиграть. Пусть наши пуговки превратятся в прямую
линию, волнистую линию, круг, квадрат или треугольник. А помогут нам в этом
волшебные карточки. Только куда же я их положила? Помогите мне их найти.
(Дети с королевой ищут карточки)
Нашли. Каждый выбирает себе понравившуюся карточку и садится с ней за стол к
своей коллекции. Выложите пуговицы на своей карточке.
Молодцы, ребята!
Королева хочет научить вас считать пуговки на ощупь, в волшебном мешочке, когда
их не видно.
Посмотрите: кладу карточку перед собой, придерживаю ее левой рукой, а правую руку
надо передвигать слева направо, ощупывать пуговицы одну за другой и считать: один-
два-три. Всего три пуговицы.
Сосчитали пуговицы, и положили карточку с цифрой 3 рядом.
А теперь давайте проверим, правильно ли мы почитали наши пуговички на ощупь.
Выньте карточку из мешочка. Посмотрите, сколько их?
К: Молодцы, ребята, порадовали вы меня. Теперь можно и отдохнуть.
Физминутка - начинаем отдыхать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать, (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули,
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два, вперед нагнуться,
Раз и два, назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей (улыбнуться друг другу).
В: Королева пуговиц принесла вот такие невесёлые картинки. Вот печальная божья
коровка, паровозик без колес, грибок и дерево. Как им помочь? Подберите для них
красивые пуговички (дети выкладывают).
К: Молодцы, ребята! У вас получились очень красивые картинки!
Как славно мы сегодня потрудились.
Рефлексия:
Что нового вы узнали сегодня о пуговицах? Какие задания показались вам трудными,
а с чем вы легко справились. Что на занятии вам понравилось, а что нет?
Теперь вы можете взять по одной понравившейся вам пуговке. Если вам было
интересно и понравились игры, в которые мы играли, то положите свою пуговку к
веселому смайлику, а если не понравилось, то положите свою пуговку к сердитому
смайлику. Молодцы, ребята!