Напоминание

«Самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций»


Авторы: Щеглова Ольга Михайловна, Соболева Татьяна Никитична
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Переход

к

новым

образовательным

стандартам

на

основе

компетентностного

подхода

увеличил

объем

самостоятельной

работы

студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В

концепции

Федеральных государственных образовательных стандартах

среднего профессионального образования самостоятельная работа студентов

постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.

"Самостоятельная

деятельность"

студентов

(учащихся)

-

форма

организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного

участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной

самостоятельности, творчества, инициативы.

Самостоятельная работа студентов имеет два основных направления:

Первое – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе

аудиторных занятий.

Второе – повышение активности студентов по всем направлениям

самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Применяются взаимосвязанные формы самостоятельной работы:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

2.

Аудиторная

самостоятельная

работа

(под

непосредственным

руководством преподавателя).

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Конкретные формы внеаудиторной самостоятельной работы зависят от

цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:

подготовка к лекциям, семинарским, практическим занятиям;

изучение учебных пособий;

изучение в рамках программы курса тем и проблем, не

выносимых на лекции и семинарские занятия;

выполнение контрольных работ;

1

написание тематических докладов и рефератов на проблемные

темы;

участие студентов в составлении тестов;

выполнение исследовательских и творческих заданий;

написание курсовых и дипломных работ;

создание наглядных пособий, мультимедийных презентаций по

изучаемым темам.

С учетом многообразия форм внеаудиторной самостоятельной

работы,

преподаватель

на

каждом этапе

разъясняет

цели

работы,

контролирует понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них

умение самостоятельной постановки цели и определения задач.

Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении

практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.

При изучении теоретического материала преподаватель контролирует

усвоение материала студентами путем проведения экспресс-опросов по

конкретным темам, тестового контроля знаний,

На практических и семинарских занятиях использование различных

форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более

интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

При

проведении

семинаров

и

практических

занятий

студенты

выполняют самостоятельную работу как индивидуально, так и творческими

группами, каждая из которых получает своё задание. Выполненное задание

публично

обсуждается,

при

этом

необходимо

отметить,

что

защита

студентами своего варианта повышает роль самостоятельной работы и

усиливает стремление к ее качественному выполнению. Данная система

организации

практических

занятий

позволяет

вводить

научно-

исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

На

обычных

практических

занятиях

студент

получает

свое

индивидуальное задание (вариант), при этом условие задания для всех

студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом

2

выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания

(общий порядок решения, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Кроме

того, обращается внимание на вопросы самоконтроля по изучаемой теме.

Такая форма самостоятельной работы способствует

более глубокому

усвоению изучаемого материала,

изменению отношения студентов к

конспектированию лекций, так как без понимания теории предмета, без

хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в выполнении задания.

Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Разнообразные формы помогают более глубоко и качественно изучить

и выработать профессиональные умения и навыки, а так же прививают

любовь и заинтересованность к выбранной профессии, т. е. происходит

становление самоопределения студентов по отношению к выбранным

профессиям.

Преподаватель и студент выступают

как равноправные

партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта:

- раскрываются и реализуются личностные особенности студентов,

которые могли быть незаметны ранее;

- создается атмосфера заинтересованности, ситуации, позволяющие

каждому

студенту

проявлять

инициативу,

самостоятельность,

изобретательность к способам работы.

Необходимо отметить, что активная самостоятельная работа студентов

возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей

эффективной профессиональной деятельности путём развития творческой

инициативы,

ответственности

и

организованности,

формирования

самостоятельности

профессионального

мышления:

способности

к

профессиональному

и

личностному

развитию,

самообразованию

и

самореализации.

Таким образом, самостоятельная работа, проводимая систематически, в

большой

степени

способствует

профессиональному

становлению

и

творческому саморазвитию личности будущего специалиста.

3

4



В раздел образования