Напоминание

Сюжетно-ролевая игра как форма математического образования дошкольников


Автор: Атюнина Вера Сергеевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: АНО "Дельфин"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра как форма математического образования дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хабаровск, 2020

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

КАК ФОРМА

МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Автономная некоммерческая организация

«Негосударственный дошкольный образовательный центр «Дельфин»

Атюнина Вера Сергеевна, старший

воспитатель АНО «Дельфин» г. Хабаровск,

кандидат психологических наук

«В магазин за праздничными покупками»

(сюжетно-ролевая игра)

ЦЕЛЬ – сформировать у детей положительное отношение к математике

ЗАДАЧИ:

- формирование элементарных математических представлений

- знакомство с денежным выражением стоимости

- социально-коммуникативное развитие

- способность определять количество предметов и считать (пересчитывать)

- обогащение активного словарного запаса

- анализ, сортировка детьми материала по свойствам и значимости, исходя

из жизненного опыта

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА описываемого МЕРОПРИЯТИЯ - ДЕТИ от 2 до 4 лет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ОБЛАСТИ:

познавательное

развитие

«Окружающий

мир:

естествознание, экология, техника», «Математика».

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ: подбор и предоставление пустых упаковок от различных товаров

ОБОРУДОВАНИЕ:

-

небольшой стол в качестве места кассира

- полки шкафа в качестве стеллажей

магазина

- пластмассовый ящик с отделениями

в качестве хранения денег и кошельки

-игрушечные деньги, раскрашенные детьми

- сумки-корзины для покупок

- счетные палочки

- пустые упаковки от товаров, составляющих

ассортимент магазина

«В магазин за праздничными покупками»

(сюжетно-ролевая игра). КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Хорошо знакомая всем игра в магазин используется как форма математического

образования.

В

ходе

мероприятия

детям

предоставляется

возможность

для

классификации и систематизации объектов (товаров). Снимая с полки товары или

возвращая их на прежнее место, дети учатся определять положение собственного

тела и других объектов в пространстве и правильно использовать соответствующие

понятия («вверху», «внизу», «впереди», «позади» и т.д.). Устанавливая цены на

товары, дети оперируют числами и приобретают уверенность в обращении с ними.

Проводятся рекомендации, цель которых – помочь детям самостоятельно изготовить

«кассу», которая послужит им вспомогательным средством при определении общей

стоимости «покупок».

В диалоге с другими детьми и со взрослыми развивается способность выражать

математические

понятия

с

помощью

слов.

А

также

развивается

и

пополняется

активный словарный запас.

«В магазин за праздничными покупками»

(сюжетно-ролевая игра). ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА

Перед

открытием

игрушечного

магазина

дети

должны

рассортировать

и

упорядочить

имеющиеся в наличии упаковки. Для этого все упаковки складываются в одно место.

Важно,

чтобы

они

были

разнообразными

и

их

можно было рассортировать определенным

образом (по форме, по размеру, по цвету и т.д.).

Педагог, не задавая критериев, просит рассортировать товар. Затем дети и педагог обсуждают, по

каким признакам шла сортировка товара.

Педагог подсказывает, что еще одним критерием по которому можно рассортировать товар

является их цена. В беседе с педагогом дети определяют, насколько значимыми являются те или

иные товары и в соответствии с этим какой должна быть их стоимость. Затем дети приклеивают

ценники и расставляют товары в заранее условленном порядке.

Прежде

чем

магазин

откроется,

дети

должны

составить

себе

представление

о

процессе

совершения покупки. Дети делятся своим опытом, как они ходили с родителями за покупками

в магазин. Затем дети моделируют, совместно с педагогом, все необходимые стадии процедуры

покупки товара.

«В магазин за праздничными покупками»

(сюжетно-ролевая игра). ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА

Педагог

затрагивает

вопрос,

для

чего

нужны

деньги,

и

знакомит

детей

с

номиналом.

Затем дети подробно обсуждают процесс оплаты купленных товаров и упражняются в счете

на кассе, примиряя на себя роль покупателя, продавца и кассира.

Старшие дети ходят в паре с младшими. Педагог объясняет: сначала нужно прочитать вслух

стоимость товара, кассир отодвигает на кассе определенное количество палочек (импровизация

счет)

влево

за

каждый

товар,

после

чего

кассир

пересчитывает

все

количество

палочек.

Это

общая

стоимость

покупки,

выписывает

чек

и

просит

оплатить.

Покупатель

отсчитать

необходимое количество игрушечных денег и получает товары.

После ранее описанных процедур, магазин открывается. Один из детей становится продавцом.

Остальные по очереди приходят в «торговый зал». Покупатель сообщает продавцу, чтобы он

хотел купить,

как

можно

точнее

описывая

нужный

товар

(например,

квадратные

таблетки,

круглую коробку

и

т.д.). Кроме

того

необходимо уточнить

формулировку местонахождения

товара (круглая желтая коробка, которая стоит внизу).



В раздел образования