Авторы: Щеглова Ольга Михайловна, Соболева Татьяна Никитична
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций»
Раздел: среднее профессиональное
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Переход
к
новым
образовательным
стандартам
на
основе
компетентностного
подхода
увеличил
объем
самостоятельной
работы
студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В
концепции
Федеральных государственных образовательных стандартах
среднего профессионального образования самостоятельная работа студентов
постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.
"Самостоятельная
деятельность"
студентов
(учащихся)
-
форма
организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного
участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной
самостоятельности, творчества, инициативы.
Самостоятельная работа студентов имеет два основных направления:
Первое – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе
аудиторных занятий.
Второе – повышение активности студентов по всем направлениям
самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Применяются взаимосвязанные формы самостоятельной работы:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
2.
Аудиторная
самостоятельная
работа
(под
непосредственным
руководством преподавателя).
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Конкретные формы внеаудиторной самостоятельной работы зависят от
цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:
подготовка к лекциям, семинарским, практическим занятиям;
изучение учебных пособий;
изучение в рамках программы курса тем и проблем, не
выносимых на лекции и семинарские занятия;
выполнение контрольных работ;
1
написание тематических докладов и рефератов на проблемные
темы;
участие студентов в составлении тестов;
выполнение исследовательских и творческих заданий;
написание курсовых и дипломных работ;
создание наглядных пособий, мультимедийных презентаций по
изучаемым темам.
С учетом многообразия форм внеаудиторной самостоятельной
работы,
преподаватель
на
каждом этапе
разъясняет
цели
работы,
контролирует понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них
умение самостоятельной постановки цели и определения задач.
Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении
практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.
При изучении теоретического материала преподаватель контролирует
усвоение материала студентами путем проведения экспресс-опросов по
конкретным темам, тестового контроля знаний,
На практических и семинарских занятиях использование различных
форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более
интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
При
проведении
семинаров
и
практических
занятий
студенты
выполняют самостоятельную работу как индивидуально, так и творческими
группами, каждая из которых получает своё задание. Выполненное задание
публично
обсуждается,
при
этом
необходимо
отметить,
что
защита
студентами своего варианта повышает роль самостоятельной работы и
усиливает стремление к ее качественному выполнению. Данная система
организации
практических
занятий
позволяет
вводить
научно-
исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
На
обычных
практических
занятиях
студент
получает
свое
индивидуальное задание (вариант), при этом условие задания для всех
студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом
2
выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания
(общий порядок решения, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Кроме
того, обращается внимание на вопросы самоконтроля по изучаемой теме.
Такая форма самостоятельной работы способствует
более глубокому
усвоению изучаемого материала,
изменению отношения студентов к
конспектированию лекций, так как без понимания теории предмета, без
хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в выполнении задания.
Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Разнообразные формы помогают более глубоко и качественно изучить
и выработать профессиональные умения и навыки, а так же прививают
любовь и заинтересованность к выбранной профессии, т. е. происходит
становление самоопределения студентов по отношению к выбранным
профессиям.
Преподаватель и студент выступают
как равноправные
партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта:
- раскрываются и реализуются личностные особенности студентов,
которые могли быть незаметны ранее;
- создается атмосфера заинтересованности, ситуации, позволяющие
каждому
студенту
проявлять
инициативу,
самостоятельность,
изобретательность к способам работы.
Необходимо отметить, что активная самостоятельная работа студентов
возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей
эффективной профессиональной деятельности путём развития творческой
инициативы,
ответственности
и
организованности,
формирования
самостоятельности
профессионального
мышления:
способности
к
профессиональному
и
личностному
развитию,
самообразованию
и
самореализации.
Таким образом, самостоятельная работа, проводимая систематически, в
большой
степени
способствует
профессиональному
становлению
и
творческому саморазвитию личности будущего специалиста.
3
4